Решение по делу № 33-1059/2019 от 01.02.2019

Председательствующий: Скидан Е.В.                                                     Дело № 33-1059/2019

                Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего: Кудря Т.Л.,

судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Дзюбенко А.А.,

при секретаре: Александровой Т.С.

рассмотрела в судебном заседании 24 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления региональной безопасности Омской области Лаврентьевой Е.Ф. на решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от 25 октября 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Карпова В. В., Карповой Н. А., Булейко Т. Н. – удовлетворить частично.

Признать Карпова В. В. <...> года рождения, уроженца <...>й О. области, Карпову Н. А. <...> года рождения, уроженку <...> О. области, Булейко Т. Н. <...> года рождения, уроженку <...> О. области, проживающих в <...> О. области по <...>, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной опасным гидрологическим явлением - паводком 2017г на территории Усть-Ишимского муниципального района О. области.

Признать за Карповым В. В., Карповой Н. А., Булейко Т. Н., как за лицами проживавшими в границах зоны чрезвычайной ситуации, вызванной опасным гидрологическим явлением - паводком 2017г. в Усть-Ишимском муниципальном районе О. области, право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в соответствии с п/п. «г», п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>.

В удовлетворении заявленных Карповым В. В., Карповой Н. А., Булейко Т. Н. исковых требований в остальной части – отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия

установила:

Карпов В.В., Карпова Н.А., Бурейко Т.Н. обратились в суд с иском к А. С. сельского поселения, А. Усть-Ишимского муниципального района О. области, ГУ МЧС России по О. области, ГУ региональной безопасности О. области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, П. О. области, П. РФ в лице Министерства Финансов РФ УФК по О. области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и взыскании ущерба. В обоснование иска указали, что в результате паводка на реке Ишим в мае <...> подтопление принадлежащего им на праве собственности земельного участка и расположенных на нем надворных построек, пришли в негодность омшаник, вследствие чего погибло 20 семей пчел, изгородь. Общий размер ущерба составил 105 000 руб. С учетом уточнений просили признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека, право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, взыскать материальный ущерб в размере 105 000 руб.

Истцы Карпов В.В., Карпова Н.А., Бурейко Т.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика А. Усть-Ишимского муниципального района О. области Шулепова Л.П. в судебном заседании исковые требования не признала, указав что А. Усть-Ишимского муниципального района О. области выполнила свои обязательства включив истцов в списки граждан нуждающихся в оказании разовой материальной помощи и направив данный список в уполномоченный орган.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков А. С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района О. области, ГУ МЧС России по О. области, ГУ региональной безопасности О. области, П. О. области, П. РФ при их надлежащем извещении.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Главного управления региональной безопасности О. области Лаврентьева Е.Ф. просит решение суда отменить. Указывает, что суд не учел, что режим чрезвычайной ситуации установлен был на местном уровне, поскольку вводился на основании постановления и.о. главы Усть-Ишимского муниципального района от <...> № <...>-п в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной опасным гидрологическим явлением – паводком в Тюменской области на <...>. Однако в <...> на территории Усть-Ишимского муниципального района О. области режим чрезвычайной ситуации в виде опасного гидрологического явления «паводка» не вводился. В указанной связи полагает, что подтопление приусадебного участка истцов не было связано с чрезвычайной ситуацией. Кроме того, отмечает, что финансирование из резервного фонда П. РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится на ликвидацию чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера только при соблюдении определенных условий, которые судом не исследовались. При этом, указывает, что <...> на территории О. области режим чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального и регионального характера ввиду паводка не вводился, бюджетные ассигнования из резервного фонда П. РФ не запрашивались и О. области не выделялись.

В письменных пояснениях к апелляционной жалобе позиция представителя Главного управления региональной безопасности О. области в части введения режима чрезвычайной ситуации на территории О. области была изменена. Так, представителем указано, что в связи со сложной паводковой обстановкой, возникшей на территории Усть-Ишимского, Черлакского муниципальных районов, и угрозой возникновения паводка Распоряжением П. О. области от <...> № <...>-рп был введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС О. области, однако уровень воды в реке Иртыш на территории Усть-Ишимского муниципального района по своим количественным значениям не достиг тех критериев, при которых паводок считается опасным природным явлением, в связи с чем, чрезвычайной ситуации ввиду опасных природных явлений не было. Отмечает, что истцами было предъявлено требование о признании права на получение единовременной выплаты в размере 10 000 руб. на человека, предусмотренной Постановлением П. от <...> № <...>, однако оснований для обращения Губернатора О. области в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не было, поскольку в <...> опасного гидрологического явления на территории <...> не зарегистрировано, фактический размер 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджета О. области на <...> составлял 302 012 467 руб. Также приводит довод о том, что нормативного акта, предусматривающего механизм для производства спорной единовременной выплаты, в О. области не принято, соответственно правовых оснований для ее осуществления истцам нет. Ссылается на то, что финансовое обеспечение на оказание разовой материальной помощи является расходным обязательством Усть-Ишимского муниципального района (л.д. 217-219 Т. 1).

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель П. О. области Вульф Н.Ю. полагает решение суда незаконным, апелляционную жалобу – подлежащей удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Согласно положениям ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исходя из требований абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства только в том случае, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Судебная коллегия сочла возможным в целях всестороннего и полного рассмотрения настоящего гражданского дела принять новые доказательства по делу, а именно приобщить к материалам дела представленные в суд апелляционной инстанции письменное обращение жителей <...> от <...> к в.и.о.губернатору, ответ Главного управления региональной безопасности О. области от <...> на такое обращение, сопроводительное письмо и.о.руководителя приемной Президента РФ в О. области от <...> к указанному обращению, ответ Главного управления региональной безопасности О. области от <...>, письмо А. Усть-Ишимского муниципального района О. области от <...>, протокол заседания рабочей группы КЧС и ОПБ от <...>, распоряжение П. О. области от <...>, распоряжение П. О. области от <...>, предоставленные Главным управлением МЧС России по О. области сведения о паводковой ситуации, сложившейся в 2017 в Усть-Ишимском муниципальном районе О. области.

Как следует из материалов дела, Карпов В.В. является собственником жилого <...> в <...> в <...> О. области (ранее <...> в <...>) (л.д. 8-10 Т. 1).

Совместно с Карповым В.В. с <...> по настоящее время в жилом доме по указанному выше адресу проживают его супруга Карпова Н.А., теща Булейко Т.Н. (л.д. 11 Т. 1).

На основании постановления А. С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района О. области от <...> № <...> на территории С. сельского поселения с 18 часов <...> введен режим чрезвычайной ситуации (л.д. 37-38 Т. 1).

Согласно материалам дела, Карпов В.В. и члены его семьи оказались в зоне чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае – июне 2017 на территории С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района О. области, вызванной последствием паводка. Специалистами А. С. сельского поселения было принято заявление на включение Карповой Н.А. в списки на оказание единовременной материальной помощи, был составлен акт обследования затопленной территории, утвержден список улиц и домов, попавших в зону подтопления. Сформированный пакет документов был направлен Начальнику штаба ГО ЧС А. Усть-Ишимского муниципального района (л.д. 12 Т. 1).

<...> Главой С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района О. области утвержден акт обследования поврежденного в результате чрезвычайно ситуации, вызванной паводком, объекта - земельного участка площадью 2153 кв.м., расположенного по адресу: <...>, согласно которому водой затоплено 5% земельного участка, затоплены: пчельник (л.д. 36 Т. 1).

Семья Карповых была включена А. С. сельского поселения в утвержденный <...> список пострадавших в результате ЧС (л.д. 14-15 Т. 1).

Постановлением А. Усть-Ишимского муниципального района О. области от <...> № <...>-п с 18 часов 00 минут <...> на территории Кайлинского, Ореховского, С., Усть-Ишимского сельских поселения Усть-Ишимского муниципального района О. области был введен режим чрезвычайной ситуации, который действовал до 09 часов 00 минут <...> (л.д. 70-71 Т. 1).

На основании постановления А. Усть-Ишимского муниципального района О. области от <...> № <...>-п отменен режим чрезвычайной ситуации (л.д. 77 Т. 1).

Постановлением А. Усть-Ишимского муниципального района О. области от <...> № <...>-п определены фактические зоны подтопления, вызванного опасным гидрологическим явлением - паводком 2017 года на территории Усть-Ишимского муниципального района. В границы фактической зоны подтопления вошло, в том числе, домовладение № <...> по <...> в <...> С. сельского поселения (л.д. 68-69 Т. 1).

