изготовлено 08.06.2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2023 года город Мегион
Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Мишенькиной К.В.,
при секретаре Олейник С.С.,
с участием представителей истца Мирошниченко Р.Н., Корнейчук Л.С.,
представителей ответчика: Ивановой М.С., Секисовой А.И.,
представителей третьих лиц Пущеленко А.Б., Глушаковой Т.В., Нечинской И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-409/2023 по исковому заявлению прокурора города Мегиона в интересах несовершеннолетнего ФИО14, в лице законного представителя Корнейчук Лилии Сабировны (третьи лица: МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса», МУП «Тепловодоканал») о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Мегиона в интересах несовершеннолетнего ФИО15. обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что проведенной по заявлению законного представителя несовершеннолетнего ФИО16 проверкой установлено, что 24.01.2023 г. на территории и г. Мегиона на него произошло нападение бездомной собаки, в результате которого им получена укушенная рана голени. В связи с полученной травмой несовершеннолетнему оказана медицинская помощь: обработка раны, перевязка, постановка антирабической сыворотки. В результате нападения животного ребенок переживал эмоционально, был испуган, испытал физические и нравственные страдания. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Представители истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Законный представитель несовершеннолетнего ФИО17. дополнительно пояснила, что 27.01.2023 г. ребенок вечером возвращался домой с секции с другом. На него напала собака, которая подбежала со стаей. Друг ребенка убежал. Ее сын, воспользовавшись моментом того что собака отвлеклась, смог вырваться и забежать в магазин. В результате произошедшего ребенок боится ходить по улице, стал бояться собак, испытал испуг, имел плохой сон. Ей установлено два случая энуреза, которые до произошедших событий не возникали. С ребенком работал психолог, ей с ребенком пришлось неоднократно посещать врача, ребенку ставили уколы.
Представители ответчика Иванова М.С. и Секисова А.И. в судебном заседании против удовлетворения требований возражали, прояснили, что органом местного самоуправления надлежащим образом исполняются обязательства связанны с отловом бездомных собак. Возможности реализации исполнения данной обязанности ограничены размером субвенций, предоставляемых Ветеринарной службой ХМАО-Югры. Полагали, что Ветеринарная служба должна быть привлечена к участию в деле в качестве соответчика. Со стороны органа местного самоуправления для решения вопроса о контроле за бродячими собаками создан приют, где бездомные собаки проживают постоянно. Финансирование приюта осуществляется за счет средств бюджета и обычных граждан. Считали неустановленным факт укуса ребенка бездомной собакой. Представили письменные возражения на исковое заявление, которые приобщили к материалам дела.
Представитель третьего лица МУП «Тепловодоканал» Глушакова Т.В., Нечинская И.Г. в судебном заседании поддержали возражения ответчика, пояснили, что работа в отношении бродячих собак в части содержания их в приюте производится надлежащим образом. В результате розыска собаки, укусившей ребенка она не была установлена.
Представитель МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» Пущеленко А.Б. в судебном заседании поддержал позицию ответчика.
Представитель третьего лица Ветеринарной службы ХМАО-Югры Кашевар В.А. в судебное заседание не явился, представил письменные возражения в которых указал, что по факту нападения собак без владельцев в январе 2023 г. службой совместно с представителями администрации проводилось рейдовое мероприятие по результатам которого в адрес главы г. Мегиона направлялось письмо № 12 от 27.07.2022 г., информация органа местного самоуправления не поступала. Указанный факт свидетельствует, что в городе проводится неэффективный отлов животных без владельцев, не принимаются должные меры по снижению рисков причинения животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан, данный факт также подтверждается сообщениями, поступающими в систему «Инцидент. Менеджмент» от жителей города Мегиона.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
По делу установлено, что 24.01.2023 г. на территории г. Мегиона несовершеннолетний ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ г.р. был укушен бездомной собакой.
В результате нападения собаки он получил укушенную рану голени.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно п. 11 ст. 29 вышеуказанного Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п. 1789 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 4) регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
В силу статьи 2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) деятельность по обращению с собаками - деятельность, включающая в себя отлов собак без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ;
2) собака без владельца - собака, которая не имеет владельца или владелец которой неизвестен.
