Решение по делу № 2-303/2018 от 14.07.2017

Дело № 2-303/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        30 марта 2018 года    город Севастополь

        Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

        председательствующего судьи Змеевской В.С.,

        при секретаре Ткач А.Р.,

        с участием представителя истца Коваля К.К., представителя ответчика Рыбаковой И.О.Распутиной О.П., представителя Севприроднадзора Лавренова Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Рыбаковой И. О., Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, заинтересованное лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, по встречному иску Рыбаковой И. О. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,

    УСТАНОВИЛ:

    Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением, в котором просил признать отсутствующим право ответчика на земельный участок, площадью <данные изъяты>м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , истребовать его незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах спорного земельного участка.

    Иск мотивирован тем, что 24 июня 2009 года Инкерманским городским Советом принято решение № 35/702 «О восстановлении срока действия решения Инкерманского городского Совета № 25/455 от 12 августа 2008 года «О даче согласия гражданам-членам ОК ДСК «Гарант» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 3,16 га для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: <адрес>, в районе Лесхоза» и об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК ДСК «Гарант» (согласно приложению) земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> (район поселка Лесхоза) для индивидуального дачного строительства», которым утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 2,5602 га по адресу: г.Севастополь, Грибная, земельный участок отнесен к категории рекреационного назначения, в собственность членов кооператива переданы земельные участки для индивидуального дачного строительства.

    Вместе с тем, в результате вышеуказанных действий незаконно было изменено целевое назначение земельного участка, относящегося к землям лесного фонда.

    Истец полагает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок, следовательно, земельный участок подлежит истребованию.

    Ответчиком Рыбаковой И.О., в лице её представителя Распутиной О.П., было подано встречное исковое заявление о признании отсутствующим права собственности на земельный участок у Правительства города Севастополя (Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя). В обоснование встречных исковых требований указано, что право собственности ответчика подтверждено действующим законодательством и правовые основания для истребования земельного у ответчика отсутствуют. При этом, истцом не представлено надлежащих доказательств права собственности или владения спорным земельным участком, поскольку факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения на балансе лица сами по себе не подтверждают обоснованность предъявления истцом данного искового заявления.

    В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в исковом заявлении основаниям, полагал, что исковая давность по заявленным требованиям не истекла, Правительство Севастополя не является правопреемником государственных органов Украины. Против удовлетворения встречного иска возражал.

    Представитель ответчика Рыбаковой И.О. - Распутина О.П. требования встречного иска поддержала, просила его удовлетворить. Против удовлетворения иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возражала как по существу, так и в связи с пропуском срока исковой давности, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Кроме того, указала, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок не входил в состав земель лесного фонда на момент его предоставления в собственность ответчика, в связи с чем, государственный акт на право собственности на земельный участок был выдан на законных основаниях.

    При этом, по мнению представителя ответчика, истцом не представлено доказательств того, что на момент выделения участка ответчику, спорный земельный участок входил в состав земель лесного фонд, поскольку картографические материалы базового лесоустройства 1999 года, на которые ссылается сторона истца, не отвечают установленным требованиям, а именно: не утверждались решением соответствующих органов данного периода времени.

    Обосновывая свои возражения, представитель ответчика также сослалась на материалы базового лесоустройства, проведенного Львовской государственной лесоустроительной экспедицией в 2011 году, согласно которым территория ДСК «Гарант» была включена в границы населенного пункта Мекензиевы горы, как используемая в качестве пастбища.

    Также стороной ответчика были предоставлены дополнительные возражения на заключение специалиста от 11 января 2018 года, предоставленное истцом, со ссылками на его необоснованность и незаконность.

    Ответчик Рыбакова И.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

    Представитель ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, извещался в установленном процессуальным законом порядке.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Севприроднадзора в судебном заседании исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поддержал, просил удовлетворить. Указал, что земельный участок, переданный в собственность ответчика, на момент его выделения и в настоящее время входит в состав земель лесного фонда, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Балаклавского районного суда города Севастополя в сети Интернет.

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные ими доказательства, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, суд находит заявленные требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

    В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

    В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права Украины.

Частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины определен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами. В соответствии с действовавшей на момент редакцией, при возникновении спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

    Решением Инкерманского городского Совета № 35/702 от 24 июня 2009 года «О восстановлении срока действия решения Инкерманского городского Совета № 25/455 от 2 августа 2008 года «О даче согласия гражданам-членам ОК ДСК «Гарант» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью 3,16 га для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: <адрес>, в районе Лесхоза» и об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК ДСК «Гарант» (согласно приложению) земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> (район поселка Лесхоза) для индивидуального дачного строительства», утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью <данные изъяты> га по адресу: г. Севастополь, Грибная, земельный участок отнесен к категории рекреационного назначения, в собственность членов кооператива переданы земельные участки для индивидуального дачного строительства.

    Вышеуказанное решение послужило основанием для предоставления в собственность ответчика Рыбаковой И.О. земельного участка, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок, определено целевое назначение земельного участка – для индивидуального дачного строительства, земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера.

    Кроме того, при предоставлении земельного участка ответчику в собственность нарушены положения законодательства Украины, регулирующего порядок использования земель лесного фонда, действовавшего на день издания решения, которым незаконно изменено целевое назначение спорного земельного участка.

В силу статьи 14 Конституции Украины земля отнесена к основным национальным богатствам, находящимся под особой охраной государства.

Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда (статья 19 Земельного Кодекса Украины).

Частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины определено отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 ЗК Украины).

Согласно пункту 1 ст. 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (пункт 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины).

Согласно статьям 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Учитывая вышеизложенное, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим использования, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, ЗК Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.

Кроме того, согласно статье 3 Земельного кодекса Украины земельные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются также нормативными правовыми актами о лесах, если они не противоречат ЗК Украины.

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства. По смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины ведение лесного хозяйства заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

Использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд (пункт «б» части первой статьи 164 Земельного кодекса Украины).

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.

Согласно статье 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

В силу статьи 13 Земельного кодекса Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.

В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).

Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (статья 57 Земельного кодекса Украины, часть 1 статьи 17 Лесного кодекса Украины).

Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 Лесного кодекса Украины). Аналогичное положение содержится и в статье 20 ЗК Украины. То есть, законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам.

    Судом установлено, что спорный земельный участок находится в составе угодий, которые решениями исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся № 25-р от 16 декабря 1966 г. и от 24 октября 1984 года № 18/729 распределены Севастопольскому лесхоззагу.

    В силу пункта 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.

    В ходе рассмотрения дела обозревались часть материалов лесоустройства: планово-картографические материалы 1999-2001 года, подтверждающие расположение спорного участка в пределах земель Мекензиевского участкового лесничества.

    Кроме того, фактическое расположение спорных земельных участков в составе лесного участка Мекензиевского участкового лесничества также подтверждается совокупностью иных представленных доказательств, в частности: заключением специалиста от 11 января 2018 года, решениями исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся №25-р от 16.12.1966 и № 18/724 от 24.10.1984, архивной справкой от 07.09.2009, Проектом организации и развития лесного хозяйства, Лесохозяйственным регламентом, Государственным лесным кадастром 2011 года, кадастровым паспортом, а также выпиской из единого государственного кадастра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>

    Доводы стороны ответчика, со ссылкой на представленные в материалы дела материалы лесоустройства 2011 года, согласно которым, территория (учетная площадь) лесного фона, закрепленная за ГКУ «Севастопольское лесничество» менялась, что также подтверждается справочной информацией ГУ Госкомзема в г. Севастополе от 13.06.2012, по мнению суда не являются юридически значимыми, поскольку данные материалы датированы 2011 годом, то есть после принятия Решения Инкерманского городского Совета № 35/702 от 24 июня 2009 года, в связи с чем правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

Представленную суду стороной ответчика рецензию на заключение специалиста от 11.01.2018 суд расценивает критично, поскольку она не является доказательством незаконности заключения специалиста, а лишь содержит частное мнение определенных специалистов по оценке одного из доказательств. При этом, при рассмотрении дела суд оценивает представленные сторонами доказательства в совокупности.

    Учитывая вышеизложенное, на основании совокупности доказательств установлено, что спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесохозяйственного назначения, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово–картографических материалов лесоустройства.

    Обслуживающий кооператив «ДСК «Гарант» не являлся государственным или коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью <данные изъяты> не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения Инкерманского городского Совета.

    Земельный участок общей площадью <данные изъяты>, предоставленный на основании вышеуказанного решения Инкерманского городского Совета ОК «ДСК «Гарант» не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование названному обслуживающему кооперативу в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось.

    Земельный участок площадью <данные изъяты> га мог быть передан в пользование или в собственность с изменением целевого назначения только на основании распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.

Судом установлено, что решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью <данные изъяты> га из состава земель лесохозяйственного назначения не принималось.

Вместе с тем, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 10.04.2008 №610-р (далее – Распоряжение КМУ №610-р) с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков (дальше - участки) Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.

В соответствии с государственным актом о праве собственности на земельный участок, спорный земельный участок имеет целевое назначение для индивидуального дачного строительства.

Статьей 38 Земельного кодекса Украины установлено, что указанный вид целевого назначения относится к землям жилой и общественной застройки – земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

В силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Согласно пункту 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины определено, что изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.

Вместе с тем, заключение органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства о возможности изъятия спорного земельного участка из состава земель лесного фонда, изменения его целевого назначения не выдавалось.

Учитывая вышеизложенное следует, что Инкерманским городским Советом при принятии решения о передаче спорного земельного участка в собственность ответчику нарушены нормы земельного и лесного законодательства Украины, при этом был незаконно изменен вид целевого назначения земельного участка.

В силу части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 № З-С "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Законом города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" предусмотрено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона).

В силу статьи 34 Устава города Севастополя управление и распоряжение собственностью города Севастополя, а также федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя, отнесено к полномочиям Правительства города Севастополя.

В соответствии со статьей 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

    В соответствии со статьей 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

    Земельный участок с кадастровым номером Мекензиевского участкового лесничества сформирован на основании материалов лесоустройства 2001 года, находится в собственности города Севастополя и закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Схема расположения земельного участка утверждена распоряжением ДИЗО от 11 июля 2016 года № 2171-РДЗ.

Частью 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также ЛК РФ) установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Как установлено судом, спорный земельный участок, на который был выдан государственный акт о праве собственности на землю, расположен в пределах территории Мекензиевского участкового лесничества.

Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Положениями Лесного кодекса РФ, а также Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» предусмотрено, что земли леса не передаются в собственность для размещения объектов капитального строительства, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.

    Как установлено судом, земельный участок в границах которого расположен спорный земельный участок, в соответствии с материалами лесоустройства 2001 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». То есть землепользователем указанного земельного участка является Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество».

Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.

В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

Пунктом 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, установлено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

Пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.

    Из вышеизложенного следует, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту имущественных прав города Севастополя.

Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки норм законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.

Исходя из чего, данный объект недвижимости подлежит истребованию в собственность субъекта Российской Федерации – города Севастополя.

Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 21 сентября 2017 года № 1791-О (об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Боль М.А. на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 302 и статьей 304 Гражданского кодекса РФ), закрепляя в статье 36 право каждого иметь в частной собственности землю и предполагая прежде всего ответственное отношение самих собственников к его осуществлению, Конституция Российской Федерации возлагает на органы публичной власти обязанность создавать для его реализации необходимые условия.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 8-П, конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей.

Обеспечивая реализацию указанных конституционных требований, законодательство о земле может предусматривать для граждан и других субъектов землепользования необходимость соблюдения специальных условий, касающихся вопросов землеустройства и сделок с земельными участками, при этом в силу сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 апреля 2003 года № 4-П правовой позиции возможные ограничения федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, носить общий и абстрактный характер и не затрагивать само существо конституционного права.

В названном определении Конституционного Суда отмечено и то, что земля и другие природные ресурсы должны защищаться государством как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, именно этот публичный интерес противопоставляется частным имущественным и неимущественным интересам конкретного добросовестного приобретателя.

Рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 ГК Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года № 1793-О/2017 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сучкова А.А. на нарушение его конституционных прав статьей 7 Лесного кодекса РФ).

Добросовестность приобретения земельного участка ответчиком при рассмотрении настоящего дела не установлена. При этом, нашел свое подтверждение тот факт, что земельный участок выбыл из собственности города Севастополя незаконно.

Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии волеизъявления собственника земельного участка на распоряжение им, что исключает возможность для признания ответчика добросовестным приобретателем.

Кроме того, суд отмечает, что выбытие земельного участка в собственность Рыбаковой И.О. носило безвозмездный характер, в связи с чем, истребование имущества в натуре и его возвращение в собственность города Севастополя является единственно возможным способом восстановления нарушенного права. Кроме того, удовлетворяя исковые требования в данной части, суд учитывает, что в материалы дела не представлено доказательств фактического использования спорного земельного участка и расположения на нем каких-либо капитальных строений.

    Вместе с тем, исковые требования о признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок, исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.

    Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

    Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).

    В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

    В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

    По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.

    Доводы представителя ответчика о пропуске срока исковой давности суд находит несостоятельными на основании следующего.

    В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

    Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, подписанный в Москве 18 марта 2014 года.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество, и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.

Департамент по имущественным и земельным отношениям Правительства Севастополя не является правопреемником государственных органов г. Севастополя Украины (Севастопольской городской государственной администрации).

31 марта 2015 года Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе».

Распоряжением Правительства Севастополя № 603-РП от 21 июля 2015 года в распоряжение № 237-РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».

Земельный участок Мекензиевского участкового лесничества поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера на основании материалов лесоустройства 2001 года.

Именно в ходе проведения кадастровых работ (31 марта 2015 года) установлено нахождение спорного земельного участка в землях лесничества, то есть выявлено незаконное изъятие из состава земель лесного фонда земельных участков, входящих в состав Мекензиевского участкового лесничества.

Таким образом, судом установлено, что истец узнал о возможном нарушении прав, после чего в пределах трехгодичного срока исковой давности обратился в суд. При таких обстоятельствах срок исковой давности на момент обращения с иском в суд не истек.

В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    Решил:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

Истребовать из незаконного владения Рыбаковой И. О. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный <адрес>, кадастровый в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

В удовлетворении встречных исковых требований отказать.

Взыскать с Рыбаковой И. О. в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                   В.С. Змеевская

Мотивированное решение составлено 03 апреля 2018 года.

2-303/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Рыбакова И.О.
Другие
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Лившиц Виктория Сергеевна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
14.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2017Передача материалов судье
14.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.12.2017Предварительное судебное заседание
27.12.2017Предварительное судебное заседание
23.01.2018Предварительное судебное заседание
12.02.2018Судебное заседание
12.03.2018Судебное заседание
23.03.2018Судебное заседание
30.03.2018Судебное заседание
03.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее