Дело № Э2-189/2024
УИД 46RS0№-58
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Поныри Курской области 11 сентября 2024 года
Поныровский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Самсонниковой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Помогаевой Е.Ю.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Поныровского района Курской области Конорева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поныровского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Поныровского района Курской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест «директор», «заместитель директора по УВР», «библиотекарь», «сторож», «рабочий по комплексному обслуживанию зданий», в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Поныровского района проведена проверка исполнения трудового законодательства в части охраны труда в деятельности МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области, в ходе которой установлены нарушения требований действующего законодательства в части проведения специальной оценки условий труда.
В судебном заседании заместитель прокурора Поныровского района Курской области ФИО3 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» - директор МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания по делу извещена надлежащим образом, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела без своего участия, исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с требованиями ст. 210 ТК РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников является основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Как следует из ст. 211 ТК РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Статья 212 ТК РФ возлагает обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда на работодателя. Работодатель так же обязан обеспечить соответствующие требования охраны труда и условия труда на каждом рабочем месте, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 названного Закона.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда подлежит проведению в отношении всех категорий работников, за исключением указанных в части 3 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ с вступлением в силу названного Закона.
Статья 8 Федерального закона устанавливает обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда на работодателя.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Судом установлено, что согласно представленным сведениям и штатному расписанию численность работников МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» <адрес> составляет 12 штатных единиц по должности: директор школы (1 штатная единица – далее по тексту шт.ед.), заместитель директора (0,5 шт.ед.), библиотекарь (0,5 шт.ед.), лаборант (0,25 шт.ед.), рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (0,5 шт.ед.), уборщик служебных помещений (3 шт.ед.), заведующий хозяйством (0,25 шт.ед.), подсобный рабочий (0,5 шт.ед.), оператор котельной (2,75 шт.ед.), повар (1 шт.ед.), электрик (0,25 шт.ед.), сторож (3 шт.ед.).
В ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки установлено, что в МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» <адрес> в 2019 году проводилась специальная оценка условий труда 13 рабочих мест, в том числе и рабочих мест- «директор», «заместитель директора по УВР», «библиотекарь», «сторож», «рабочий по комплексному обслуживанию зданий». Вместе с тем, срок специальной оценки указанных рабочих мест истек 26.06.2024г., повторно специальная оценка условий труда рабочих мест - «директор», «заместитель директора по УВР», «библиотекарь», «сторож», «рабочий по комплексному обслуживанию зданий» не проведена, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда данных рабочих мест не составлялась.
Из информации директора МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» специальная оценка условий труда рабочих мест не проведена, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда данных рабочих мест не составлялась в виду упущения в работе.
Непроведение ответчиком мероприятий по организации специальной оценки условий труда влечет нарушение прав работника по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности на МКОУ «Бобровская основная общеобразовательная школа» <адрес> в полном объеме устранить допущенное нарушение и провести оценку условий труда рабочих мест в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок исполнения решения суд считает достаточным и разумным с учетом количества рабочих мест (пяти), подлежащих оценке на условия труда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1024600810409, ░░░ 4618002819) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░», «░░░░░░░░░░░░», «░░░░░░», «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░ 18 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░