Решение по делу № 2-556/2024 (2-4458/2023;) от 27.11.2023

Дело № 2-556/2024

25RS0010-01-2023-006935-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2024 года город Находка

Находкинский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Черновой М.А.,

при секретаре Мичученко Н.А.,

с участием помощника Находкинского транспортного прокурора Кичигина А.С.,

представителя ответчика ООО «Транснефть-Порт Козьмино» по доверенности от 15.01.2024 Фатеева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Находкинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Транснефть-Порт Козьмино» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

Находкинский транспортный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указав, что ООО «Транснефть-порт Козьмино» на территории морского порта Восточный осуществляет использование двух гидротехнических сооружений - причал № 1, № 2. Основная цель эксплуатации портовых гидротехнических сооружений в морском порту - транспортная обработка грузов. При этом за период с 01.01.2022 по 06.06.2023 к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен подход судов в общем количестве 506 единиц, количество перегруженной нефти за этот же период составило 53 010 тонн. Распоряжением Росморречфлота от 13.11.2009 № АД-227-р «О внесении изменений в сведения о морском порте Восточный в Реестре морских портов Российской Федерации» ООО «Транснефть - порт Козьмино» включено в реестр операторов морских терминалов в морском порту Восточный. По смыслу определения, закрепленного в п. 8 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «О морских портах»), ООО «Транснефть-порт Козьмино» является оператором морского терминала. Исходя из действующих норм, требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море, независимо от времени начала ее осуществления. Получение такого заключения обязательно для реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности. Используемые ООО «Транснефть-Порт Козьмино» причалы и инфраструктура расположены в порту Восточный и представляют собой производственный комплекс, предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту. ООО «Транснефть-Порт Козьмино» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей Приморского края на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Просит обязать ООО «Транснефть-Порт Козьмино» в срок, не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причалов № 1 и № 2, в морском порту Восточный.

В судебном заседании помощник Находкинского транспортного прокурора Кичигин А.С. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Фатеев А.С., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, указав, что причальные устройства СпецМорНефтеПорт «Козьмино» (далее по тексту - Объект) построены в рамках строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО-1 и ВСТО-ll) и реализованы в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее по тексту - Заключение). Согласно требованиям п. 7 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Заключение на объекты первой очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО-1) утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2007 № 644, по объектам второй очереди (ВСТО-ll) утверждено приказом от 02.04.2009 № 221. В состав документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, входили, в том числе, материалы, обосновывающие намечаемую хозяйственную деятельность ответчика, связанную с подачей нефти на нефтеналивные суда у причальных сооружений. В выводах Заключения, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2007 № 644, указано, что воздействие на окружающую среду, предусмотренное при строительстве и последующей эксплуатации, является допустимым, а реализация объекта экспертизы возможна. Отмечено, что разработанные в проекте технические решения обеспечивают необходимую надежность объектов и сооружений в процессе эксплуатации, промышленную и экологическую безопасность работ, как на этапе строительства, так и эксплуатации объектов сооружений. Таким образом, экологическая оценка хозяйственной деятельности ООО «Транснефть - Порт Козьмино» во внутренних морских водах проведена ответчиком на этапе планирования хозяйственной деятельности при проектировании данного Объекта, а сам Объект введен в эксплуатацию в установленные в Заключении сроки. В состав материалов ВСТО - I, подлежащих государственной экологической экспертизе, среди прочего, вошла оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) при эксплуатации береговых и морских сооружений нефтепорта. После ввода в эксплуатацию Объекты ответчика осуществляют текущую хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002. Кроме того, до обращения истца с иском в суд со стороны ответчика уже приняты меры во исполнения предписаний Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 29.10.2021 № 15-882-КНД/2021 от 24.02.2022 № 15-74-КНД/2022 к получению положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах в соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно плану мероприятий, утвержденному в Обществе, плановая дата получения государственной экологической экспертизы - 25.12.2024. Между ООО «Транснефть - Порт Козьмино» и ООО «НИИ Транснефть» заключен договор от 11.09.2023 № НИИ-663-2023 на оказание услуг по разработке материалов обоснования хозяйственной деятельности во внутренних морских водах. Во исполнение обязательств по договору от 11.09.2023 № НИИ-663-2023 со стороны ООО «НИИ Транснефть» 25.01.2024 разработан и предоставлен на внутреннюю экспертизу в адрес ООО «Транснефть - Порт Козьмино» проект обоснования хозяйственной деятельности во внутренних морских водах. Плановая дата получения проекта раздела ОВОС - 30.04.2024. Заявляя рассматриваемые судом требования, истец фактически просит суд обязать ответчика выполнить то, что ему уже ранее предписано компетентным в данной области органом и то, что уже ответчиком выполняется.

Суд, выслушав помощника Находкинского транспортного прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В Российской Федерации осуществляются два вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (ст. 4 Федерального закона РФ от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (п. 3 ст. 34 Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе (ч. 2 указанной статьи).

В силу п. 7 ст. 11 Федерального закона РФ от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся, в том числе, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Так, положениями статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море (ч. 2 ст. 34 Закона № 155-ФЗ).

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» портовыми гидротехническими сооружениями являются инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.

Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающая планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних водах и в территориальном море.

Как установлено в судебном заседании ООО «Транснефть-Порт Козьмино» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.12.2014, основной деятельностью которого является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, что следует из выписки ЕГРЮЛ от 22.11.2023.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Транснефть-Порт Козьмино» на постоянной основе осуществляет деятельность по перевалке грузов в морском порту Восточный.

Указанная деятельность осуществляется ответчиком с использованием 2 гидротехнических сооружений: причалов № 1 и № 2.

По информации капитана морского порта Восточный от 07.06.2023, за 2022 год, а также с января по апрель 2023 года к портовым гидротехническим сооружениям, а именно нефтепирс (причал № 1) осуществлен подход судов в общем количестве 506 единиц, грузооборот за этот же период составил 53 010 тонн нефти.

Из информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 07.06.2023 года следует, что положительное заключение государственной экологической экспертизы в отношении ООО «Транснефть-Порт Козьмино» не утверждалось.

07.06.2023 Находкинским транспортным прокурором выдано представление ответчику об устранении нарушений федерального законодательства, в связи с осуществлением хозяйственной деятельности ответчиком во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Транснефть-Порт Козьмино» осуществляет хозяйственную деятельность в морском порту Находка с использованием гидротехнических сооружений при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Вышеперечисленные обстоятельства в судебном заседании не оспаривал представитель ответчика Фатеев А.С., из пояснений которого следовало, что причальные устройства ответчика построены в рамках строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан» и реализованы в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, в связи с чем не требуется Заключение о проведении которой заявлено в требовании истца.

Следует также учесть, что ответчиком предприняты меры к получению положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах, однако до настоящего времени положительное заключение ответчиком не получено.

Так, между ООО «Транснефть - Порт Козьмино» и ООО «НИИ Транснефть» заключен договор от 11.09.2023 № НИИ-663-2023 на оказание услуг по разработке материалов обоснования хозяйственной деятельности во внутренних морских водах. Во исполнение обязательств по договору от 11.09.2023 № НИИ-663-2023 со стороны ООО «НИИ Транснефть» 25.01.2024 разработан и предоставлен на внутреннюю экспертизу в адрес ООО «Транснефть - Порт Козьмино» проект обоснования хозяйственной деятельности во внутренних морских водах. Плановая дата получения проекта раздела ОВОС - 30.04.2024.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, необходимость получения ответчиком положительного заключения государственной экологической экспертизы в данном случае, сомнений не вызывает, в связи с чем, суд находит требование Находкинского транспортного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При решении вопроса об установлении срока для исполнения требований Находкинского транспортного прокурора, суд учитывает заключение договора ответчиком с ООО «НИИ Транснефть» со сроком его исполнения, плановую дату получении ответчиком государственной экологической экспертизы, а также требование истца о сроке исполнения решения суда не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Как следует из представленного представителем ответчика плана мероприятий, утвержденному в Обществе, плановая дата получения государственной экологической экспертизы - 25.12.2024. В связи с изложенным, по мнению суда, срок для получения ответчиком положительного заключения в срок не превышающем 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу будет достаточным и разумным для исполнения указанных требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в бюджет Находкинского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Находкинского транспортного прокурора в защиту прав, свод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Транснефть - Порт Козьмино» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Транснефть - Порт Козьмино», ИНН 2508081814, ОГРН107208004690, в срок, не превышающий 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием 2 гидротехнических сооружений - причалов № 1, № 2, в морском порту Находка.

Взыскать с ООО «Транснефть-порт Козьмино» в бюджет Находкинского городского округа государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.

Судья М.А. Чернова

решение в мотивированном виде

принято 06.02.2024

2-556/2024 (2-4458/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Находкинская транспортная прокуратура
Ответчики
ООО "Транснефть-Порт Козьмино"
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Судья
Чернова Марина Анатольевна
Дело на странице суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2023Подготовка дела (собеседование)
21.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее