Дело № 12-146/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Переславль-Залесский 21 сентября 2018 г.
Судья Переславского районного суда Ярославской области Яшин Е.В.,
рассмотрев жалобу директора ООО «Теплый дом» Тиканковой Т.Б. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Переславского судебного р-на Ярославской области Быковой Н.Н. от 5 июля 2018 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Переславского судебного р-на Ярославской области Быковой Н.Н. от 5 июля 2018 г. директор ООО «Теплый дом» Тиканкова Т.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Директор ООО «Теплый дом» Тиканкова Т.Б., не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой в Переславский районный суд о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, либо малозначительности совершенного административного правонарушения.
В жалобе директор указала, что административная ответственность по ч. 24 ст. 19. 5 КоАП РФ, наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа. Предписание контролирующего органа не было исполнено, поскольку документация длительного хранения, а именно схема внутридомовых сетей отопления ( теплового узла квартиры № <данные изъяты>) многоквартирного дома, по адресу: Ярославская область, г. Ростов, <данные изъяты>, должна была быть выполнена в 2011 г. предыдущей управляющей организацией ( ООО «УК Эксперт») и передана ООО «Теплый дом» по акту приема –передачи, что сделано не было. В то же время ООО «Теплый дом» принимало меры к получению такой документации. Указанные обстоятельства, по мнению автора жалоб, не оценены мировым судом, но имеют существенное значение, поскольку исключают вину директора ООО «Теплый дом» в совершении данного правонарушения.
В то же время заявитель полагает, что с учетом принятия ею мер для выполнения предписания, а так же отсутствия существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и серьезных последствий в виде причинения вреда, у мирового судьи имелись основания для признания деяния малозначительным и, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, освобождении ее от административной ответственности.
Тиканкова Т.Б. в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была уведомлена о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении дела не ходатайствовала, в связи с чем суд рассмотрел жалобу в ее отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам:
В соответствии с ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Правилами содержания общего имуществ в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42).
Из материалов дела усматривается следующее:
На основании приказа заместителя директора департамента государственного жилищного инспектора Ярославской области от 04.12. 2017г. № 03-1886 (л.д. 26) 13.12.2017 г. проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания № 1336-03-02 от 04.09. 2017 г. (л.д. 22), которым ООО «Теплый дом», директором которого являлась Тиканкова Т.Б., надлежало в срок до 01.12.2017 г. устранить нарушения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом № <данные изъяты> ул. <данные изъяты> г. Ростов:
- п.п. «а», «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» ( п. 1.3.15 договора № 180-ж/15 от 01. 07. 2015 г.) ( п. 1 Предписания);
- п.п. «е» п.10, п.п. «а» п.24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491( далее Правила № 491) ( п. 1.1 Предписания);
- п.п. «б» п. 6 Минимального перечня услуг и работ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» ( далее Минимальный перечень), п. 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 ( далее Правила № 170), поскольку отсутствует документация длительного хранения ( схема внутридомовых сетей отопления- теплового узла в квартире № <данные изъяты> Дома) ( п. 1. 2 Предписания);
а именно восстановить необходимую документацию.
По результатам данной проверки составлен акт № 1886-03-2/18 от 13.12. 2018 г. (л.д. 30), где зафиксировано невыполнение в установленный срок п.п. «а», «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» п.п. «е» п.10 Правила № 491, п.п. «б» п. 6 Минимального перечня, п.1.5 Правил № 170, указанных в предписании № 1336-03-02 от 04.09. 2017 г. (л.д. 22), а так же п.п. «а» п.11 Правил № 491 не указанного в этом предписании, а Тиканковой Т.Б. указано, что невыполнение предписания связано с тем, что тепловой узел выполнен в соответствии с проектно-сметной документацией на капитальный ремонт, но в настоящий момент ее получить не представляется возможным в виду следующего:
- смерти жителя Дома, держателя такой документации;
- прекращения существования Управляющей компаний, принимавшей капитальный ремонт;
- отсутствие такой документации в Администрации г. Ростова.
По результатам проверки так же составлен протокол об административном правонарушении № 1886/1-03-2 от 16. 02. 2018 г. (л.д. 2-3), предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Теплый дом» Тиканковой Т.Б.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным жилым домом от 01.07.2015 г. № 180-ж/15, ООО «Теплый дом» является организацией, управляющей многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ярославская обл., г. Ростов, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> (л.д. 13-20).
Так же, материалами дела подтверждено, что ООО «Теплый дом» имеет лицензию № 076-000106 от 28.04.2015 г. (л.д. 13) на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а Тиканкова Т.Б., согласно сведений из единого государственного реестра юридических лиц, является руководителем этого Общества ( л.д. 34-36).
Исходя из указанных доказательств, мировой суд пришел к выводу о том, что предписание о нарушении лицензионных требований являлось законным, факт неисполнения предписания установлен, доказательств обратного не представлено, а ответственности за это подлежит Тиканкова Т.Б.
В то же время доводы представителя Тиканковой Т.Б. об отсутствии вины в правонарушении мировым судом отвергнуты в виду обязанности Управляющей компании при приемке дома в управление выяснить наличие общего имущества дома, всю имеющуюся документацию, в том числе и документацию длительного хранения ( схема внутридомовых сетей отопления- теплового узла в квартире № <данные изъяты> Дома), хотя мировой суд отметил, что в договоре управления общим имуществом такового не значится.
С этими доводами мирового суда суд второй инстанции соглашается лишь частично в виду следующего.
Согласно Приложения № 1 к договору управления многоквартирным жилым домом от 01.07.2015 г. № 180-ж/15, в состав общего имущества многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ярославская обл., г. Ростов, ул. <данные изъяты> д. <данные изъяты> (л.д. 17) не включен теплоузел ( бойлерная).
Однако, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 162 Ж РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома.
В то же время в п. 3 ст. 39 ЖК РФ значится, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Правилами № 491 установлен перечень объектов, которые включаются в состав общего имущества ( п. 2-9), среди которых значится внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях ( п. 6).
Таким образом, поскольку теплоузел Дома включен в состав общего имущество указанными Правилами № 491, то это не может быть изменено соглашением сторон, то есть договором управления многоквартирным жилым домом от 01.07.2015 г. № 180-ж/15, в связи с чем он должен находиться в зоне ответственности ООО «Теплый дом».
Однако, отвергая доводы об отсутствии виновности Тиканковой в совершении указанного правонарушения, мировым судом не учтены следующие обстоятельства.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из положений ст. 26.1 КоАП РФ следует, что в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2. 4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Из диспозиции ч. 24 ст. 19. 5 КоАП РФ, так же следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
Предписание вынесено в отношении ООО «Теплый дом» в виду отсутствия документации длительного хранения ( схемы внутридомовых сетей отопления- теплового узла в квартире № <данные изъяты> Дома) в виду нарушений:
- п.п. «е» п.10 Правил № 491, который указывает, что Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
- п.п. «а» п.24 Правил № 491, который указывает, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- п.п. «б» п. 6 Минимального перечня, в котором пункты отсутствуют, а сам п. 6 Минимального перечня содержит лишь требования к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания балок (ригелей) перекрытий и покрытий многоквартирных домов.
- п. 1.5 Правил № 170, который в том числе в п. 1.5.1 указывает, что в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
В то же время, требования вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке, содержатся в п.п. «б» п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», а п.п. «а» п.11 Правил № 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Должностное лицо административного органа и мировой суд, посчитав, что представление является законным не учли следующие обстоятельства:
Согласно п. 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом п. 27 Правил № 491 установлено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами ( далее Правила № 416).
В соответствии с указанными Правилами № 416:
- в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения ( п. 18);
- организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ( п. 19);
- техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491( п. 20);
- в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом ( п. 21).
Из указанного следует, что обязанность передачи технической документации, в том числе и схема внутридомовых сетей отопления- теплового узла в квартире № <данные изъяты> Дома по адресу: Ярославская обл., г. Ростов, ул. <данные изъяты> лежит на предыдущей управляющей компании, а отсутствие ее или утрата не может являться основанием для прекращения данной обязанности и в этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
О том, что документация на теплоузел не передавалась ООО «Теплый дом» объяснения Тиканковой подтверждаются данными Приложения № 1 к договору на управление домом № 180-ж/15, где такое общее имущество отсутствует, результатами предыдущей проверки, об отсутствии такой документации у Общества.
В то же время Тиканкова и ее представитель в ходе производства по административному делу и в судебном заседании последовательно ссылались на отсутствие таких документов у Общества по вине предыдущей управляющей компании. Эти данные не проверялись и не учитывались ни должностным лицом административного органа, ни судом первой инстанции, однако имели существенное значение по делу, поскольку при таких обстоятельствах обязанность восстановления технической документации не может быть возложена на ООО «Теплый дом», в связи с чем представление административного органа нельзя признать законным.
Кроме того, не имея сведений о таком общем имуществе и находящемся не в общедоступном месте ( квартире № <данные изъяты>), Общество не могло его, в соответствии с п.п. «а» п. 11 Правил № 491, и осматривать.
Более того, материалы дела содержат данные о том, что иным способом получить необходимую документацию не представлялось возможным, хотя меры к этому принимались Обществом еще в 2016 г., о чем сообщалось и в Жилищную инспекцию ( л.д. 49-51).
При указанных выше обстоятельствах постановление мирового суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене в виду нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в виду отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ судья
РЕШИЛ:
Жалобу директора ООО «Теплый дом» Тиканковой Т.Б. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Переславского судебного р-на Ярославской области Быковой Н.Н. от 5 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Теплый дом» Тиканковой Т.Б. – отменить, а производство по делу прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в порядке надзора.
Судья: Е.В. Яшин