УИД: 59OS0000-01-2020-000728-21
№ 3а-1111/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 г. г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.,
при секретаре Елисеевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества по электромонтажу электростанций и подстанций «Электроуралмонтаж» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
акционерное общество «Электроуралмонтаж» (далее – АО «Электроуралмонтаж») обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером **547, площадью 11424 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: здание гаража, здание производственной мастерской, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 10795908 рублей по состоянию на 1.01.2019;
- земельного участка с кадастровым номером **308, площадью 9377 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: под здание промышленные предприятия, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2489875 рублей по состоянию на 1.01.2019.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12.11.2019 № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» по состоянию на 1.01.2019 и составляет:
- с кадастровым номером **547 – 18613320 руб.;
- с кадастровым номером **308 – 7155328, 58 руб.
Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости объектов недвижимости, что подтверждается отчетами об оценке от 30.06.2020 №1027.1.И/О-20 и № 1027.2.И/О-20 оценщика ООО «Р-Консалтинг» Б., согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1.01.2019 составляет:
- с кадастровым номером **547 –10795908 руб.;
- с кадастровым номером **308 –2489875 руб.
Несоответствие кадастровой стоимости рыночной нарушает законные интересы административного истца, как плательщика земельного налога.
Впоследствии административный истец требования уточнил, указав рыночную стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером **547 – 11490945 руб.;
- с кадастровым номером **308 – 2887741 руб.
Представитель административного истца Клименко Е.В. просила рассмотреть административное дело в её отсутствие, настаивала на уточненном административном иске.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и заинтересованного лица ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края Лядов К.Э. просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск Министерство не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости с учетом уточнения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации города Перми Полинякина Е.А. просила рассмотреть дело в её отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просит отказать, поскольку значительное снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к появлению выпадающих доходов бюджета.
Представитель заинтересованного лица администрации Добрянского городского округа Лызов К.В. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просит отказать, поскольку значительное снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к появлению выпадающих доходов бюджета.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пермского филиала о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд представителя не направило.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от3.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
АО ««Электроуралмонтаж» является собственником объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером **547, площадью 11424 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: здание гаража, здание производственной мастерской, расположенного по адресу: ****;
- земельного участка с кадастровым номером **308, площадью 9377 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: под здание промышленные предприятия, расположенного по адресу: ****, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как собственник земельного участка, АО «Электроуралмонтаж» является плательщиком земельного налога, исчисляемого из размера кадастровой стоимости объекта недвижимости, следовательно, вправе поставить вопрос об оспаривании его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12.11.2019 № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» по состоянию на 1.01.2019 составляет:
- с кадастровым номером **547 – 18613320 руб.;
- с кадастровым номером **308 – 7155328,58 руб.
Административным истцом представлены в суд уточненные отчеты от 24.07.2020 № 1027.1.И/О-20 и № 1027.2.И/О-20 об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленные оценщиком ООО «Р-Консалтинг» Б., согласно которым рыночная стоимость объектов оценки составляет:
- с кадастровым номером **547 –11490945 руб.;
- с кадастровым номером **308 –2887741 руб.
Отчеты об оценке с учетом дополнений, являющихся их неотъемлемой частью, составлены с соблюдением требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке. Суждение специалиста относительно рыночной стоимости объектов оценки подтверждаются собранной информацией и приведенными расчетами.
Оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховал гражданскую ответственность.
Выводы сделаны оценщиком в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого, а также отказ от применения доходного и затратного подходов и определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки суд находит обоснованным.
Оценщиком проведен анализ рынка земельных участков категории земли населенных пунктов, предназначенных под коммерческую застройку. По результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости: категория и вид разрешенного использования, имущественные права, условия финансирования, условия продажи, условия рынка, скидка на торг, местоположение, площадь, коммуникации, подъездные пути, разрешенное использование.
Применяя сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, из предложенного рынка купли-продажи земельных участков на территории города Перми, оценщик выбрал подходящие по элементам сравнения: передаваемые права, дата предложения, местоположение, категория земель и вид разрешенного использования, наличие обременений, подъездные пути, наличие коммуникаций. Из представленной выборки оценщик выбрал 3 объекта-аналога для объекта оценки. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объекту оценки. С учетом внесения корректировок на дату предложения, на торг, на местоположение, на площадь, на обеспеченность коммуникациями, сведения о стоимости объекта достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объекта оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказа от применения корректировок, оценщиком приведено в отчете со ссылкой на источники, которыми он руководствовался.
Выбор объектов-аналогов оценщиком в отчетах надлежащим образом обоснованы с учетом анализа рынка объектов оценки. Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, приложенные к отчету скриншоты страниц сайта являются читаемыми. С учетом изложенного, проведенная оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Стороны по административному делу не высказали несогласия с уточнёнными отчетами.
Возражения заинтересованных лиц администрации города Перми и администрации Добрянского городского округа об уменьшении размера поступлений в бюджет вследствие установления кадастровой стоимости земельных участков в меньшем размере равном их рыночной стоимости, не даёт оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку соответствующее право административного истца прямо предусмотрено законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о возможности принять в качестве надлежащего доказательства указанные уточнённые отчеты от 24.07.2020 № 1027.1.И/О-20 и № 1027.2.И/О-20 об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленные оценщиком ООО «Р-Консалтинг» Б.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив уточнённые отчеты об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о достоверности размера рыночной стоимости объектов оценки:
- с кадастровым номером **547 –11490945 руб.;
- с кадастровым номером **308 –2887741 руб.
Согласно ч. 3 ст. 249 КАС Российской Федерации резолютивная часть решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости объекта недвижимости. Следовательно, результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта капитального строительства. При этом в отсутствие доказательств иной рыночной стоимости объекта недвижимости истцу не может быть отказано в реализации права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
Учитывая, что доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объектов недвижимости, чем в отчетах об оценке, административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного кадастровую стоимость земельных участков, следует установить равной их рыночной стоимости в размере по состоянию на1.01.2019:
- с кадастровым номером **547 –11490945 руб.;
- с кадастровым номером **308 –2887741 руб.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.
Принимая во внимание, что Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 8.07.2020, на что суд указывает в резолютивной части настоящего решения.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества по электромонтажу электростанций и подстанций «Электроуралмонтаж» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером **547, площадью 11424 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: здание гаража, здание производственной мастерской, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 11490 945 рублей по состоянию на 1.01.2019;
- земельного участка с кадастровым номером **308, площадью 9377 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здание промышленные предприятия, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2887 741 рублей по состоянию на 1.01.2019.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 8.07.2020.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
подпись
Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-1111/2020 Пермского краевого суда
Мотивированное решение суда изготовлено 4.09.2020.