УИД 44RS0023-01-2023-000631-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2024 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,
при секретаре Андрияновой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Макарьевского муниципального района Костромской области к Специализированному отделению судебных приставов по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании исполнительского сбора с администрации Макарьевского муниципального района Костромской области к СОСП по Костромской области в размере 50 000 руб. 00 коп., принятому к исполнению в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Администрация Макарьевского муниципального района Костромской области обратилась в суд с заявлением к СОСП по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя СОСП по Костромской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании исполнительского сбора с администрации Макарьевского муниципального района Костромской области к СОСП по Костромской области в размере 50 000 руб. 00 коп., принятому к исполнению в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования обоснованы тем, что 03.06.2022 Макарьевский районный суд Костромской области вынес решение по гражданскому делу № 2-314/2022, вступившее в законную силу 08.07.2022, на основании которого администрация Макарьевского муниципального района Костромской области обязана в срок до 01.09.2023 обеспечить финансирование мероприятий по устранению, указанных нарушений требований пожарной безопасности в здании МКОУ Нежитинская СОШ Макарьевского муниципального района Костромской области, расположенном по адpecy: Костромская область, Макарьевский район, с. Нежитино, улица Центральная, дом 71.
На основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав - исполнитель СОСП по Костромской области ФИО2 возбудила исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем СОСП по Костромской области ФИО2 вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора с администрации Макарьевского муниципального района Костромской области в размере 50 000 рублей.
Администрация Макарьевского муниципального района считает, что её вина в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требования исполнительного документа отсутствует.
Учитывая то, что вышеуказанное решение суда было вынесено после утверждения расходов бюджета Макарьевского муниципального района Костромской области на 2022 год и плановый период 2023 года, 2024 года, учитывая дотационность бюджета Макарьевского муниципального района Костромской области, нормы бюджетного законодательства, а также то, что необходима значительная сумма для исполнения данного решения суда (согласно представленным школой сметам, с целью исполнения решения суда на оборудование и монтаж сигнализации, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре необходимы денежные средства в размере 851 106 руб.), у администрации Макарьевского муниципального района Костромской области отсутствовала возможность исполнения решения суда в установленные сроки.
В то же время, с целью обеспечения пожарной безопасности за период 2022 года и 2023 года школе было выделено 364 668 руб. 85 коп., в том числе: в 2022 году - 292495 руб. 60 коп., в 2023 году - 72173 руб. 25 коп. на следующие мероприятия: техническое обслуживание пожарной сигнализации, измерение контуров молниезащиты, испытание внутреннего пожарного крана и переката рукава, испытание контуров молниезащиты.
Также, с целью исполнения судебных решений по финансированию школ, вынесенных в отношении администрации Макарьевского муниципального района Костромской области, в том числе и данного решения, администрация Макарьевского муниципального района Костромской области выходила в Собрание депутатов Макарьевского муниципального района Костромской области. В рамках рассмотрения данного вопроса ДД.ММ.ГГГГ информация была принята к сведению, но учитывая дотационность бюджета Макарьевского муниципального района Костромской области, затратность мероприятий, наличие расходов, требующих первоочередное исполнение, отсутствие дополнительной возможности финансирования энных расходных обязательств в 2023 году, возможность использования действующих АПС в школах, при условии осуществления мероприятий по ее ежегодному комплексному испытанию и техническому обслуживанию, просьба о дополнительном финансировании данных мероприятий, в настоящее время она не удовлетворена.
Указанные в решении Макарьевского районного суда Костромской области мероприятия в отношении МКОУ Нежитинская СОШ Макарьевского муниципального района Костромской области, в целях их исполнения, включены в муниципальную программу Макарьевского муниципального района Костромской области «Развитие системы образования Макарьевского муниципального района на 2021-2026 годы», утвержденную постановлением администрации Макарьевского муниципального района Костромской области от 28.09.2020 № 325 на 2025 год.
В Департамент образования и науки Костромской области направлялось письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с просьбой оказания содействия в выделении дополнительных финансовых средств на исполнение решения суда, ДД.ММ.ГГГГ дан ответ № с приложением письма ГУ МЧС России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, определением Макарьевского районного суда от 02.11.2023 МКОУ Нежитинская СОШ Макарьевского муниципального района Костромской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-314/2022 до 31.12.2023. Также в производстве Макарьевского районного суда находится дело № 13-166/2023 по заявлению администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о предоставлении отсрочки исполнения выше указанного решения суда.
В судебное заседании представитель истца - администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирнова С.В. не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, а также указала, что доводы, изложенные в заявлении поддержала.
Ответчик - судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области ФИО2 в суд не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представители третьих лиц - УФССП России по Костромской области, прокуратуры Макарьевского района Костромской области, ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области о месте и времени судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, в суд не явились, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направили.
Судом, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона об исполнительном производстве).
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона.
Срок для добровольного исполнения в соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Макарьевского районного суда Костромской области от 03.06.2022 по делу № 2-314/2022 на администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области возложена обязанность в срок до 01.09.2023 обеспечить финансирование мероприятий по устранению, указанных нарушений требований пожарной безопасности в здании МКОУ Нежитинская СОШ Макарьевского муниципального района Костромской области, расположенном по адpecy: Костромская область, Макарьевский район, село Нежитино, улица Центральная, дом 71.
Решение вступило в законную силу 08.07.2022.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Костромской области ФИО2 в отношении администрации Макарьевского муниципального района Костромской области возбуждено исполнительное производство №, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя.
В связи с неисполнением в указанный срок требований исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Костромской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. 00 коп.
Судом установлено, что вышеуказанное решение суда было вынесено после утверждения расходов бюджета Макарьевского муниципального района Костромской области на 2022 год и плановый период 2023 года, 2024 года.
Учитывая дотационность бюджета Макарьевского муниципального района Костромской области, нормы бюджетного законодательства, а также то, что необходима значительная сумма для исполнения данного решения суда (согласно представленным школой сметам, с целью исполнения решения суда на оборудование и монтаж сигнализации, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре необходимы денежные средства в размере 851 106 руб.), у администрации Макарьевского муниципального района Костромской области отсутствовала возможность исполнения решения суда в установленные сроки.
Указанные в решении Макарьевского районного суда Костромской области мероприятия в отношении МКОУ Нежитинская СОШ Макарьевского муниципального района Костромской области, в целях их исполнения, включены в муниципальную программу Макарьевского муниципального района Костромской области «Развитие системы образования Макарьевского муниципального района на 2021-2026 годы», утвержденную постановлением администрации Макарьевского муниципального района Костромской области от 28.09.2020 № 325 на 2025 год.
С целью исполнения решения суда администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области за период 2022 года и 2023 года МКОУ Нежитинская СОШ Макарьевского муниципального района Костромской области было выделено 364 668 руб. 85 коп., в том числе: в 2022 году - 292 495 руб. 60 коп., в 2023 году - 72 173 руб. 25 коп. на техническое обслуживание пожарной сигнализации, измерение контуров молниезащиты, испытание внутреннего пожарного крана и переката рукава, испытание контуров молниезащиты.
В Департамент образования и науки Костромской области направлялось письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с просьбой оказания содействия в выделении дополнительных финансовых средств на исполнение решения суда, ДД.ММ.ГГГГ дан ответ № с приложением письма ГУ МЧС России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением Макарьевского районного суда Костромской области от 22.01.2024 по делу № 13-5/2024 (№ 13-166/2023), вступившим в законную силу 13.02.2024, частично удовлетворено заявление администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-314/2022 от 03.06.2022, отсрочка предоставлена до 01.04.2024. Определение вступило в законную силу 13.02.2024.
Исследовав представленные суду доказательства, суд находит доводы администрации Макарьевского муниципального района Костромской области об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительных документов основанными на представленных материалах.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация является юридическим лицом в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения.
В силу пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено указанным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Исполнение требования исполнительного документа возможно на основании муниципальных контрактов на изготовление технической документации, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (п. 74).
Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего дела позволяют суду сделать вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований администрации Макарьевского муниципального района Костромской области.
При определении степени вины администрации Макарьевского муниципального района Костромской области в неисполнении решений суда, суд оценивает представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта.
Проанализировав действия администрации Макарьевского муниципального района Костромской области, направленные на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, суд приходит к выводу, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными, непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительных документов.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования администрации Макарьевского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Освободить администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя СОСП по Костромской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Ю.П. Чистякова
Решение в окончательной форме принято 22.02.2024 года.