<...> Карпова Н.А. обратилась к Главе Усть-Ишимского муниципального района О. области с заявлением о включении ее и членов ее семьи Булейко Т.Н. (мать), Карпова В.В. (супруг) в списки за оказанием единовременной материальной помощи (л.д. 13 Т. 1).

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности А. Усть-Ишимского муниципального района О. области, оформленным протоколом от <...> № <...>, утвержден Список граждан Усть-Ишимского муниципального района О. области, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в результате подтопления приусадебного участка в результате весеннего половодья 2017 в количестве 190 домовладений. В данном списке под порядковым номером 52значится семья Карповых (л.д. 50 Т. 1).

Из поименованного протокола следует, что на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций обсуждался вопрос о выплатах гражданам, пострадавшим от паводка <...> В результате рассмотрения данного вопроса было установлено, что оказать материальную помощь гражданам, пострадавшим от негативных последствий подтопления в результате весеннего половодья в 2017 из резервного фонда А. Усть-Ишимского муниципального района не представляется возможным, так как весь резервный фонд был потрачен на проведение аварийно-спасательных работ и оказание услуг по обеспечению жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций по организации питания добровольцев. По состоянию на <...> остаток финансовых средств резервного фонда составляет 546,56 руб. (л.д. 44-45, 73 Т. 1).

Ввиду невозможности оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим от негативных последствий подтопления в результате весеннего половодья 2017, в связи с отсутствием денежных средств в резервном фонде А. Усть-Ишимского муниципального района О. области, утвержденный Список с соответствующим пакетом документов был <...> направлен для рассмотрения в КЧС и ОПБ по О. области с просьбой выделить средства из резервного фонда П. О. области на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от негативных последствий подтопления (л.д. 144 Т. 1).

<...> А. Усть-Ишимского муниципального района О. области в адрес П. О. области направлено обращение, из содержания которого усматривается, что по состоянию на <...> ответа из П. О. области по направленным А. документов на оказание разовой материальной помощи гражданам пострадавших от паводка, не поступало. Ходатайствует о рассмотрении возможности информирования о решениях по предоставленным документам (л.д. 8 Т. 2).

При этом из содержания протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности П. О. области от <...> усматривается, что документы, поступившие из муниципальных образований и органов исполнительной власти О. области, по выделению средств из резервного фонда П. О. области на объектах жизнедеятельности и на оказание разовой материальной помощи гражданам, на заседании рассматривались. В соответствии с п.п. 2,2.3 Протокола Главному управлению региональной безопасности О. области в целях финансирования непредвиденных расходов поручено разработать согласовать и (по наличию средств в резервном фонде П. О. области) представить на рассмотрение П. О. области проекты распоряжений П. О. области «О выделении средств из резервного фонда П. О. области», в том числе, в сумме 4 400 тыс.руб. на оказание разовой материальной помощи гражданам, дома которых пострадали в результате подтопления талыми водами в период весеннего половодья и снеготаяния 2017 на территории О. области (л.д. 107-110 Т. 1).

На основании распоряжения П. О. области от <...> № <...>-п выделены средства из резервного фонда П. О. области в виде выплат в счет оказания разовой материальной помощи гражданам, дома которых пострадали в результате подтопления талыми водами в период весеннего половодья и снеготаяния 2017 на территории О. области, в том числе жителям Усть-Ишимского муниципального района. Однако в качестве получателей денежных средств истцы Карповы и Булейко Т.Н. в сметном расчете не указаны (л.д. 111-135 Т. 1).

<...> по вопросу выплаты жители <...> О. области за подписью Меньшовой О.А. обратились к в.и.о.губернатору О. области Буркову А.Л.(л.д. 229-232 Т. 1).

В ответе на указанное обращение за подписью руководителя Главного управления региональной безопасности О. области от <...> указано, что в 2017 на территории О. области чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, не зарегистрировано, в связи со сложившейся паводковой обстановкой, возникшей на территории Усть-Ишимского и Черлакского муниципальных районов О. области, распоряжением П. О. области от <...> № <...>-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации» был введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций О. области, однако в списках, поступивших в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности П. О. области домовладение Меньшовой не указано, рекомендовано обратиться в учреждение социальной защиты (л.д. 233-234 Т. 1).

<...> жители <...> О. области обратились по вопросу выплаты материальной помощи в связи с паводком к президенту РФ (л.д. 237-243 Т. 1).

Указанное обращение и.о. руководителя приемной Президента РФ в О. области поручено рассмотреть председателю П. О. области (л.д. 236 Т. 1).

