72RS0021-01-2019-002092-76
Дело №33а-6825/2019
Номер в суде первой инстанции 2а-2178/2019
Апелляционное определение
г. Тюмень | 27 ноября 2019 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Глушко А.Р., Ревякина А.В. |
при секретаре | Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 10 сентября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области к Межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы №9 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области о признании незаконными предписания №51/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в части пунктов 4,5,6,7,8 и представления №70 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в части пунктов 4,5,6,7,8.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения главы Администрация Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области Пначева С.В., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы №9 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области Тигеева П.Л., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее также Администрация Новотарманского МО, Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы №9 управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее по тексту Межрайонный отдел надзорной деятельности и профилактической работы №9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области) о признании незаконными предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и представления в части. Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам проведения плановой выездной проверки административным ответчиком были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, изложенные в пунктах 1-8 Акта проверки № 51 от 26 апреля 2019 года, в том числе: п.4 – <.......> не обеспечена очистка территории от горючих отходов и сухой растительности (складирование сухой растительности остатки веток деревьев и травы); п.6 - отсутствует к пожарному водоему подъезд с площадкой (пирсом) твердым покрытием, размерами не менее 12?12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. Туринский; п.7 - звуковая система оповещения населения (третья система С-40) о чрезвычайной ситуации находится в неисправном состоянии; п.8 - территория д. Решетникова (новая застройка ИЖС) не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, 106 домов (292 зарегистрированных граждан). На основании установленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, в отношении должностного лица - Главы администрации Новотарманского муниципального образования был составлен протокол № 70 об административном правонарушении от 26 апреля 2019 года, на основании которого указанное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ). Кроме того, вынесено предписание №51/1/1, согласно которому администрации Новотарманского МО необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, предоставлен срок исполнения устранения нарушений до 02 сентября 2019 года. Также Главе Администрации Новотарманского МО выдано представление № 70 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 29 апреля 2019 года. Административный истец считает предписание № 51/1/1 от 26 апреля 2019 года, представление № 70 от 29 апреля 2019 года в части пунктов № 4,6,7,, а в части п.5 только по установленному сроку исполнения незаконными, нарушающими права и законные интересы администрации Новотарманского МО в части полномочий и бюджета муниципального образования, и не соответствующими законодательству Российской Федерации. Так, по п.4 отмечает, что указанное в данном пункте место находится в охранной зоне кабельной линии связи, владельцем которой администрация Новотарманского МО не является. Исходя из имеющихся сведений, владельцем данной линии является публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее - ПАО «Ростелеком»). В отношении данной линии связи действуют Правила охраны линий и сооружений связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 1995 года № 578, согласно которым трассы линий связи должны периодически расчищаться от кустарников и деревьев, содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии силами предприятий, в ведении которых находятся линии связи и радиофикации. Пункту 5: территория новой застройки ИЖС п.Новотарманский на границе с д. Молчанова не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, проживает 78 человек 32 двора, срок устранения данного нарушения 02 сентября 2019 года. В иске указывается, что в целях обеспечения наличием запасов воды для целей пожаротушения территории администрацией Новотарманского МО 05 октября 2018 года было получено решение Департамента имущественных отношений Тюменской области № 2052-з-ТР «О предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под земельные участки (территории) общего пользования (коммунальное обслуживание) - для размещения пожарной емкости для целей пожаротушения. 