Р Е Ш Е Н И Е
от 18 октября 2018 года по делу № 2- 2543/2018
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего -
судьи Советского районного суда г. Томска Панфилова С.Н.,
при секретаре Оленевой О.И.,
с участием:
материального истца Матвеевой А.В.,
процессуального истца-
помощника прокурора Ленинского района г.Томска Думлер Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Томска, действующего в интересах Матвеевой Алёны Владимировны, к администрации Города Томска о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л :
прокурор Ленинского района г.Томска, действуя в интересах Матвеевой А.В., обратился в суд с иском к администрации Города Томска о понуждении к предоставлению Матвеевой А.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25,0 кв.м.
В обоснование заявленного требования прокурор Ленинского района г.Томска в исковом заявлении указал, что Матвеева А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Матвеевой А.В.- А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют. Распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Томска от 29.01.2018 № Матвеева А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Томска, однако до настоящего времени таким помещением не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Томска, материальный истец Матвеева А.В. исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик- Администрация Города Томска, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела в отсутствие свое представителя.
Представитель Администрации г.Томска Урусов Д.Б.? действующий на основании доверенности от 10.08.2018 № 5133, в отзыве на исковое заявление указал, поскольку обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, то органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Указывал, что Администрацией Города Томска надлежащим образом исполнена обязанность по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Томской области необходимой информации для выполнения переданных государственных полномочий, при этом Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею государственных полномочий. Кроме того, истцом избран неверный способ защиты нарушенного права- возложение обязанности, поскольку обязанность предоставить Матвеевой А.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда уже возложена на администрацию г.Томска нормами действующего законодательства. В случае удовлетворения исковых требований просил предоставить срок на исполнение судебного решения не менее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку единственно возможный способ исполнения судебных актов, возлагающих на ответчика обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это приобретение в собственность муниципальным образованием «Город Томск» жилого помещения. Вместе с тем, отношения по приобретению товаров для муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительного количества времени для осуществления всех мероприятий по приобретению товаров.
Суд, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика- Администрации Города Томска.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора,- Администрация Томской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представитель Доренская А.В., действующая на основании доверенности от 13.02.2018 № 27, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Доренская А.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указывала, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договорам специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление жилого помещения Матвеевой А.В. может повлечь нарушения прав иных лиц, также включенных в Список. Полагала обращение прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Матвеевой А.В. необоснованно, поскольку права и законные интересы материального истца фактически не нарушены.
Суд, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,- Администрации Томской области.
Заслушав пояснения помощника прокурора Ленинского района г.Томска, материального истца Матвеевой А.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска, заявленные в интересах Матвеевой А.В., подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает следующее:
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении Матвеевой Алёны Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ... (бланк ...) следует, что ее матерью является А., в графе отец стоит прочерк.
Согласно свидетельству о смерти (бланк ...) А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Матеева Алёна Владимировна в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, и соответственно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая по существу требование прокурора Ленинского района г. Томска о предоставлении Матвеевой А.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего:
В соответствии с положениями ст. 56-57 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно паспорту ... на имя Матвеевой Алёны Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ..., справке ООО «...» от 27.11.2017 Матвеева А.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: .
Из сообщения главы администрации Ленинского района г.Томска от 13.03.2015 № решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от 11.03.2015, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района от 11.03.2015 № «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 11.03.2015 №» М. признан нанимателем жилого помещения по адресу:
В соответствии с заключением администрации Ленинского района г.Томска от 18.12.2017 проживание Матвеевой А.В. в занимаемом жилом помещении по адресу: , признано невозможным, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от 29.01.2018 № Матвеева А.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
Матвеева А.В. не владеет жилыми помещениями на праве собственности, по договорам социального найма, либо найма специализированных жилых помещений. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями материального истца, уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.01.2018 №, филиала Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области от 06.07.2018 №. Доказательств обратного суду в соответствии с положениями ст. 56-57 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Матвеева А.В. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 1, 7 и 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в п.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28 -ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», согласно которой указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (п.4.1 Порядка).
Согласно ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Таким образом, администрация г.Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно является надлежащим ответчиком по иску.
Согласно частям 1 и 2, ст.6 указанного Закона Томской области финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам городских округов.
Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;
по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно п. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Прокурором Ленинского района г.Томска заявлено требование о предоставлении Матвеевой А.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 25,0 кв.м.
Решением Думы Города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», действующим с 12.02.2016, установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 25,0 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Поскольку выше судом установлено, что Матвеева А.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Город Томск», в установленном Порядке включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», до достижения 23 лет, не обеспечена жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска о понуждении администрации г.Томска к предоставлению Матвеевой А.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежит удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения исходя из положений законодательства действующего на момент принятия решения должна быть не менее 25 кв.м.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация г.Томска несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями лишь в рамках предоставленной субвенции является несостоятельным, поскольку выделение субвенции на приобретения жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено законом Томской области на 2018 год без указания конкретного списка таких лиц. Соответственно недостаток денежных средств не может повлиять на права лиц указанной категории на получение мер социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения гарантированных законодательством.
Доводы представителя третьего лица о том, что законодательством не предусмотрена возможность выборочного предоставления жилого помещения определенному гражданину, поскольку это может повлечь нарушение прав иных лиц включенных в список судом не принимается, поскольку п. 5 Порядка предоставления детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (утв. Постановлением администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а), который устанавливал правило очередности предоставления жилых помещений лицам включе5нным в список, постановлением Администрации Томской области № 510а от 23.12.2014 признано утратившим силу. Таким образом, поскольку очередность предоставления отсутствует, соответственно предоставление жилого помещения лицу, включенному в список не могут быть нарушены права иных лиц, также включенных в данный список.
Часть 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Суду никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения и невозможности его предоставления сразу после вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ представлено не было.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, Советский районный суд г.Томска,
р е ш и л :
исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска, предъявленные в интересах Матвеевой Алёны Владимировны, к администрации Города Томска о понуждении к предоставлению жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию г.Томска предоставить Матвеевой Алёне Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке ..., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории Муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения.
Судья Советского районного суда г.Томска С.Н. Панфилов