Статьей 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено право органов местного самоуправления на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Из положений п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона ХМАО - Югры от 10.12.2019 г. № 89-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления городских округов наделяются отдельным государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включающих в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с пунктом 1 (за исключением вакцинации животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных), пунктами 4 - 8 части 7 статьи 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, либо обращение с животными в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно ч. 3, 4 ст. 2 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются отдельным государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включающих в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с пунктом 1 (за исключением вакцинации животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных), пунктами 4 - 8 части 7 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, либо обращение с животными в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных. Органы местного самоуправления поселений наделяются отдельным государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включающих в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданного отдельного государственного полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа (ч. 1 ст. 10 Закона ХМАО - Югры от 10.12.2019 г. № 89-оз).
Принимая во внимание вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что ответственность за вред, причиненный несовершеннолетнему ФИО19., в результате укуса собаки, несет администрация города Мегиона, которой не принято исчерпывающих мер по отлову и обеспечению возврата в место обитания животного, не представляющего угрозу для жизни человека.
Во исполнение требований вышеуказанного закона администрацией г. Мегиона 19.01.2023 г. заключен муниципальный контракт № 4-УС на оказание услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев с МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса».
Также территории г. Мегион организован временный приют для бездомных животных.
Вместе с тем, установленный факт нападения свидетельствует об упущениях ответчика по принятию необходимых мер и не является значимым для разрешения настоящего спора по существу.
Доводы представителей ответчика о необоснованности требований ввиду отсутствия доказательств причинения вреда потерпевшему бездомным животным, не имеющим хозяина, не влечет освобождение ответчика от ответственности, поскольку им не доказано иное.
В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № № БУ ХМАО-Югры «Мегионская городская больница» ДД.ММ.ГГГГ г. несовершеннолетний потерпевший с законным представителем Корнейчук Л.С. обращались в БУ ХМАО-Югры «Мегионская городская больница» для обработки раны, несовершеннолетнему в указанные даты проводилось вакцинирование.
Согласно заключению № 149 от 27.03.2023 г. при медицинской судебной экспертизе у ФИО21. было установлено телесное повреждение в виде раны левой голени с кровоизлиянием и ссадины вокруг, которое причинила легкий вред здоровью (по признаку кратковременного расстройства здоровья, согласно п. 8.1 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (утв. приказом Министерства здравоохранения и СР России от 24.04.2008 г. № 1094н) и возникла от травмирующего воздействия реберного предмета с ограниченной травмирующей поверхностью, вероятно за несколько часов до обращения з\а медицинской помощью, 24.01.2023 г., на что указывает морфологические особенности повреждения (наличие раны, скудное геморрагическое отделяемое из раны). Не исключено, что рана образовалась от воздействия реберного предмета, каковым мог быть зуб животного (собаки), на что указывает характер раны (рана размером 0,8 х 0,6 см), с неровными краями, в пределах кожи и подкожной жировой клетчатки, вокруг ссадины и кровоизлияние). Рана в пределах кожи и подкожно-жировой клетчатки в случае возникновения в результате укуса животного всегда сопровождается инфицированием раневого канала, заживает длительно с образованием рубца, который самостоятельно не исчезает, поэтому считается неизгладимым.
При определении размера компенсации моральноговреда,суд учитывает обстоятельства происшедшего, степень вины ответчика, характер телесных повреждений, полученных ФИО22., эмоциональное состояние несовершеннолетнего в момент и после произошедших событий, его возраст ДД.ММ.ГГГГ тяжесть причиненного вреда здоровью, возможные последствия, для потерпевшего, которые могли возникнуть в результате укуса в отсутствии вакцинации (бешенство), период лечения, указанные законным представителем изменения в поведении и здоровье ребенка, а также требования разумности и справедливости и считает возможным взыскать с ответчика компенсацию моральноговредав размере 50 000 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
требования прокурора города Мегиона в интересах несовершеннолетнего ФИО23, в лице законного представителя Корнейчук Лилии Сабировны (третьи лица: МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса», МУП «Тепловодоканал», Ветеринарная служба ХМАО-Югры) о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации города Мегиона (ИНН 8605004157) в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО24 – Корнийчук Лилии Сабировны, (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Мегионский городской суд.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья К.В. Мишенькина