27 декабря 2018 года администрацией Новотарманского МО было получено уведомление Управления Росреестра по Тюменской области о приостановлении «постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без государственной регистрации прав». В настоящее время замечания устранены, документы переданы в Управление Росреестра по Тюменской области. В связи с этим по данному пункту считает, что Администрацией предпринимаются необходимые действия по обеспечению наличием запаса воды для целей пожаротушения, однако, учитывая, что без оформления документов на земельный участок отсутствует возможность установить пожарную емкость, полагает необходимым установление более длительного срока для устранения недостатков - до 01 сентября 2020 года. По пункту 6: органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12?12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В иске указывается, что искусственный пожарный водоем (пожарная емкость) в п. Туринский Новотарманского МО находится в начале улицы Строителей, которая включена в Реестр автомобильных дорог Новотарманского МО как автомобильная дорога общего пользования местного значения в границах населенного пункта, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано. Площадка с твердым покрытием, размерами не менее 12?12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время может быть обустроена в рамках капитального ремонта указанной автомобильной дороги, что к компетенции администрации Новотарманского МО не относится. По пункту 7: звуковая система оповещения населения (третья система С-40) о чрезвычайной ситуации находится в неисправном состоянии. Не соглашаясь с данным пунктом, указывает, что в целях оповещения людей при пожаре или иной чрезвычайной ситуации в д. Молчанова Новотарманского МО по адресу: <.......>, установлена сирена С-40С, инвентарный номер 001907110109478. Данная сирена находится в исправном состоянии, периодически проводится ее техническое обслуживание. В целях запуска сирены в автоматическом режиме было установлено соответствующее оборудование (передано в администрацию Новотарманского МО по акту № АТ 000070 о приеме - передаче объектов нефинансовых активов от 11 апреля 2019. 22 апреля 2019 года администрацией Новотарманского МО с ПАО «Ростелеком» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию средств оповещения населения в Новотарманском МО, с целью обеспечения бесперебойного функционирования оконченных средств оповещение Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Тюменской области в Новотарманском муниципальном образовании Тюменского района Тюменской области ( далее также - ОСО РАСЦО ТО в Новотарманском МО). В период проведения проверки осуществлялась настройка оборудования, в связи с чем указанная система не была запущена ни в автоматическом, ни в ручном режиме. По пункту 8: территория д.Решетникова (новая застройка ИЖС) не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, 106 домов (292 зарегистрированных граждан). Не соглашаясь с данным пунктом, администрация указывает, что в д.Решетникова Новотарманского МО имеется пожарная емкость для забора воды в любое время года емкостью 50 куб.м, установленная в <.......>. Основная часть объектов защиты из 106 домов обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения. Новая застройка ИЖС в д.Решетникова в настоящее время является малозастроенной, представляет собой практически пустое поле, активное строительство жилых домов и иных объектов не ведется. В связи с этим считает, что д. Решетникова (новая застройка ИЖС) подлежит обеспечению запасов воды для целей пожаротушения в перспективном периоде (по мере строительства жилых домов или иных объектов). Данные мероприятия администрацией Новотарманского МО будут спланированы на перспективу. В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконным предписание № 51/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 16 апреля 2019 года, представление № 70 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 29 апреля 2019 года вынесенных Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы №9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области в отношении администрации Новотарманского муниципального образования, в части пунктов 4,5,6,7,8.
Представитель администрации Новотарманского муниципального образования Паначев С.В., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании поддержал административные исковые требования.
Представитель Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы №9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области Золотухин А.А., действующий по доверенности от 31 июля 2019 года (л.д.51), возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.52-54).
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований. Приводятся доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом плановых проверок в отношении органов местного самоуправления на 2019 год, на основании ст. 77 ФЗ 131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6.1., ст.19 ФЗ №69 от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» Межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы №9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области было вынесено распоряжение № 51 от 18 марта 2019 года в отношении администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района с периодом проверки с 01 апреля 2019 года по 26 апреля 2019 года (л.д.60).
Актом проверки Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 26 апреля 2019 года по результатам плановой проверки Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
-п. 4 - 27-й км а/д Тюмень - Салаирка на перекрестке ул. Лесной и объездной а/д не обеспечена очистка территории от горючих отходов и сухой растительности (складирование сухой растительности, остатки веток деревьев, травы). Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года п. 77, п. 19.
-п. 5 - Территория новой застройки ИЖС п. Новотарманский на границе с д.Молчанова не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, проживает 78 человек, 32 двора. Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года п. 16.
-п. 6 - Отсутствует к пожарному водоему подъезд, с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12X12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. Туринский. Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года п. 80.
-п. 7 - Звуковая система оповещения населения (третья система С-40) о чрезвычайной ситуации в «новой ИЖС» п. Новотарманский в направлении Тюмень - Салаирка находится в неисправном состоянии. Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года п.16.
-п. 8 - Территория д. Решетникова (новая застройка ИЖС) не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, 106 домов (292 зарегистрировано граждан). Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года п.16 (л.д. 7,8). 26 апреля 2019 года с указанным актом без замечаний ознакомлен глава администрации Новотарманского муниципального образования Паначев С.В.
В связи с выявленными указанными нарушениями 26 апреля 2019 года в отношении Администрации Новотарманского Муниципального образования Тюменского района Тюменской области вынесено предписание № 51/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты по предотвращению угрозы возникновения пожара, выявленных названными выше актом проверки в срок до 02 сентября 2019 года, в котором указаны нарушения, зафиксированные актом проверки и срок устранения данных нарушений (л.д. 9-10).
Кроме того, 29 апреля 2019 года в адрес Главы администрации Новотарманского МО Паначева С.В. вынесено представление № 70 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д. 11).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно п.п. 17(1), 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (ред. от 07 марта 2019 года) «О противопожарном режиме» (далее – Правила противопожарного режима) правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов устраивать свалки горючих отходов.
Как следует из п. 77 Правил противопожарного режима, руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Учитывая, что указанный в пункте 4 акта проверки земельный участок находится на территории Новотарманского муниципального образования, сведений о принадлежности этого участка иным лицам, материалы дела не содержат, из представленных фотографий (л.л.85-87) установить границы земельного участка невозможно, кадастровый или межевой план данного участка не представлен, а наличие на земельном участке линии связи само по себе не свидетельствует о том, что владельцем земельного участка является ПАО «Ростелеком», то оснований полагать, что в обязанности администрации Новотарманского муниципального образования не входит исполнение требований пункта 77 Правил противопожарного режима, у суда не имелось.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 года) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Пунктом 80 Правил противопожарного режима предусмотрено, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Принимая во внимание отсутствие указанного подъезда с соответствующей площадкой в п.Туринский, административным ответчиком обоснованно был включен в предписание и представление пункт 6. При этом довод административного истца о том, что обустройство такой площадки является одним из видов капитального ремонта и в связи с этим не относится к полномочиям Администрации, обоснованно признан несостоятельным.
Пунктом 16 Правил противопожарного режима предусмотрено, что на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
На момент проверки звуковая система оповещения населения (третья система С-40) о чрезвычайной ситуации в новой ИЖС п.Новотарманский в направлении Тюмень-Салаирка находилась в неисправном состоянии, в связи с чем пунктом 7 предписания обоснованно Администрации было предписано устранить названное нарушение. Довод административного истца об обратном не нашёл своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
Поскольку актом проверки было установлено, что территория д.Решетникова (новая застройка ИЖС) не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения (106 домов, 292 зарегистрированных по месту жительства гражданина), при этом в д.Решетникова имеется один пожарный водоем, расстояние от которого до территории новой застройки около 2 км, в целях пожарной безопасности административному истцу обоснованно предписано обеспечить данный район наличием запаса воды для пожаротушения.
Судом обоснованно признан несостоятельным довод административного истца о несогласии с установленным пунктом 5 предписания сроком устранения нарушения, выразившегося в необеспечении территории новой застройки ИЖС п.Новотарманский на границе с д.Молчанова наличием запаса воды для целей пожаротушения (проживающих 78 человек), до 02 сентября 2019 года, поскольку установление указанного срока 29 апреля 2019 года само по себе не свидетельствует о незаконности предписания, кроме того, административный истец не лишен возможности при представлении сведений о начале выполнения мероприятий в целях исполнения предписания обратиться к административному ответчику с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судом первой инстанции сделан правильный вывод о соответствии требованиям закона оспариваемого административным истцом предписания.
Учитывая, что в ходе проверки установлен факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства выявленных нарушений подробно изложены в акте проверки, у Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области имелись основания для внесения на основании ст.29.13 названного кодекса представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░: