44OS0000-01-2019-000506-76
Дело № 3а-88/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года, город Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре Костиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирновой Веры Алексеевны, Виноградовой Наталии Александровны, Виноградова Игоря Алексеевича к Управлению Росреестра по Костромской области, администрации Костромской области об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Смирнова В.А., Виноградова Н.А. и Виноградов И.А. обратились в суд с указанным административным исковым заявлением по тем основаниям, что 20 марта 2018 года Смирновой В.А. был приобретен земельный участок с кадастровым №, площадью 785 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> Цена продажи была установлена Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы в размере 480 000 руб. 21 августа 2019 года Смирнова В.А. данный земельный участок продала за 500 000 руб. Виноградовой Н.А. и Виноградову И.А.
Кадастровая стоимость земельного по состоянию на 29 марта 2016 года утверждена в размере 1 247 702,55 руб.
Однако рыночная стоимость указанного земельного участка значительно меньше и составляет 560 490 руб., что подтверждается отчетом № 1405 от 26 декабря 2019 года, составленным оценщиком ФИО9
Несоответствие кадастровой и рыночной стоимостей нарушает права административных истцов как плательщиков земельного налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Просят установить кадастровую стоимость указанного выше объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В судебное заседание административные истцы Смирнова В.А., Виноградова Н.А. и Виноградов И.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Костромы Павлова А.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что снижение кадастровой стоимости приведет к уменьшению поступления налогов в бюджет.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, заинтересованное лицо Гайдарова Н.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Смирнова В.А. с 20 марта 2018 года по 21 августа 2019 года являлась собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 785 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки.
21 августа 2019 года Смирнова В.А. продала данный земельный участок Виноградовой Н.А. и Виноградову И.А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена по состоянию на 29 марта 2016 года в размере 1 247 702,55 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка влияют на объём налоговых обязательства административных истцов, а, следовательно, затрагивают их права.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.Абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В подтверждение заявленных требований административные истцы представили отчет № 1405 от 26 декабря 2019 года, составленный оценщиком ФИО10
В отчете рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29 марта 2016 года определена в размере 560 490 руб. Оценщик определил рыночную стоимость объекта с использованием метода сравнительного подхода, обоснованно отказавшись от доходного и затратного подходов. При определении рыночной стоимости земельного участка сравнительным подходом оценщиком проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков, путем сопоставления характеристик объекта оценки и предлагавшихся к продаже объектов в качестве объектов-аналогов отобраны те участки, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице. При наличии отличий по ценообразующим характеристикам введены соответствующие корректировки.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Поскольку в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административные истцы не обращались, датой подачи заявления следует считать дату его обращения в суд с настоящим административным иском, то есть 31 декабря 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 785 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 марта 2016 года в размере 560 490 (Пятьсот шестьдесят тысяч четыреста девяносто) рублей.
Датой подачи заявления считать 31 декабря 2019 года.
На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.
Председательствующий Р.Н. Колесов