РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 г. п.Одоев Тульской области
Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Романовой И.А.,
при секретаре Архиповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-798/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Прошуниной Елене Александровне о взыскании пени по страховым взносам,
установил:
УФНС России по Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Прошуниной Е.А. о взыскании пени по страховым взносам.
В обоснование своих требований административным истцом указано, что в соответствии со ст. 419 НК РФ ответчик признана плательщиком страховых взносов, поскольку являлась индивидуальным предпринимателем до 01.01.2017, с 28.07.1997 по 05.02.2018. В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлялись требования через личный кабинет в электронной форме, которые не исполнены: требование № от 15.05.2020 пени по земельному налогу – 14,70 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц – 235,49 руб.; 0,76 руб., 780,92 руб.; пени по единому налогу на вмененный доход – 10,97 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии пени – 76,62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии – 120,39 руб.; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 8,07 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии – 112,93 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 – 200,47 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 – 87,41 руб.; пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 – 1,67 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, перечисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) – 77,36 руб. Требование от 22.11.2016: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) – налог 3610 руб., пени – 90,51 руб.; пени по страховым взносам на ОМС в РФ, зачисляемые в ПФРФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) – 0,69 руб.
28.05.2021 судебный приказ о взыскании налоговых платежей отменен.
Просит суд, с учетом уточнения требований: взыскать с Прошуниной Е.А. пени по земельному налогу в сумме 14,70 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц – 998,83 руб.; пени по единому налогу на вмененный доход – 10,97 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в сумме 77,36 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в сумме 120,39 руб.; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 – 8,07 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды начиная с 01.01.2017) в сумме 112,93 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в сумме 200,47 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в сумме 87,41 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в сумме 1,67 руб., всего 1632, 80 руб. в пользу Управления ФНС по Тульской области.
В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по Тульской области не явился, в представленном заявлении представитель по доверенности Шишкова М.А. просит рассмотреть административное дело без участия представителя, указав, что заявленные требования с учетом уточнения поддерживает.
Административный ответчик Прошунина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его рассмотрения извещена надлежащим образом.
На основании ч.6 ст. 45, ст.ст. 100, 101, 150 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы административного дела, руководствуясь положениями ст.62 КАС РФ об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со ст.14 КАС РФ, а также требованиями ст.178 КАС РФ об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 3, пункте 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектами налогообложения, в частности, являются автомобили (ст. 358 НК РФ).
В соответствии со ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, которое согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с ч.1,2,3,4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения п. 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пеня не является мерой ответственности, а относится к одному из способов уплаты налога и, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 года N 20-П, представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
С учетом положений вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В соответствии со ст. 419 НК РФ Прошунина Е.А. признана плательщиком страховых взносов, поскольку являлась индивидуальным предпринимателем до 01.01.2017, с 28.07.1997 по 05.02.2018.
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлялись требования через личный кабинет в электронной форме, которые не исполнены: требование № от 15.05.2020 пени по земельному налогу – 14,70 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц – 235,49 руб.; 0,76 руб., 780,92 руб.; пени по единому налогу на вмененный доход – 10,97 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии пени – 76,62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии – 120,39 руб.; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 8,07 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии – 112,93 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 – 200,47 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 – 87,41 руб.; пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 – 1,67 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, перечисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) – 77,36 руб. Требование от 22.11.2016: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) – налог 3610 руб., пени – 90,51 руб.; пени по страховым взносам на ОМС в РФ, зачисляемые в ПФРФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) – 0,69 руб.
В установленные сроки налоги уплачены не были, в связи с чем, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанных налогов и сборов к мировому судье, а после отмены судебного приказа - в Одоевский межрайонный суд Тульской области.
Определением мирового судьи судебного участка №37 Одоевского судебного района Тульской области от 28.05.2021 судебный приказ от 17.05.2021 отменен в связи с поступившими возражениями от должника Прошуниной Е.А.
В Одоевский межрайонный суд Тульской области данное административное исковое заявление поступило 11.11.2021.
В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Суд в соответствии с требованиями ст. 289 КАС РФ установил, что налоговым органом не нарушены сроки обращения с настоящим иском.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Кроме того, как разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, а также пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента его отмены.
На основании вышеизложенного, доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд за взысканием пени, являются необоснованными.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате основных обязательств по уплате страховых взносов, на основании ст. 75 НК РФ налоговым органом правомерно начислены пени.
В связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию пени, размер которых верно рассчитан административным истцом с учетом требований п. 4 ст. 75 НК РФ, всего в общей сумме 1632,80 руб.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статья 333.36 НК РФ содержит перечень категорий плательщиков, которые освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с тем, что заявленные требования удовлетворены в полном объеме, а административный истец в соответствии с требованиями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика Прошуниной Е.А. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования Одоевский район Тульской области в размере 400 руб., в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Прошуниной Елене Александровне о взыскании пени по страховым взносам удовлетворить.
Взыскать с Прошуниной Елены Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области пени по страховым взносам, всего в сумме 1632 (одна тысяча шестьсот тридцать два) рубля 80 копеек.
Оплата подлежит перечислению по следующим реквизитам:
получатель платежа – УФК по Тульской области (управление Федеральной налоговой службы по Тульской области) ИНН 7107086130 КПП 710701001, Банк получателя: Отделение Тула Банка России// УФК по Тульской области г. Тула БИК 017003983, номер счета банка получателя средств: 40102810445370000059 номер счета получателя средств: 03100643000000016600, ОКТМО 70636151, КБК 18210502010022100110 пени по ЕНВД; КБК 18210606043132100110 – пени по земельному налогу; КБК 18210202140062110160 – пени по страховым взносам на ОПС; КБК 18210202010062100160 – пени по страховым взносам на ОПС (до 01.01.2017); КБК 18210202090072100160 – пени по страховым взносам на социальное страхование; КБК 18210202101082011160 – пени по страховым взносам на ОМС (до 01.01.2017; КБК 1821020202103082013160 – пени по страховым взносам на ОМС.
Взыскать с Прошуниной Елены Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход бюджета муниципального образования Одоевский район Тульской области..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Одоевский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 17.12.2021