Решение по делу № 2-103/2022 (2-2233/2021;) от 26.02.2021

    Дело № 2-103/2022

УИД 24RS0032-01-2021-001442-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                                                                                                    24 февраля 2022г.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Снежинской Е.С.,

при секретаре судебного заседания Касимбековой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Магистральные электрические сети Сибири ПАО «Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы» о признании права собственности на жилой дом,

установил:

ФИО1 обратился с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Магистральным электрическим сетям Сибири ПАО «Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы» (далее ПАО «ФСК ЕЭС»), Администрации г.Красноярска о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 164,9 кв.м.

Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг., заключенном между ФИО8 и ФИО1, последний приобрел жилой дом, площадью 164,9 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, стоимостью 1 500 000 руб. Право собственности на жилой дом за ФИО8 зарегистрировано не было, однако дом был выстроен ими в 2015г. на земельном участке, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке. В конце ноября СНТ «50 лет Победы», на территории которого расположен жилой дом, подключено к электросети МРСК «Сибири», в том числе и земельный участок . Регистрация права собственности на жилой дом была приостановлена, поскольку с ДД.ММ.ГГГГг. установлен особый режим использования земельного участка, о чем внесены сведения в ЕГРН. Ответчик отказал в согласовании выстроенного объекта ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, дом выстроен на земельном участке в соответствии с разрешенным видом его использования, до момента установления ограничений в отношении земельного участка. Жилой дом соответствует требованиям градостроительного, пожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя ФИО9, который иск поддержал в полном объеме.

Ответчик - ПАО «ФСК ЕