Дело № 2-870/2020
49RS0008-01-2020-001285-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Усть-Омчуг 14 июля 2020 года
Хасынский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Горбачевой С.Д.,
при секретаре Панибрашине В.А.,
с участием и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области Пашковского В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Омчуг гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационное управление» Тенькинского городского округа Магаданской области о понуждении к оборудованию земельного участка, используемого под полигон твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области обратился в Хасынский районный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационное управление» Тенькинского городского округа Магаданской области (далее по тексту МУП «Жилищно-эксплуатационное управление») о понуждении к оборудованию земельного участка, используемого под полигон твердых коммунальных отходов.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Тенькинского района проверкой соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, установлено, что на территории муниципального образования «Тенькинский городской округ» отсутствуют полигоны для размещения отходов производства и потребления.
МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе по размещению указанных отходов, относящихся к IV классу опасности. Размещение отходов осуществляется на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.
Договором № от 04.07.2019 года, а также дополнительным соглашением № от 10.01.2020 года, данный земельный участок передан предприятию в аренду до 31.12.2024 года.
В настоящее время включение полигона в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов субъекта Российской Федерации невозможно ввиду несоответствия объекта требованиям Приказа Минприроды РФ от 14.05.2019 года № 303, а именно: отсутствует обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума, контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносным сетчатым ограждением.
Учитывая, что используемый объект размещения твердых коммунальных отходов не включен в ГРОРО и в Перечень объектов размещения отходов субъекта Российской Федерации, региональным оператором МУП «Жилищно-эксплуатационное управление», не соблюдаются требования федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды.
Бездействие ответчика является незаконным, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, загрязняя атмосферный воздух, воду, почву химическими соединениями, в том числе тяжелыми металлами, канцерогенами и патогенными микроорганизмами, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании вышеизложенного, просил суд обязать МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» в срок до 31 декабря 2020 года оборудовать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, используемый под полигон твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России № 303 от 14.05.2019 года легким ограждением по периметру территории объекта, производственно-бытовым зданием на территории объекта, шлагбаумом, контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносным сетчатым ограждением.
Определением Хасынского районного суда от 25.06.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Тенькинский городской округ Магаданской области.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор на исковых требованиях настаивал, обосновав их доводами искового заявления.
Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении слушания дела, возражений по существу иска суду не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в направленном отзыве на исковое заявления исковые требования прокурора полагал подлежащими удовлетворению.
На основании ч.ч. 4, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, заслушав объяснения прокурора, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.199 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с требованиями ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществляется, в том числе организациями всех форм собственности за счет собственных средств.
На основании ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 14.05.2019 года № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" утвержден порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъектов Российской Федерации, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями земельного участка, на котором расположен объект, и планирующие осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объекте, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении объекта в Перечень.
Пунктами 6,7 вышеуказанного Порядка установлено содержание заявления, а также перечень прилагаемых к заявлению документов (в том числе фотоматериалов, подтверждающих обустройство легкого информацию, в том числе фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте).
В соответствии с п.п. 7.8-7.10 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, под собственником отходов понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Владельцем отходов является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по соглашению с собственником отходов производят их заготовку, утилизацию, перевозку на места хранения, захоронение и/или уничтожение.
Под заготовителем отходов понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уполномоченные компетентным органом и/или получившие лицензию на производство работ и оказание услуг по сбору, сортировке, транспортированию и хранению отходов перед их ликвидацией.
Санитарными правилами СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16 установлены гигиенические требования к эксплуатации полигонов ТБО и их консервации, а именно:
- складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п. 5.1);
- переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (п. 5.3);
- один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (п. 5.6);
- на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (п. 5.7).
Согласно п. 1.25 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 года, по периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе по размещению указанных отходов, относящихся к IV классу опасности. Размещение отходов осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 49:06:000001:6.
Договором аренды земель несельскохозяйственного использования № от 04.07.2019 года, а также дополнительным соглашением к нему № от 10.01.2020 года, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> передан МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» в аренду до 31.12.2024 года.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком не представлено, а в ходе рассмотрения дела не добыто доказательств, свидетельствующих о соответствии земельного участка, используемого для размещения отходов, требованиям Приказа Минприроды РФ от 14.05.2019 года № 303.
В ввиду несоответствия объекта требованиям Приказа Минприроды РФ от 14.05.2019 года № 303, а именно: отсутствие обустройства легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума, контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносным сетчатым ограждением, в настоящее время включение полигона в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов субъекта Российской Федерации невозможно.
Учитывая, что используемый объект размещения твердых коммунальных отходов не включен в ГРОРО и в Перечень объектов размещения отходов субъекта Российской Федерации, региональным оператором МУП «Жилищно-эксплуатационное управление», не соблюдаются требования федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды.
На основании вышеизложенного судом признаются обоснованными доводы прокурора о том, что бездействие ответчика является незаконным, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, загрязняя атмосферный воздух, воду, почву химическими соединениями, в том числе тяжелыми металлами, канцерогенами и патогенными микроорганизмами, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая временные затраты, необходимые на устранение выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения до 31 декабря 2020 года.
Исходя из положений ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то она взыскивается в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в бюджет муниципального образования «Тенькинский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационное управление» Тенькинского городского округа Магаданской области о понуждении к оборудованию земельного участка, используемого под полигон твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление» Тенькинского городского округа Магаданской области в срок до 31 декабря 2020 года оборудовать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, используемый под полигон твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями приказа Минприроды России № 303 от 14.05.2019 года легким ограждением по периметру территории объекта, производственно-бытовым зданием на территории объекта, шлагбаумом, контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносным сетчатым ограждением.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» Тенькинского городского округа Магаданской области в доход бюджета муниципального образования «Тенькинский городской округа» Магаданской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем его принятия в окончательной форме.
Установить дату составления мотивированного решения - 16 июля 2020 года.
Судья подпись С.Д. Горбачева