№ 2-2882/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.10.2018 г. г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Милютиной С.И.,
при секретаре Денисовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронежского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц к АО «Конструкторское бюро химавтоматики» о возложении обязанности по проведению комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд к АО «Конструкторское бюро химавтоматики» (далее – АО «КБХА») с названным иском, указывая, что АО «КБХА» на ответственное хранение были переданы средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе убежища №№ 1, 2, 3 и 4, расположенные по адресу: <адрес> Ответчик взял на себя обязательство сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Согласно пункту 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. В соответствии с п. 4 Правил один раз в три года ответчиком должна осуществляться оценка технического состояния ЗС ГО, при этом должна проверятся: герметичность убежища; работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств; эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции. Согласно п.п. 5.1, 5.2 Правил должны осуществляться техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительные ремонты строительных конструкций защитных сооружений с определенной периодичностью.
Прокуратурой неоднократно проводились проверки исполнения федерального законодательства при содержании федерального имущества - защитных сооружений (№3, №4) гражданской обороны АО «КБХА».
Проверками выявлены факты невыполнения требований по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в противорадиационном укрытии, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Не обеспечена сохранность защитных сооружений, отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей; герметизации всего сооружения; инженерно-технического оборудования. По результатам проверок в 2016г., 2017 г. в адрес руководителя АО «КБХА» вносились представления об устранении выявленных нарушений закона, которые до настоящего времени не исполнены в части защитных сооружений (№ 3, № 4). В ходе проверки, проведенной 03.09.2018г., установлено, что защитные сооружения гражданской обороны №3 и №4, находящиеся по адресу: <адрес>, содержатся с нарушением Правил. По своему техническому состоянию убежища № 3 и № 4 АО «КБХА» не исправны и не готовы к использованию для укрытия персонала предприятия в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ссылаясь на вышеуказанные правовые нормы, ст.ст. 56, 210 ГК РФ истец просил: возложить на АО «Конструкторское бюро химавтоматики» обязанность по проведению комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны № 3 и № 4, расположенных по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Помощник Воронежского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Гришанов Д.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика – АО «КБХА» по доверенности Литовкин Р.А. и Коденцев С.Н., против удовлетворения исковых требований, по существу, не возражали, пояснили, что действительно техническое состояние защитных сооружений гражданской обороны № 3 и 4 не соответствует нормативным требованиям, данные сооружения не могут быть использованы по назначению. Основная причина – недостаточное финансирование данных мероприятий.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
На основании п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся (п. 1.7 Правил).
В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии с п. 4.1.1 Правил оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.
В силу положений п. 4.1.3 Правил комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.
При этом проверяется: герметичность убежища; работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств; эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции.
Для проведения комплексных оценок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению.
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 Правил осуществляется техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительные ремонты строительных конструкций защитных сооружений с определенной периодичностью.
25.12.2008г. на основании приемо-сдаточного акта объектов и имущества гражданской обороны Территориальное управление Росимущества по <адрес> передало АО «КБХА» на ответственное хранение и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе убежища №№ 1, 2, 3 и 4, расположенные по адресу: <адрес>. 30.12.2008 между Территориальным управлением Росимущества по Воронежской области и АО «КБХА» заключен договор № 146/11644 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также о выполнении мероприятий гражданской обороны (л.д. 58-78).
На основании пункта 1 раздела 2 договора, АО «КБХА» взяло на себя обязательство сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Прокуратурой неоднократно проводились проверки исполнения федерального законодательства при содержании федерального имущества - защитных сооружений (№, №) гражданской обороны АО «КБХА».
Проверками выявлены факты невыполнения требований по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в противорадиационном укрытии, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Не обеспечена сохранность защитных сооружений: отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей; герметизации всего сооружения; инженерно-технического оборудования.
По результатам проверок 21.10.2016 № 2-1-2016 и 02.11.2017 № 2-1-2017 в адрес руководителя АО «КБХА» вносились представления об устранении выявленных нарушений закона, которые до настоящего времени не исполнены в части защитных сооружений № 3, № 4 (л.д. 81-85, 94-98).
В ходе проверки, проведенной 03.09.2018, установлено, что защитные сооружения гражданской обороны №3 и №4, находящиеся по адресу: <адрес>, содержатся с нарушением Правил.
Так, АО «КБХА» в нарушение п. 4.1.1 Правил не проведена комплексная оценка технического состояния ЗС ГО (№ 3 и №4), не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования, систем вентиляции и водоснабжения (п. 3.2.1 Правил). В нарушение требований п.п. 5.1, 5.2 Правил не осуществляется техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительные ремонты строительных конструкций.
По своему техническому состоянию убежища № 3 и № 4 АО «КБХА» не исправны и не готовы к использованию по своему назначению для укрытия персонала предприятия в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 43-51).
Согласно объяснениям начальника отд. 310 АО КБХА Карпова А.В. комплексная оценка состояния ЗС №№ 3,4 не проводилась так как, очевидно, что их техническое состояние не соответствует предъявляемым требованиям и не способно обеспечить использование по назначению (имеют место постоянные подтопления помещений, постоянная повышенная влажность делает работы по монтированию необходимого оборудования бессмысленными; проведение масштабных работ по понижению уровня грунтовых вод или гидроизоляции помещений является дорогостоящим мероприятием, на которое нет необходимых денежных средств; в связи с изложенным, целесообразно при наличии денежных средств провести обследование ЗС № 3, 4 на предмет использования их по назначению (л.д. 57).
Таким образом, установлено, что ответчик в течение длительного времени допускает нарушения при использовании защитных сооружений гражданской обороны, чем создает угрозу защищенности работникам предприятия в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Истец просил возложить на АО «Конструкторское бюро химавтоматики» обязанность по проведению комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.
Представители ответчика с данными требованиями согласились.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Воронежского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым, силу ст. 206 ГПК РФ, установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, суд полагает целесообразным обязать ответчика обеспечить выполнение вышеуказанных работ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воронежского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц к АО «Конструкторское бюро химавтоматики» о возложении обязанности по проведению комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны удовлетворить.
Обязать АО «Конструкторское бюро химавтоматики» провести комплексную оценку технического состояния защитных сооружений гражданской обороны № 3 и № 4, расположенных по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.И. Милютина
Мотивированное решение изготовлено 16.10.2018 г.