УИД: 27RS0№-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Бойко А.А., при секретаре ФИО5,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от ДАТА, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны РФ ФИО4, действующей на основании доверенности от ДАТА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с иском к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о восстановлении пенсионных прав, в обоснование указав, что истец проходил военную службу по контракту в вооруженных силах РФ в <адрес> края. Выслуга истца составляет 28 лет. В 2005 году истец был уволен с зачислением в запас по состоянию здоровья. В марте 2018 года истец обратился в военный комиссариат <адрес> с просьбой оформить пенсию, на что был предоставлен ответ, что личного дела к ним не поступало. В связи с чем, пенсию оформить не представляется возможным. ДАТА истец написал заявление в военный комиссариат <адрес>, в котором были поставлены следующие вопросы: где находится личное дело, каким образом истец может оформить пенсию, просьба посодействовать в оформлении пенсии. Военный комиссариат <адрес> рекомендовал обратиться в воинскую часть, где истец ранее проходил службу. Истец сделал запрос в архивный отдел <адрес>, и из архивной справки узнал, что войсковая часть, в которой истец проходил службу, расформирована. Личное дело истца было выслано в прокуратуру ТОФ и обратно не поступало. Личное дело, экземпляр №, после поступления в архив в воинскую часть 34263 обратно не поступало. ДАТА истец написал заявление в военный комиссариат Первореченского и <адрес>ов <адрес> края с просьбой оказать содействие в поиске личного дела и формирования пенсии. После продолжительного поиска, истцу в 2020 году была начислена пенсия с 19.09.2019г. с доплатой за предшествующие 12 месяцев. В апреле 2024 года истец написал заявление в военный комиссариат <адрес> с просьбой сделать перерасчет пенсии с момента написания первого заявления. Военный комиссариат <адрес> отказал истцу в перерасчете пенсии, ссылаясь на то, что первоначальное заявление от 16.05.2018г. носит заявительный характер. С мнением военного комиссариата <адрес> истец не согласен.
Просит признать заявление от 16.05.2018г. ФИО1 ДАТА года рождения «О содействии в оформлении пенсии» <адрес> днем обращения за назначением пенсии, назначить пенсию с момента подачи заявления от 16.05.2018г. ФИО1 ДАТА года рождения и произвести перерасчёт пенсии.
Не согласившись с исковым заявлением, представителем ответчика подан отзыв на иск, в котором указано, что на основании Закона от ДАТА № и заявления ФИО1 о назначении пенсии от ДАТА соответствующего образца, поданного в ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», с ДАТА ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет, с учетом трудового стажа, по линии Министерства обороны Российской Федерации. На день увольнения с военной службы его выслуга лет (с учетом трудового стажа) составила в льготном исчислении 28 лет 03 месяца 25 дней, из них в календарном исчислении - 20 лет. В связи со сменой места пребывания, пенсионное дело ФИО1 перенаправлено в военный комиссариат (Хабаровского и <адрес>ов г. Хабаровска <адрес>), выплата пенсии продлена с 01.03.2022г. ДАТА в адрес военного комиссариата <адрес> поступило заявление ФИО1 о назначении пенсии с момента обращения в военный комиссариат <адрес> с заявлением от 16.05.2018г. и за предшествующий год, то есть с 16.05.2017г., по результатам рассмотрения которого доводы заявителя проверены и установлено, что военным комиссариатом <адрес> пенсия за выслугу лет была назначена ФИО1 на законных основаниях. Таким образом, учитывая, что заявление ФИО1 от 16.05.2018г. не носит заявительный характер по вопросу назначения пенсии (в нем отсутствую сведения, необходимые для проверки обоснованности назначения пенсии, а именно: последнее место службы, должность, выслуга лет, денежный аттестат и т.д.), а по своему содержанию содержит просьбу по оказанию содействия в розыске пенсионного дела, правовых оснований для назначения пенсии по выслуге лет ФИО1 с 16.05.2017г. у военного комиссариата не имеется.
Представителем третьего лица Министерства обороны РФ поданы возражения на исковое заявление, в которых указано, что истцом пропущены сроки исковой давности обращения с иском в суд, а также истцом не представлено доказательств того, что ему до ДАТА не начислялась пенсия, установленная действующим законодательством.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 26.07.2024г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны РФ, ФКУ Военный комиссариат <адрес>.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика, третьего лица поддержали позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление, также просили применить сроки исковой давности.
На основании исследованных в судебном заседании пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Пенсионное обеспечение ФИО1 по линии Министерства обороны Российской Федерации осуществляется на основании Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Статьей 1 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (здесь и далее нормы Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I приведены в редакции, действующей на день увольнения истца).
Частью первой статьи 6 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В силу пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона, лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДАТА N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения увольнения истца).
Положением о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДАТА N 1372 установлено, что основной задачей военных комиссариатов является организация работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций и осуществление контроля за правильностью и своевременностью их выплаты; организация и осуществление работы по разъяснению законодательства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления прав и льгот, установленных пенсионерам из числа военнослужащих и членам их семей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом командующего ТОФ от 15.08.2005г. № майор ФИО1 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (п.п. «Б» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
ФИО1 в военный комиссариат <адрес> подано заявление датированное 16.05.2018г., зарегистрированное 22.05.2018г., согласно которому просит дать разъяснение, где находится личное дело, каким-образом возможно оформить пенсию, и указана просьба в содействии в оформлении пенсии.
Ответом от 08.06.2018г. военным комиссариатом <адрес> сообщено ФИО1, что в адрес военного комиссара <адрес> личное дело не поступало.
19.07.2019г. ФИО1 в военный комиссариат Советского и <адрес>ов <адрес> подано заявление, в котором просит оказать содействие в поиске личного дела и оформлении пенсии в установленном законом порядке.
Ответом от 24.07.2019г. военным комиссариатом Советского и <адрес>ов <адрес> ФИО1 сообщено, что ФИО1 на воинском учете в военном комиссариата Советского и <адрес>ов <адрес> не состоит и ранее не состоял, личное дело (1-й и 2-й экземпляры) на учет и хранение в военный комиссариат не поступали.
В соответствии с архивной справкой из приказа Командующего ТОФ от 15.08.2005г. № выслуга лет ФИО1 календарная 16 лет 0 мес., в льготном исчислении 22 года 1 мес.
Ответом от 25.04.2024г. военным комиссариатом <адрес> ФИО1 сообщено, что заявление от 16.05.2018г., направленное в адрес военного комиссариата <адрес>, не носит заявительный характер по вопросу назначения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. В своем обращении ФИО1 просит разъяснить сведения о месте нахождения личного дела, и способах оформления пенсии. Военным комиссариатом <адрес> от 18.06.2018г. направлен ответ, с целью проведения дополнительных мероприятий по розыску личного дело, были даны разъяснения. Военным комиссариатом <адрес> по заявлению о назначении пенсии от 19.07.2019г. была назначена пенсия за выслугу 28 лет с 19.07.2018г.
Согласно части первой статьи 51 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 этого закона (в частности, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств), и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
По общему правилу, установленному пунктом "а" части первой статьи 53 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона, пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I).
В соответствии с частью второй статьи 54 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I в случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой данной статьи.
Аналогические нормы законодательства приведены и на дату подачи первого заявления истца.
По смыслу приведенных норм, назначение пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов. При этом, если заявитель приложил к заявлению не все необходимые документы, то пенсионный орган должен ему разъяснить, какие документы следует представить дополнительно.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть вторая статьи 55 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I).
Частью второй статьи 58 Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из вышеизложенного обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах (включая право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет), и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о назначении надбавки к пенсии за выслугу лет данный гражданин имеет право на выплату неполученной надбавки к пенсии за выслугу лет за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что сроки давности обращения с иском в суд истцом не нарушены.
Как установлено судом, ФИО1 22.05.2018г. первично обратился в военный комиссариат с заявлением в оказании помощи в назначении пенсии. При этом, военный комиссариат в нарушение Закона Российской Федерации от ДАТА N 4468-I не разъяснил заявителю о необходимости предоставления документов для назначении пенсии, обратного в материалы дела суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у истца возникло право на назначение пенсии с ДАТА (дата регистрации заявления от ДАТА), в связи с чем имеются основания для возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет размера пенсии с указанной даты за период с ДАТА по ДАТА включительно.
Судом принят во внимание период с ДАТА, поскольку пенсия подлежит расчету за 12 месяцев, предшествующих дню обращения с соответствующим заявлением. По ДАТА судом определен срок исходя из того, что согласно расчету на пенсию за выслугу лет, ФИО1 пенсия назначена с ДАТА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о восстановлении пенсионных прав, - удовлетворить.
Признать днем обращения ФИО1 ДАТА года рождения в ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» за назначением пенсии - ДАТА.
Возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» назначить ФИО1 ДАТА года рождения пенсию с ДАТА, выплатить недополученную часть пенсии за период с ДАТА по ДАТА включительно.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 07 октября 2024 года.
Судья:
Решение в законную силу не вступило.
Копия верна: Судья А.А. Бойко
Подлинник решения вшит в материалы гражданского дела № 2-1290/2024, находится в Кировском районном суде г. Хабаровска
Секретарь О.А. Иголкина