Судья Печинина Л.А. Дело №11RS0001-01-2020-013555-07
(№ 2-595/2021 г.)
(№33-7266/2021 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Батовой Л.А. и Пунегова П.Ф.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2021 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе Черного Д.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года, по которому
исковое заявление Черного Д.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми, ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми», ГБУ РК «ЦЗНС по Сысольскому району» о взыскании компенсации морального вреда оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Бушуевой В.В. – представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Черный Д.В. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, указав в обоснование требований, что 9 декабря 2019 года обратился в Центр «Мои документы» в Сысольском районе с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверение ветерана; ответчик, рассмотрев заявление с нарушением установленного порядка, в удовлетворении заявления отказал, однако отказ признан судом незаконным, на ответчика возложена обязанность присвоить истцу звание «Ветеран труда». Указанными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
В ходе судебного разбирательства истец и его представитель уточнили основания требования и просили взыскать компенсацию морального вреда в связи с неправомерным отказом в присвоении звания «Ветеран труда», нарушением сроков рассмотрения заявления о присвоении указанного звания, некорректным поведением сотрудников ответчика при общении с истцом и нахождением истца в стрессовой ситуации в связи с неправомерным отказом ответчика в удовлетворении заявления о присвоении звания «Ветеран труда» (т.1 л.д.42-45, т.2 л.д.30).
Определениями судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 июня 2021 года и 21 июля 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Республики Коми, ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми», ГБУ РК «ЦЗНС по Сысольскому району» (т.2 л.д.6,31).
В судебном заседании представитель истца на уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в судебных заседаниях 18 января 2021 года и 11 марта 2021 года требования не признал.
Иные лица в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Черный Д.В. не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» просят оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части с учетом следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 9 декабря 2019 года через ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» Черный Д.В. обратился в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты Сысольского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана, представив необходимые документы. Заявление вместе с документами 11 декабря 2019 года поступили в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты Сысольского района» и 16 декабря 2019 года направлены в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми для рассмотрения и принятия решения.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 26 декабря 2019 года <Номер обезличен> в присвоении звания «Ветеран труда» Черному Д.В. отказано.
Указанный приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты 30 декабря 2019 года поступил в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты Сысольского района».
Информация о принятом решении согласно ведомости приема-передачи от 31 декабря 2019 года <Номер обезличен> передана в ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» и уведомлением от 31 декабря 2019 года <Номер обезличен> об отказе в выдаче удостоверения доведена до сведения Черного Д.В.
Не согласившись с отказом в присвоении звания «Ветеран труда», Черный Д.В. обратился в Сыктывкарский городской суд, решением которого от 3 сентября 2020 года по делу <Номер обезличен> исковое заявление Черного Д.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» оставлено без удовлетворения (т.1 л.д.18-19).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 сентября 2020 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение о признании незаконным решения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми об отказе Черному Д.В. в присвоении звания «Ветеран труда» от 26 декабря 2019 года <Номер обезличен>; на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми возложена обязанность присвоить Черному Д.В. звание «Ветеран труда» с 26 декабря 2019 года и издать приказ о выдаче удостоверения «Ветеран труда» (т.1 л.д.20-22).
Во исполнение указанного судебного постановления Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми 19 октября 2020 года издан приказ <Номер обезличен>, которым со ссылкой на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми по делу № 2-3087/2020 и постановление о возбуждении исполнительного производства ... от 14 октября 2020 года <Номер обезличен> Черного Д.В. присвоено звание «Ветеран труда» с 26 декабря 2019 года и постановлено выдать удостоверение ветерана (т.1 л.д.197).
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 марта 2021 года исковые требования Черного Д.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о возложении обязанности выдать «Удостоверение ветерана» за подписью руководителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми взамен «Удостоверение ветерана» серии ... <Номер обезличен> от 19 октября 2020 года оставлены без удовлетворения.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 января 2021 года по делу №2-964/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 марта 2021 года, исковые требования Черного Д.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о возложении обязанности переиздать приказ от 19 октября 2020 года <Номер обезличен> оставлены без удовлетворения (т.1 л.д.236-238).
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь статьями 150,151,1069 Гражданского кодекса РФ, статьей 6 Федерального закона от <Дата обезличена> №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», положениями Административного регламента предоставления государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) «Удостоверение ветерана», утвержденного приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 23 июля 2014 года №1530, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда по заявленным им обстоятельствам, указав, что сроки предоставления государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми не нарушены, доказательств некорректного поведения сотрудников Министерства при общении с истцом в ходе предоставления данной услуги не имеется, как не имеется и доказательств ухудшения состояния здоровья истца вследствие отказа в присвоении звания «Ветеран труда», а установленная судебным постановлением незаконность отказа Министерства в присвоении истцу звания «Ветеран труда» сама по себе не может повлечь удовлетворения исковых требований, так как, принимая решение об отказе, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми рассмотрело представленные Черным Д.В. документы и по итогам их изучения в пределах компетенции приняло соответствующее решение.
Однако с выводом суда об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда согласиться нельзя, так как он сделан с нарушением норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Приведенная правовая позиция нашла отражение в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2019 года №48-КГ18-28.
Суд первой инстанции, делая вывод о том, что незаконность отказа в присвоении истцу звания «Ветеран труда» не может служить основанием обоснованности исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, не учел, что в соответствии с преамбулой и статьей 8 Федерального закона от <Дата обезличена> №5-ФЗ «О ветеранах» звание ветерана предусматривает гарантии социальной защиты в целях создания условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, а государственная политика в отношении ветеранов предусматривает среди прочего пропаганду важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.
В силу статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»).
Таким образом, присвоение звания ветерана свидетельствует о признании государством заслуг человека, добросовестности его служебной и трудовой деятельности, важности государственных наград, а меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона ветеранам, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека), и в совокупности эти обстоятельства способствуют обеспечению достоинства личности.
Действующее правовое регулирование отношений по присвоению звания «Ветеран труда» (Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденное постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 № 302, Административный регламент предоставления государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) «Удостоверение ветерана», утвержденный приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 23 июля 2014 года №1530), не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»).
При несогласии гражданина с решением уполномоченного органа по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий и решений при рассмотрении обращения гражданина о присвоении звания «Ветеран труда».
С учетом изложенного следует признать ошибочным суждение суда первой инстанции о том, что, принимая решение об отказе в присвоении Черному Д.В. звания «Ветеран труда», Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми рассмотрело представленные документы и по итогам их изучения в пределах своей компетенции приняло соответствующее решение, и его последующее признание судом незаконным с подтверждением права истца на присвоение звания «Ветеран труда» не может быть принято во внимание в подтверждение обоснованности исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
Несоблюдение органом государственной власти нормативных предписаний при реализации гражданином права на присвоение звания ветерана и, соответственно, на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки, призванных обеспечивать наиболее уязвимым категориям граждан поддержку со стороны государства и общества, свидетельствует об ограничении права гражданина, ущемлении охраняемого государством достоинства личности, создании препятствий для реализации гражданином своих прав и с учетом приведенных выше норм Гражданского кодекса РФ и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» порождает право на компенсацию морального вреда, так как нарушается такое личное неимущественное право гражданина, как достоинство личности, а также право на получение мер социальной поддержки, которая неразрывно связана с нематериальными благами и личными неимущественными правами гражданина.
Действия, нарушающие эти права и блага гражданина, безусловно, оказывают воздействие на эмоциональное состояние гражданина, причиняя тем самым физические и нравственные страдания (моральный вред).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Данная норма применима и к возмещению морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
В соответствии с пунктами 9 и11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 № 302, и пунктом 2.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) «Удостоверение ветерана», утвержденного приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 23 июля 2014 года №1530, решение о присвоении звания «Ветеран труда» (об отказе в присвоении звания «Ветеран труда») принимает Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми после рассмотрения предоставленных центрами по предоставлению государственных услуг документов.
Согласно Положению о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 11 декабря 2015 года №519, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, в частности, в области социальной защиты населения, организации предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, предоставление государственных услуг в области (сфере) социальной защиты населения. (пункт 1 Положения).
Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, а также субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере занятости населения (пункт 6 Положения).
Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство предоставляет такие государственные услуги, как присвоение звания «Ветеран труда» и выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) «Удостоверение ветерана» (подпункт 21 пункта 12 Положения).
С учетом изложенного компенсация морального вреда в связи с неправомерными действиями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по отказу в присвоении истцу звания «Ветеран труда» подлежит взысканию с Республики Коми в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми за счет казны Республики Коми.
Частью 2 статьи 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1); размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Определяя размер компенсации морального вреда в пользу истца, судебная коллегия, принимает во внимание, что нарушение прав истца имело место в сфере социальнозначимых правоотношений, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» и получением мер социальной поддержки, учитывает также характер допущенных нарушений, их длительность, отсутствие доказательств возникновения последствий в виде заболеваний, по поводу которых истец обращался к врачу... в <Адрес обезличен>, индивидуальные особенности истца (мужчина, <Дата обезличена> года рождения).
Исходя из приведенных обстоятельств, судебная коллегия полагает разумной и соразмерной допущенному нарушению компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Соответственно, решение суда первой инстанции об отказе в иске к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о взыскании в пользу Черного Д.В. компенсации морального вреда, как принятое с нарушением норм материального права, не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования к данному ответчику в размере 20 000 рублей.
При удовлетворении требования в пользу истца в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат также взысканию понесенные при обращении в суд расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (т.1 л.д.31).
Вывод суда о недоказанности фактов некорректного поведения работников Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в процессе предоставления истцу государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» соответствует материалам дела, в которых такие доказательства отсутствуют, и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Судебная коллегия считает верным и вывод суда о том, что сроки предоставления истцу государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда», предусмотренные пунктами 9-12 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года №302, и пунктами 2.7-2.13 Административного регламента, ответчиками не нарушены.
При этом суд правомерно учел, что информация о принятом Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по заявлению истца о присвоении звания «Ветеран труда» отказном решении, поступившая в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» 30 декабря 2019 года (т.1 л.д.169), 31 декабря 2019 года передана в ГАУ РК «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» и, кроме того, доведена до сведения Черного Д.В. уведомлением ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» от 31 декабря 2019 года <Номер обезличен> об отказе в выдаче удостоверения, которое 13 января 2020 года почтовым отправлением направлено по месту регистрации Черного Д.В. по месту жительства, а 29 января 2020 года - по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен> (т.1 л.д.95,96,100-102,103).
В соответствии с пунктом 12 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года №302, и пунктами 2.12 и 2.13 Административного регламента о принятом решении Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми сообщает центрам по предоставлению государственных услуг в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения; центр по предоставлению государственных услуг в течение 3 рабочих дней со дня получения от Министерства сообщения в случае принятия Министерством решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» - уведомляет гражданина способом, указанным в заявлении, об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», в котором излагаются основания, в соответствии с которыми Министерством было принято такое решение.
В заявлении от 9 декабря 2019 года о присвоении звания «Ветеран труда» в качестве способа уведомления о принятом решении указано почтовое отправление по адресу: <Адрес обезличен> (т.1 л.д.172-173).
В расписке, выданной истцу ГАУ РК «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» в приеме документов, указана плановая дата выдачи результата оказания услуги – 29 января 2020 года и место получения результата оказания услуги - <Адрес обезличен> (т.1 л.д.13).
По указанному адресу уведомление от 31 декабря 2019 года <Номер обезличен> об отказе в выдаче удостоверения направлено ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» 29 января 2020 года (т.1 л.д.100-102).
Таким образом, фактически срок предоставления истцу государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» составил 17 рабочих дней (с 9 по 31 декабря 2019 года), уведомление по адресу регистрации по месту жительства направлено в установленный срок, а по месту фактического жительства – в пределах планового срока получения результата услуги (29 января 2020 года), о которой заявитель был уведомлен.
Изложенное свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца в части сроков предоставления государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда», которое могло бы повлечь гражданско-правовую ответственность в виде компенсации морального вреда.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года в части отказа в удовлетворении искового заявления Черного Д.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда отменить.
Принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении искового заявления Черного Д.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда.
Взыскать с Республики Коми в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу Черного Д.В. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Черного Д.В. – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2021 года.