Решение по делу № 8а-21212/2021 [88а-21781/2021] от 19.08.2021

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а- 21781/2021

г. Москва 13 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Репиной Е.В., Жудова Н.В.,

с участием прокурора Лазаревой Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы на решение Московского городского суда от 3 февраля 2021 г. (дело № 3а-267/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 июня 2021 г. (дело № 66а- 2591/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Гамаюнова Алексея Вадимовича, общества с ограниченной ответственностью «КС-ПЛАЗА», общества с ограниченной ответственностью «ОРИКС», общества с ограниченной ответственностью «СОФИЯ», общества с ограниченной ответственностью научно-проектный центр «РАЗВИТИЕ ГОРОДА» о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Голубевой Е.К., представителя Гамаюнова А.В. и ООО «ОРИКС» Аленеченко А.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. №700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786, от 29 ноября 2016 года № 789-ПП, от 28 ноября 2017 года № 911-ПП, от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года № 1574-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в редакции, действующей с 1 января 2016 года, с 1 января 2017 года, с 1 января 2018 года, с 1 января 2019 года и с 1 января 2020 года соответственно.

В Перечень на 2015 год под пунктом 1043, в Перечень на 2016 год под пунктом 3080, в Перечень на 2017 год под пунктом 3722, в Перечень на 2018 год под пунктом 3859, в Перечень на 2019 год под пунктом 4526, в Перечень на 2020 год под пунктом 6443 включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

Гамаюнов А. В., общество с ограниченной ответственностью «КС-ПЛАЗА», общество с ограниченной ответственностью «ОРИКС», общество с ограниченной ответственностью «СОФИЯ», общество с ограниченной ответственностью научно-проектный центр «РАЗВИТИЕ ГОРОДА» обратились в суд с требованиями о признании недействующими перечисленных выше пунктов, ссылаясь на то, что для размещения офисов в здании используется менее 20% от его общей площади; вид разрешённого использования земельных участков, на которых размещено здание, не предполагает размещение на них офисных зданий, в связи с чем отсутствуют основания для включения здания в Перечни, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций».

Решением Московского городского суда от 3 февраля 2021 г. признан недействующим с 1 января 2015 года пункт 1043, с 1 января 2016 года пункт 3080, с 1 января 2017 года пункт 3722, с 1 января 2018 года пункт 3859 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП.

В удовлетворении требований о признании недействующим пункта 4526 и пункта 6443 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. и 26 ноября 2019 г.) отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 июня 2021 г., решение Московского городского суда от 3 февраля 2021 г. в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим пункта 4526 и пункта 6443 Перечня отменено, пункт 4526 и пункт 6443 (в редакции постановлений Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. и 26 ноября 2019 г.) признаны не действующими с 1 января 2019 года, с 1 января 2020 года.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 августа 2021 г., Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития г. Москвы ставят вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска, указывая на неверные выводы судов о несоответствии спорного здания признакам, предусмотренным ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы», пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы», постановление Правительства Москвы №700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, судебными инстанциями сделан правильный вывод, что оспариваемые акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами , , : , , , , , , , , , , , , расположенными в нежилом здании с кадастровым номером общей площадью 3066, 4 кв.м., по адресу: <адрес>

Спорное здание расположено на двух земельных участках с кадастровыми номерами и .

Нежилое здание с кадастровым номером включено в оспариваемые Перечни на основании подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 2 статьи 1.1. Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций», то есть исходя из вида разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено, и фактического использования здания под размещение офисов.

В соответствии с договором аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 8 февраля 2007 г. № М-01-032573 и выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешённого использования «эксплуатация части здания под административные цели».

Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешённого использования «общественное управление (3.8) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии(1.2.17)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))». Договор аренды на данный земельный участок не заключался.Удовлетворяя заявленные требования в части включения спорного здания в Перечни на 2015 – 2018 годы, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ни фактическое использование спорного здания, ни вид разрешённого использования земельных участков под ним не позволяли административному ответчику включать данный объект в Перечни на 2015 - 2018 годы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, в части включения спорного здания в Перечни на 2019-2020 годы, суд исходил из того, что спорное здание в указанный период расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, соответствует его фактическому использованию, и может быть учтён при отнесении здания к административно-деловому центру на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1. Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций».

Отменяя в указанной части решение, и принимая новое, суд апелляционной инстанции указал, что вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером помимо размещения на нём административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии предусматривает и размещение на нём офисных зданий делового и коммерческого назначения, ввиду чего нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешённого использования земельного участка при принятии Перечней на 2019 и 2020 годы со всей очевидностью предусматривал размещение на нём офисов. Основания для включения спорного здания в Перечни на 2019-2020 годы по фактическому использованию здания отсутствовали, поскольку акт 2014 года признан судом ненадлежащим доказательством.

Выводы судов о наличии оснований для признания оспариваемых пунктов Перечня, противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Оценивая акт 2014 года, судами установлено, что он не отвечает требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемым к доказательствам, составлен с нарушением порядка, установленного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП, и не может быть расценен как однозначно подтверждающий факт использования более 20% от общей площади здания в целях размещения офисов.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что не имелось оснований и для включения в Перечни 2015-2018 годы спорного здания по виду разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером , поскольку связь здания с данным земельным участком имеется с 15 января 2018 г. и на дату вступления в силу постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП в первоначальной редакции, в последующих редакциях до 2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости сведений о нахождении здания на указанном земельном участке не имелось.

Что касается включения объекта недвижимости в оспариваемые пункты Перечня по виду разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером «эксплуатация части здания под административные цели», судами сделан обоснованный вывод, что вид разрешенного использования земельного участка буквально не совпадает с видом разрешённого использования, поименованном в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Признаются верными выводы суда апелляционной инстанции о том, что поскольку здание расположено на земельном участке при множественности видов его разрешённого использования, когда один из таких видов предусматривает «размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), а другие – «для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17), без установления предназначения и фактического использования здания, оно не могло быть включено в Перечень на 2019-2020 г.г..

Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 46-П от 12 ноября 2020 г., согласно которой подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Исходя из исследованных по делу обстоятельств, судами сделан обоснованный вывод, что доказательств подтверждающих, что спорное здание может использоваться и фактически используется под размещение офисов, не имеется, в связи с чем на момент принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов спорное нежилое здание по фактическому использованию помещений в здании и по виду разрешенного использования не подпадало под критерии установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

Доводы кассационной жалобы о неправомерном исключении из Перечня спорных нежилых зданий, поскольку акт обследования 2014 г. составлен в соответствии с утвержденным порядком, устанавливает использование помещений для размещения офисов более 20% от общей площади зданий, получили надлежащую оценку судами первой и апелляционной инстанции, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что в рассматриваемой ситуации не подлежит применению постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 46-П от 12 ноября 2020 г., направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.

Ссылка кассатора на то обстоятельство, что не принят во внимание акт № 9127104/ОФИ о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения по состоянию на 15 октября 2020 года, в котором указано, что 58,65 % общей площади здания используется под размещение офисов, не влечет отмены обжалуемых судебных актов, поскольку акт обследования 2020 года составлен после принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов и не имеет правового значения для разрешения данного спора.

Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства дела судами исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов являются обоснованными. Собранных по делу доказательств было достаточно для рассмотрения дела по существу.

Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Московского городского суда от 3 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 июня 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 октября 2021 г.

Председательствующий

Судьи

8а-21212/2021 [88а-21781/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
ООО НПЦ "Развитие города"
Гамаюнов Алексей Вадимович
ООО "София"
ООО "КС ПЛАЗА"
ООО "Орикс"
Ответчики
Правительство г. Москвы
Другие
Департамент экономической политики и развития г. Москвы
Голубева Екатерина Константиновна
Прокуратура г. Москвы
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Репина Елена Владимировна
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
13.10.2021Судебное заседание
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее