Решение по делу № 2а-1935/2017 от 18.05.2017

Дело №2а-1935/2017      27 июня 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Поликарповой С.В.

при секретаре Гуцал М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Третьякова Е. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок и государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки, обязании прекратить право собственности на земельный участок и произвести регистрацию права собственности на образуемые земельные участки,

установил:

Третьяков Е. В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – административный ответчик, управление) о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> и государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> в полном объеме. Также просил обязать управление прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> и произвести регистрацию права собственности на образуемые земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>.

В обоснование требований указано, что административный истец <Дата> обратился в управление с заявлениями <№>, <№>, <№>, <№> о государственной регистрации прекращения права собственности права собственности с кадастровым номером <№> и государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>. Указанные участки расположены по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО «Катунинское», поселок Катунино, ул.Советская. Управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности и государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки. Административный истец не согласился с данными действиями, полагает, что на момент подачи заявлений о государственной регистрации права собственности на указанные участки он был единственным собственником всех помещений в многоквартирном доме, для соблюдения всей процедуры оформления перехода права собственности на земельные участки, площадью <***> кв.м. и <***> кв.м., административным истцом было оформлено общее собрание собственников многоквартирного дома, согласно которому указанные земельные участки безвозмездно переходят в его собственность. Полагает, что применительно к положениям ст.36, ст.ст. 11.2-11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст.246 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п.10 Правил №491 закон запрещает распоряжаться общим имуществом многоквартирного дома в том случае, если оно неразрывно связано с самим многоквартирным домом, однако в данной ситуации передача в собственность спорных земельных участков не влечет каких-либо негативных последствий и нарушений прав третьих лиц, поскольку указанные земельные участки не связаны с многоквартирным домом. Передача спорных земельных участков, площадью <***> кв.м. и <***> кв.м., в его собственность не повлечет препятствия эксплуатации многоквартирного дома, следовательно, такая передача является правомерной. Названные обстоятельства послужили основанием для обращения Третьякова Е.В. в суд с рассматриваемым требованием.

В судебное заседание не явился административный истец, заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в связи с чем заседание проведено при данной явке.

В ходе заседания представитель административного истца поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, представитель управления не признал требования по изложенным в мотивированном отзыве основаниям, сославшись на то, что на момент государственной регистрации права <Дата> состав собственников помещений в многоквартирном доме изменился.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО «Катунинское», поселок Катунино, ул.Советская, имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации малоэтажного многоквартирного дома. На данном участке также расположен многоквартирный дом с кадастровым номером <№>, а также водопроводные и канализационные сети, предназначенные для его обслуживания и эксплуатации. Факт того, что данный участок был сформирован в целях эксплуатации многоквартирного дома по данному адресу, представители сторон не оспаривали в ходе заседаний.

<Дата> Третьяков Е.В. принял решение как единоличный собственник всех помещений в многоквартирном доме о разделе земельного участка с кадастровым номером <№>1820, а решает передать в безвозмездном порядке в свою собственность выделенные земельные участки, общей площадью <***> кв.м. и <***> кв.м.

<Дата> Третьяков Е.В. обратился в управление с заявлениями <№>, <№>, <№>, <№> о государственной регистрации прекращения права собственности с кадастровым номером <№> и государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>.

<Дата> управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности и государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки, поскольку в силу п.п.4 п.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») право, о государственной регистрации которого ходатайствовал административный истец, не подлежало государственной регистрации в соответствии с ГК РФ или иным федеральным законом. В этой связи управление направило в адрес административного истца соответствующее уведомление, не согласившись с которым Третьяков Е.В. обратился в суд с предъявленными требованиями.

В силу положений ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») и ст.36 ЖК РФ регулирование отношений, связанных с переходом земельного участка в общую долевую собственность собственникам помещений многоквартирного дома отнесено к жилищному законодательству.

В силу п.п. 1, 4, 5 ст.16 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу чч. 2 и 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П признал ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Как следует из положений ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Таким образом, приведенными положениями ст.36 ЖК РФ, а также ч.ч.2, 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлен момент возникновения права общей долевой собственности у собственников жилых и нежилых помещений на общее имущество многоквартирного жилого дома, в том числе на сформированный под таким домом земельный участок, а также момент перехода доли в праве на общее имущество - с даты государственной регистрации права собственности на квартиру.

Как следует из материалов дела, на момент проведения правовой экспертизы административным ответчиком представленных документов Третьяков Е.В. не являлся единственным собственником помещений в многоквартирном доме <№> по улице Советской в п.Катунино, поскольку <Дата> право собственности на квартиру <№> в этом доме зарегистрировал Белых А.В.

В силу положений ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности на квартиру <№> у Белых А.В., то есть с <Дата>, в силу закона он стал и правообладателем общего имущества многоквартирного дома, в том числе и земельного участка. Поэтому образованные земельные участки как объекты общего имущества в многоквартирном доме в силу п.4 ст.36 ЖК РФ могут быть переданы в пользование иным лицам только по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников и только в случае, если не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Более того, в соответствии с п.8 ст.41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости (при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц) является соглашение о разделе объекта недвижимости. Таким образом, на момент государственной регистрации права собственности Белых А.В. на квартиру <№> в многоквартирном доме с <Дата> земельный участок и иное имущество перешло в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома. При таких обстоятельствах Третьяков Е.В. не мог единолично распоряжаться вышеуказанным земельным участком.

Подпунктом 4 п. 1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» определено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, суд полагает, что управление обоснованно приостановило государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок и государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки. Иного материалы дела не содержат.

В настоящее время по заявлению Третьякова Е.В. также приостановлена государственная регистрация прекращения прав собственности на шесть месяцев, то есть до рассмотрения дела в суде.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок и государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки, и производное от него требование об обязании прекратить право собственности на земельный участок и произвести регистрацию права собственности на образуемые земельные участки не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Третьякова Е. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок и государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки, обязании прекратить право собственности на земельный участок и произвести регистрацию права собственности на образуемые земельные участки отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Поликарпова

2а-1935/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Третьяков Е.В.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по АО и НАО
Другие
Белых А.В.
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
18.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
18.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
18.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
06.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.06.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
16.06.2017[Адм.] Судебное заседание
27.06.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее