Решение по делу № 2-3225/2017 от 15.11.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2017 года                                                                             г.Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Ковальчук Л.Н.,

при секретаре Труновой П.А.,

с участием представителя ответчика по доверенности Савищева А.Е.,

               рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело № 2-3225/2017 по иску Кузнецова И.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на меры социальной поддержки,

установил:

Кузнецов И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее – ГУ ТО УСЗН Тульской области) об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов согласно ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО; ежемесячную денежную выплату, согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО.

В обоснование заявленных требований истец сослался, что он имеет право на указанные меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» как ветеран труда. Отказ ответчика в назначении по его заявлениям от дата ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов; ежемесячной денежной выплаты, послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Истец Кузнецов И.А. в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела без участия истца в силу правил ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика по доверенности Савищев А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца, мотивируя свои возражения нормами Федерального закона № 400-ФЗ и № 166-ФЗ, согласно которым, истец не достиг возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости, в связи с чем, правовых оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО, по мнению ответчика, не имеется.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Кузнецова И.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

дата ГУ ТО УЗСН Тульской области выдало Кузнецову И.А. удостоверение «Ветеран труда» серии <данные изъяты>, что подтверждается копией удостоверения, представленной истцом в материалы дела.

Как следует из материалов дела истец зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: <адрес>

дата Кузнецов И.А. обратился в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки по ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, на основании ст.3 указанного Закона.

Решением ГУ ТО УСЗН Тульской области от № * истцу отказано в предоставлении истребуемых мер социальной поддержки.

Основанием отказа послужило, что заявитель не достиг общеустановленного нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраста выхода на пенсию, - для мужчин 60 лет, со ссылкой на административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области № 222-осн от 06.06.2016, которым к заявлениям на получение государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты относятся ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Согласно п. «ж» ч. 1 статьи 72, статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии же с правилами статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

Законодатель при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты в натуральной форме, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в натуральной форме (ст. 3 ЗТО от 28.12.2004 N 493-ЗТО), установил дополнительное условие для их получения - достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию, а получение льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 N 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.

Таким образом, из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у него, как у ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения дата

В связи с чем, требование истца о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты подлежит удовлетворению с момента его обращения в ГУ УЗСН Тульской области, то есть с дата

Согласно ст. 3 указанного Закона Тульской области (в ред. от 26.10.2015 № 2364) ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанных в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленного нормативным правовым актом Тульской области; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 320-О "По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" правовые основания (стаж и возраст) не могут рассматриваться как равнозначные, поскольку их роль в механизме реализации гражданами права на трудовую пенсию различна. Трудовой стаж в сложном составе юридических фактов, на основе которых возникают правоотношения по пенсионному обеспечению и реализуется право на пенсию в связи с особыми условиями труда, является базовым юридическим фактом, т.е. фактом правонаделительным (таким же, как факт инвалидности или факт потери кормильца), тогда как факт достижения пенсионного возраста выступает в качестве юридически значимой предпосылки, позволяющей реализовать уже имеющееся у гражданина право на трудовую пенсию по старости.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ) право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в том числе, военнослужащие.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, закрепленных в его статье 13.

Такого понятия как возраст дающий право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как событие (юридический факт), наступление которого влечет за собой возникновение права на пенсию, указанные законы не содержат.

При этом, одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по старости (подпункт 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).

Однако, в силу части 3 статьи 5 вышеуказанного закона пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 5 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, а именно гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Разрешая заявленные требования о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", установив, что, имеющий удостоверение "Ветеран труда", не достиг общеустановленного пенсионного возраста, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку данная мера социальной поддержки предоставляется по достижении возраста, установленного для назначения страховой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), при условии, что ветеран является пенсионером либо получает пожизненное содержание по другим основаниям, следовательно, такое право возникнет у истца не ранее достижения возраста 60 лет.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав, а также при разрешении требований неимущественного и имущественного характера, не подлежащих оценке.

При этом, из анализа указанных правовых норм следует, что освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины не освобождает его от несения бремени судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в том числе и судебных расходов на уплату государственной пошлины, понесенных истцом, требования которого были удовлетворены.

Статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.

Расходы истца по составлению искового заявления относятся к расходам, предусмотренным ст. 94 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Конкретный размер вознаграждения в каждом конкретном случае определяется соглашением между представителем и его доверителем с учетом квалификации и опыта представителя, сложности работы и других обстоятельств, которые устанавливаются сторонами при заключении соглашения.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указано, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Исходя из общих принципов гражданского процесса, сохраняя беспристрастность и объективность, на основании правил ст. 100 ГПК РФ и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года N 382-О-О, № 361-О-О от 22.03.2011, суд признает необходимым применить принцип разумности при взыскании расходов по оплате услуг представителя, о применении которого заявлено представителем ответчика, с учетом обстоятельств дела и истребуемой суммы по оплате услуг представителя; объема работы, выполненной представителем – составление искового заявления; находит необходимым снизить истребуемую истцом сумму и взыскать с ответчика в пользу истца за составление искового заявления в размере <данные изъяты>

С учетом того, что требования истца носят неимущественный характер, суд приходит к выводу о том, что судебные расходы на представителя с учетом требований разумности и справедливости, сложности дела, объема оказанных услуг в размере <данные изъяты>, подлежат возмещению истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кузнецова И.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» удовлетворить частично.

Признать за Кузнецовым И.А. право на получение мер социальной поддержки как ветерану труда в виде ежемесячной денежной выплаты.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать Кузнецову И.А. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с дата

В удовлетворении исковых требований о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании предоставить меры социальной поддержки виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов Кузнецову И.А отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в пользу Кузнецова И.А. судебные расходы в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

2-3225/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов И.А.
Ответчики
ГУ ТО "УСЗН ТО"
Другие
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Дело на странице суда
centralny.tula.sudrf.ru
15.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2017Передача материалов судье
16.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2017Дело оформлено
21.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее