УИД № 38RS0003-01-2023-004986-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2024 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Кобрысевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-243/2024 по иску Буйлова Т.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж на соответствующих видах работ, назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Буйлова Т.И. обратилась в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области) в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконным решение ответчика № 191944 в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы: с 13.02.1995 по 23.09.1997 - в должности учителя начальных классов Паршевниковской малокомплектной школы, с 23.09.1997 по 19.11.1999 - в должности учителя Среднебулайской малокомплектной школы, с 04.01.2000 по 02.07.2001 - в должности директора и учителя на время экзаменационной сессии Среднебулайской малокомплектной школы, с 02.07.2001 по 26.08.2002 - в должности директора и учителя на постоянной основе Среднебулайской малокомплектной школы, с 29.09.2003 по 12.08.2020 - в должности учителя начальных классов МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 муниципального образования г. Братска, с 24.08.2020 по 20.07.2023 - в должности учителя МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 13 муниципального образования г. Братска; возложить обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периоды работы: с 13.02.1995 по 23.09.1997 - в должности учителя начальных классов Паршевниковской малокомплектной школы, с 23.09.1997 по 19.11.1999 - в должности учителя Среднебулайской малокомплектной школы, с 04.01.2000 по 02.07.2001 - в должности директора и учителя на время экзаменационной сессии Среднебулайской малокомплектной школы, с 02.07.2001 по 26.08.2002 - в должности директора и учителя на постоянной основе Среднебулайской малокомплектной школы, с 29.09.2003 по 12.08.2020 - в должности учителя начальных классов МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 муниципального образования г. Братска, с 24.08.2020 по 20.07.2023 - в должности учителя МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 13 муниципального образования г. Братска; назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.05.2024; взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование исковых требований Буйлова Т.И. указала, что 20.07.2023 она обратилась в ОСФР по Иркутской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, поскольку более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Ответчик вынес решение № 191944 об отказе в назначении страховой пенсии по старости по причине обращения за назначением пенсии ранее срока, по достижению которого возникает право на досрочную пенсию по старости. Ответчик посчитал, что за назначением данной пенсии она вправе обратиться не ранее 07.07.2026.
С решение ответчика не согласна. Полагает, что с учетом спорных периодов ее работы, изложенным в трудовой книжке, на 10.05.2021 ее педагогический стаж составил 25 лет, т.е. с учетом «пенсионной реформы» право на досрочную пенсию должно возникнуть через 3 года - 10.05.2024.
В судебное заседание истец Буйлова Т.И. не явилась, извещена надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОСФР по Иркутской области Русских В.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании и в письменных возражениях исковые требования не признала, указала, что Буйлова Т.И. 20.07.2023 обратилась в Отделение ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением № 191944/23 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400 - ФЗ. По причине обращения за назначением пенсии ранее срока, по достижению которого возникает право на досрочную страховую пенсию по старости.
Стаж на соответствующих видах работ по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ на 06.07.2022 составил 25 лет, соответственно, с учетом Приложения 7 Федерального закона № 400-ФЗ, пенсия по данному основанию может быть назначена не ранее 07.07.2026.
Периоды работы истца с 13.02.1995 по 22.09.1997, с 23.09.1997 по 19.11.1999, 04.11.2000 по 31.12.2000, с 02.07.2001 по 31.12.2001, с 29.09.2003 по 26.03.2018, с 29.03.2018 по 12.08.2020, с 24.08.2020 по 31.12.2022 включены специальный стаж истца по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ
Период работы с 01.01.2001 по 01.07.2001 включен в страховой стаж истца как период ухода за ребенком, что подтверждается справкой Отдела образования Черемховского районного МО, а также индивидуальными сведениям представленными работодателем. Пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода ухода за ребенком в специальный стаж.
Периоды работы с 01.01.2002 по 26.08.2002, с 27.03.2018 по 28.03.2018 относятся к периодам после регистрации истца в системе обязательного страхования (31.12.1998) и оцениваются на основании индивидуальных сведений представленных работодателем и отраженными на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Работодатель не квалифицирует указанные периоды работы Буйловой Т.П. как имеющие льготный характер.
Период работы с 01.01.2023 по 20.07.2023 при вынесении решения об отказе назначении пенсии не включен в страховой стаж истца, так индивидуальные сведения от работодателя за 2023 г. будут представлены только в 2024 г Ввключение указанного периода в специальный стаж на право истца не повлияет, поскольку требуемый стаж 25 лет Буйловой Т.П. выработан 06.07.2022.
Требования истца о назначении пенсии с 10.05.2024 неправомерны, поскольку заявление о назначении пенсии с указанной даты может быть подано не ранее 10.04.2024.
Таким образом, правовые основания для включения заявленных истцом периодов работы в стаж педагогической деятельности и назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости отсутствуют, решение № 191944/23 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии принято обоснованно и правомерно.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с частями второй, третьей статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о сумме пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о периодах деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, судом установлено, что 20.07.2023 Буйлова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Иркутской области № 191944/23 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине обращения за назначением пенсии ранее срока, по достижению которого возникает право на досрочную стразовую пенсию по старости.
Как следует из оспариваемого решения стаж Буйловой Т.И. на соответствующих видах работ по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 06.07.2022 составил 25 лет, в связи с чем в силу приложения № 7 Закона от 28.12.2013 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает 07.07.2026.
Из пенсионного дела Буйловой Т.И. судом установлено, что из спорных периодов работы периоды: с 13.02.1995 по 23.09.1997, с 23.09.1997, по 19.11.1999, с 04.01.2000 по 31.12.2000, с 02.07.2001 по 31.12.2001, с 29.09.2003 по 26.03.2018, с 29.03.2018 по 12.08.2020, с 24.08.2020 по 31.12.2022 зачтены ответчиком в стаж работы истца в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, судом установлено, что ОСФР по Иркутской области в специальный стаж работы Буйловой Т.И. не зачтены спорные периоды: с 01.01.2001 по 01.07.2001, с 01.01.2002 по 26.08.2002, с 27.03.2018 по 28.03.2018, с 01.01.2023 по 20.07.2023.
Согласно записей в трудовой книжки истца серии ***, датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, которая в соответствии со ст. 66 ТК РФ, пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, является основным документом о трудовой деятельности работника и его трудовом стаже, Буйлова Т.И. 04.01.2000 принята директором и учителем на время экзаменационной сессии, 02.07.2001 переведена постоянно директором и учителем данной школы, 26.08.2002 уволена по собственному желанию, записи и данном периоде работе заверены печатью Отделом народного образования Администрации Черемховского района Иркутской области; 29.09.2003 принята учителем начальных классов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», 12.08.2020 уволена, 24.08.2020 принята в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» МО г. Братска, где работает по настоящее время.
Как установлено судом из справки Отдела образования Черемховского района муниципального образования № 5 от 07.07.2023, Буйлова Т.И. работала полный рабочий день в Государственном (муниципальном) учреждении образования Отдела образования администрации Черемховского районного муниципального образования, в том числе, в Средне-Булайской начальной школе на полную ставку учителем начальных классов и директором с 04.01.2000 (приказ № 2 от 05.01.2000), по 26.08.2002 (приказ от 26.08.2002).
Учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись, на курсы повышения квалификации (с сохранением среднего заработка) не направлялась.
В период с 01.01.2001 по 01.07.2001 Буйлова Т.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет (приказ № 1 от 05.01.2001, приказ № 32 от 03.07.2001).
Средне-Булайская начальная школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение начальную общеобразовательную школу деревни Средний Булай на основании Постановления мэра района № 366 от 27.07.2000.
Согласно данной справке работа в указанных должностях и учреждениях дает право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из справки № 265 от 02.04.2024 Буйлова Т.И. была принята на должность учителя и директора Средне-Булайской начальной школы с 04.01.2000, уволена 26.08.2002. Иных документов, в том числе по распределению обязанностей, в отношении Буйловой Т.И. в архиве отдела образования АЧРМО нет.
Справкой № 51 от 29.01.2024 подтверждается, что Буйловой Т.И. работает на должности учителя начальных классов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 13» муниципального образования города Братска с 24.08.2020 года (приказ № 20 от 20.08.2020 года) по настоящее время.
Согласно СОУТ от 25.05.2021 года на рабочем месте Буйловой Т.Н. был установлен класс вредности - 2. Допустимый.
Данная должность входит в перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей педагогических работников в учреждениях образования, в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а так же на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"
Стаж работы в МБОУ «СОШ №13» по состоянию на 29.01.2024 составил 3 года 5 месяцев 5 дней.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Юуйлова Т.И. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 31.12.1998, при этом, работодатели спорные периоды ее работы с 27.03.2018 по 28.03.2018, не зачтенные ответчиком, не квалифицировал как работу на соответствующих видах работ, период с 01.01.2001 по 01.07.2001 указан как период ухода за детьми, период с 01.01.2002 по 26.08.2002 отсутствует на лицевом счете, при этом работодателем Муниципальным общеобразовательным учреждением начальной общеобразовательной школы деревни Средний Булай внесены в отношении истца страховые взносы за 2002 г.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей, в частности директора (начальника, заведующего), установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждения, указанного в том числе в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
В свою очередь, пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включаются в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что в спорный период с 01.01.2002 по 26.08.2002 истец в течение полного рабочего дня работала на полную ставку учителя начальных классов и директора в начальной общеобразовательной школе расположенной в сельской местности, что достоверно подтверждается справкой работодателя, данный период подлежит включению в специальный стаж Буйловой Т.И., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Суд находит возможным зачесть в стаж на соответствующих видах работ и период работы истца с 01.01.2023 по 20.07.2023, поскольку совокупностью собранны доказательств по делу достоверно подтверждено, что в спорный период в течение полного рабочего дня истец осуществляла педагогическую деятельность.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из изложенного, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности до 6 октября 1992 г.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что в отпуске по уходу за ребенком истец находилась с 01.01.2001 по 01.07.2001, т.е. после 6 октября 1992 г. данный период подлежит исключению из специального стажа, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
Не может суд согласиться и с доводами истца в части включения в ее стаж на соответствующих видах работ спорного периода ее работы с 27.03.2018 по 28.03.2018, поскольку работодатель данный период не квалифицирует как спецстаж, при этом истцом достаточных и объективных доказательств опровергающих сведения отраженные в ее лицевом счете застрахованного лица за данный период, в материалы дела не представлено.
Как установлено судом ранее, периоды работы истца с 13.02.1995 по 23.09.1997, с 23.09.1997, по 19.11.1999, с 04.01.2000 по 31.12.2000, с 02.07.2001 по 31.12.2001, с 29.09.2003 по 26.03.2018, с 29.03.2018 по 12.08.2020, с 24.08.2020 по 31.12.2022 в бесспорном порядке зачтены ответчиков в стаж работы Буйловой Т.И. в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»., в связи с чем оснований для повторного их включения в названный стаж у суда не имеется.
Таким образом, в стаж истца на соответствующих видах работ по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат включению спорные периоды ее работы с 01.01.2002 по 26.08.2002, с 01.01.2023 по 20.07.2023.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 36 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости лицам, чье право возникнет в 2021 году и на 48 месяцев, чье право возникает в 2022 году.
При включении в специальный стаж Буйловой Т.И. спорного периода ее работы с 01.01.2002 по 26.08.2002, с учетом зачтенного ответчиком стажа, специальный требуемый 25-ти летний стаж педагогической деятельности выработан Буйловой Т.И. по состоянию на ноябрь 2021 г.
Таким образом, с учетом положений приложения 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страхования пенсия Буйловой Т.И. может быть назначена не с момента возникновения у нее права, а по истечении 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть не ранее ноября 2024 г.
При указанных обстоятельствах, требования истца в части возложения на ответчика обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.05.2024 удовлетворению не подлежат.
Поскольку суд пришел к выводу о неправомерности исключения из специального стажа истца, периодов ее работы с 01.01.2002 по 26.08.2002, с 01.01.2023 по 20.07.2023 в указанной части решение ответчика № 191944/23 следует признать незаконным.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Факт понесенных истцом расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. подтверждается квитанцией от 13.11.2023.
Поскольку требования истца, неимущественного характера, частично удовлетворены, с учетом положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Буйлова Т.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области № 191944 в части отказа Буйлова Т.И. во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы: с 01.01.2002 по 26.08.2002 - в должности директора и учителя на постоянной основе Среднебулайской малокомплектной школы, с 01.01.2023 по 20.07.2023 - в должности учителя МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 13 муниципального образования г. Братска.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обязанность включить Буйлова Т.И. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы: с 01.01.2002 по 26.08.2002 - в должности директора и учителя на постоянной основе Среднебулайской малокомплектной школы, с 01.01.2023 по 20.07.2023 - в должности учителя МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 13 муниципального образования г. Братска.
В удовлетворении исковых требований Буйлова Т.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в части возложения обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы: с 13.02.1995 по 23.09.1997 - в должности учителя начальных классов Паршевниковской малокомплектной школы, с 23.09.1997 по 19.11.1999 - в должности учителя Среднебулайской малокомплектной школы, с 04.01.2000 по 02.07.2001 - в должности директора и учителя на время экзаменационной сессии Среднебулайской малокомплектной школы, с 02.07.2001 по 31.12.2001 - в должности директора и учителя на постоянной основе Среднебулайской малокомплектной школы, с 29.09.2003 по 12.08.2020 - в должности учителя начальных классов МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 муниципального образования г. Братска, с 24.08.2020 по 31.12.2022 - в должности учителя МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 13 муниципального образования г. Братска; возложения обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.05.2024, - отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в пользу Буйлова Т.И. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Л.М.Шаламова