<...> Главным управлением региональной безопасности О. области направлен жителям <...> письмо с аналогичным указанным выше обоснованием (л.д. 244 Т. 1).

Разрешая спор, и, удовлетворяя требования истцов в части признания права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека из резервного фонда Правительства Российской Федерации, суд первой инстанции правильно исходил из того, что факт проживания истцов в зоне действия чрезвычайной ситуации нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства; нарушение их жизнедеятельности подтверждено имеющимся в материалах дела актом обследования поврежденного объекта, а также показаниями свидетеля Чуприной Т.М., в список граждан на получение единовременной материальной помощи Карповы включены А. Усть-Ишимского муниципального района Омской области, данный список был направлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта, отсюда необходимый фактический состав для признании за ними права на предусмотренную п. г) ч. 2 Правил, утвержденных Постановлением П. РФ от <...> N 110 выплату, имеется.

Отказывая в удовлетворении иска о взыскании с ответчиков в счет возмещения ущерба, причиненного паводком, суд исходил из того, что паводком 2017 принадлежащие истцам предметы первой необходимости, перечень которых установлен письмом МЧС России от <...> № <...>, методическими рекомендациями МЧС России <...> N 2-4-87-24-7, не утрачены, в связи с чем, оснований для осуществления указанной выплаты не имеется.

Обжалуя постановленный судебный акт, податель жалобы представитель Главного управления региональной безопасности О. области выражает несогласие с выводом суда о признании права за истцами на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека из резервного фонда П. РФ.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы в указанной части, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно абз. 1 ст. 1 Федерального Закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и природных территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абз. 4 той же статьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 названного закона граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

По смыслу п. д) ч. 1 ст. 10 Федерального Закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов.

По правилам п.п. а), е), л) ч. 1 ст. 11 того же нормативного акта, органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.п. г), и) приведенной статьи, органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Отношения в сфере защиты населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера регулируются Законом Омской области от 20.12.2004 N 586-ОЗ «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В силу ст. 7 приведенного Закона Омской области (в ред. № 13 от 29.04.2016), Правительство Омской области определяет порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов Омской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, порядок восполнения использованных средств; принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены; вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 8 Закона Омской области от 20.12.2004 N 586-ОЗ, органы исполнительной власти Омской области в сфере защиты населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера осуществляют финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством Омской области (ст. 13 того же Закона).

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, устанавливающие порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - Правила).

Согласно пп. г), д) п.2 Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2015 г. № 1043), бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека.

Пунктом 5 Правил установлено, что Федеральные органы исполнительной власти при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Как указано в п. 9 Правил, рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (далее - поручение) в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных подпунктами «г» - «е» настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации - в срок, установленный в поручении, или в 10-дневный срок со дня подписания поручения, если в поручении срок не указан.

В соответствии с п. 1 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 05.12.2007 N 155-п (далее - Порядок), резервный фонд Правительства Омской области создается в составе областного бюджета для финансового обеспечения непредвиденных расходов. К непредвиденным расходам относятся расходы, носящие нерегулярный и неотложный характер, необходимость финансирования которых возникает в процессе исполнения областного бюджета.

Средства резервного фонда Правительства Омской области расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (п. 2 приведенного Порядка).

Согласно п. 3 Порядка, бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Омской области используются на основании правовых актов Правительства Омской области.

Так, п. 4 Порядка установлено, что подготовка проектов правовых актов Правительства Омской области о выделении средств из резервного фонда Правительства Омской области, предусматривающих предоставление иных межбюджетных трансфертов, осуществляется в случае необходимости финансового обеспечения непредвиденных расходов, направленных на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, на основании решений комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Омской области, принимаемых в соответствии с законодательством.

В целях реализации подпунктов «г», «д» пункта 2, пунктов 10, 11 Правил Постановлением Правительства Омской области от 20.07.2016 г. № 219-п «О реализации отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110» утвержден Порядок организации деятельности органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области по оказанию единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи гражданам Российской Федерации в связи с введением на территории Омской области режима чрезвычайной ситуации в 2016 году (далее – Порядок).

Согласно п. 1 указанного Порядка, он подготовлен в целях организации деятельности органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области по оказанию единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи гражданам Российской Федерации, проживающим в населенных пунктах Омской области, пострадавшим в результате подтопления паводковыми водами в 2016 году (далее - граждане), в соответствии с Правилами.

В соответствии с п. 2, гражданам за счет средств резервного фонда оказывается единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей на человека.

Не позднее 10 дней после снятия режима чрезвычайной ситуации на территории Омской области (если иной срок не установлен законодательством) граждане обращаются в орган местного самоуправления Омской области, обеспечивающий подготовку документов в с заявлением установленной формы (Приложение № 9 к Правилам).

После сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с федеральным законодательством, орган местного самоуправления Омской области подготавливает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) (далее - списки), в соответствии с приложениями N 10, 12 к Правилам. В течение 3 рабочих дней после подписания списков главой местной администрации списки направляются в Главное управление региональной безопасности Омской области (далее - Главное управление) с приложением копий заявлений, документов, удостоверяющих личность граждан в соответствии с федеральным законодательством. Главное управление не позднее 20 рабочих дней после снятия режима чрезвычайной ситуации на территории Омской области (если иной срок не установлен законодательством): подготавливает сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости), и необходимых бюджетных ассигнованиях в соответствии с приложением N 11 к Правилам (далее - сводные данные) и обеспечивает согласование и подписание сводных данных с Главным управлением МЧС РФ по Омской области, Управлением Федеральной миграционной службы по Омской области и Министерством финансов Омской области в соответствии с федеральным законодательством; вносит Губернатору Омской области, Председателю Правительства Омской области согласованные и подписанные сводные данные, а также списки; представляет утвержденные Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области сводные данные, списки для последующего согласования в Сибирский региональный центр МЧС РФ, МЧС РФ в соответствии с федеральным законодательством.

В случае принятия решения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Главное управление осуществляет деятельность по оказанию гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с федеральным законодательством (пункты 4,5,6 Порядка).

Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 утвержден Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).

На основании списков граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнований (далее - сводные данные для выплаты помощи гражданам) в соответствии с приложением N 11 к Правилам, и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.

Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для согласования в территориальный орган ФМС России по субъекту Российской Федерации и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

С учетом вышеизложенных нормативно-правовых актов, коллегия судей приходит к выводу о том, что для получения гражданами выплаты, предусмотренной п. г) ч. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (ред. от 30.09.2015), достаточным является сам факт нахождения таких граждан в зоне действия чрезвычайной ситуации регионального характера, поскольку условия их жизнедеятельности в результате указанной ситуации были нарушены.

Кроме того, требуется соблюдение гражданами нормативно установленного Порядка получения такой выплаты, который ранее был установлен Постановлением П. О. области от <...> № <...>-п, что было истцами также соблюдено.

Так, Распоряжением П. О. области от <...> № <...>-рп на территории О. области в связи с чрезвычайной ситуацией, связанной со сложной паводковой обстановкой в 2017, возникшей на территории Усть-Ишимского, Черлакского муниципальных районов О. области, в порядке п. 5.2 ст. 7 Закона О. области «О защите населения и территорий О. области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» был введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций О. области. В числе основных мероприятий, проводимых органами управления и силами территориальной подсистемы в пределах своей компетенции названы: проведение мероприятий по защите населения и территорий О. области от чрезвычайной ситуации; организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (л.д. 20-21 Т. 2).

На основании распоряжения П. О. области от <...> № <...>-рп режим чрезвычайной ситуации, введенный Распоряжением от <...> № <...>-рп, отменен (л.д. 22 Т. 2).

Указание подателя жалобы о том, что уровень воды в <...> на территории Усть-Ишимского муниципального района по своим количественным значениям не достиг тех критериев, при которых паводок считается опасным природным явлением, в связи с чем чрезвычайной ситуации ввиду опасных природных явлений в спорный период не было, правового обоснования под собой не несет, каких-либо особенностей применительно к типу чрезвычайной ситуации (за исключением ее территориального уровня), от которого зависит наличие или отсутствие права на выплату, приведенные выше нормативные положения не устанавливают.

Как указано выше <...> Карпова Н.А. обратилась с заявлением установленной формы (Приложение № <...> к Правилам) к главе Усть-Ишимского муниципального района О. области с заявлением, в котором просила включить ее и членов семьи – супруга Карпова В.В., матери Булейко Т.Н. в списки на оказание единовременной материальной помощи, поскольку их дом и приусадебный участок, в котором они проживают, оказался в зоне действия чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2017 на территории Усть-Ишимского муниципального района вследствие паводка (л.д. 13 Т. 1).

Приведенным выше актом обследования от <...> № <...> (л.д. 36 Т. 1), а также пояснениями свидетеля Чуприной Т.М., предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (л.д. 80, 83 Т. 1), подтвержден факт подтопления земельного участка и омшанника (пчельника), нарушение условий жизнедеятельности истцов, постоянно проживающих в жилом доме, расположенном на указанном участке.

Более того, из предоставленных Главным управлением МЧС России по О. области сведений о паводковой ситуации, сложившейся в 2017 в Усть-Ишимском муниципальном районе О. области, усматривается, что в перечне подтопленных приусадебных участков значится в том числе участок истцов.

Соответствующие списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в числе которых указаны Карповы, А. Усть-Ишимского муниципального района О. области в Главное управление региональной безопасности О. области с приложением копий заявлений, документов, были направлены, о чем свидетельствует представленное в материалы дела письмо от <...> УСТШ – 1708 (л.д. 4-5 Т. 2).

Как следует из ответа Главы Усть-Ишимского муниципального района О. области от <...> на запрос суда, ответа из П. О. области относительно направленных пакетов документов не последовало. Вместо ответа по существу прикреплён протокол заседания рабочей группы № <...> КЧС П. О. области от <...>, в котором в качестве третьего вопроса указано: «Об оказании помощи гражданам О. области, пострадавшим от паводка 2017 года», по которому было принято решение, что оснований для обращения в П. РФ для оказания помощи О. области не имеется (л.д. 3 Т. 2).

Глава Усть-Ишимского муниципального района О. области как указано выше повторно письмом от <...> № УСТШ-2535 обратился к заместителю Председателя П. О. области, Председателю КЧС и ПБ П. О. области – Бондареву И.С. с просьбой предоставить ответ на ранее направленные обращения в целях оказания разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате подтопления (л.д. 8 Т. 2).

Вместе с тем как установлено в ходе судебного разбирательства результата рассмотрения обращения с соответствующим принятием мер по осуществлению единовременной выплаты гражданам предпринято не было, что, по мнению судебной коллегии, является нарушением прав истцов, имеющих право на предоставление из резервного фонда разовой материальной помощи в 10 000 руб.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в О. области нормативного акта, принятого во исполнение Постановления П. РФ от <...> N 110, на правильность постановленного судебного акта не влияют, поскольку само по себе отсутствие такого документа не может явиться причиной, по которой граждане будут лишены предусмотренной нормативным актом федерального уровня меры социальной поддержки в виде разовой выплаты.

Ссылки в жалобе на фактический размер 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджета О. области на 2017, который составил 302 012 467 руб., как на причину не обращения в Правительство Российской Федерации, на выводы коллегии не влияют, поскольку математического обоснования, подтверждающего взаимозависимость указанного числового значения и принятия решения об отсутствии оснований для обращения не приведено. Кроме того, необходимость обращения за выделением денежных средств оценивается П. О. области самостоятельно. При наличии финансовой возможности для выделения денежных средств из резервного фонда О. области, денежные средства подлежали выплате истцам из регионального бюджета.

Доводы жалобы о том, что выплаты истцам должны быть произведены из местного бюджета являются несостоятельными, поскольку чрезвычайная ситуация имела региональный характер, что в силу прямого указания Закона О. области от <...> N 586-ОЗ означает, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации ее последствий является расходным обязательством О. области (ст. 13).

При этом судебная коллегия усматривает недобросовестное процессуальное поведение подателя жалобы ввиду непоследовательности такой позиции, ее противоречивости в части пояснений относительно введения на территории Омской области режима чрезвычайной ситуации в связи со сложной паводковой обстановкой, а также по факту обращения Администрации Усть-Ишимского района Омской области за единовременной выплатой согласно спискам, где были указаны истцы.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

        решение Усть-Ишимского районного суда Омской области от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

33-1059/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Булейко Таисия Никифоровна
Карпова Надежда Андреевна
Карпов Валерий Витальевич
Ответчики
Администрация Слободчиковского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области
УФК по Омской области
Правительство Омской области
Правительство Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ
ГУ региональной безопасности Омской области
Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области
Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
ГУ МЧС России по Омской области
Суд
Омский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.oms.sudrf.ru
20.02.2019Судебное заседание
28.02.2019Судебное заседание
22.04.2019Производство по делу возобновлено
24.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2019Передано в экспедицию
24.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее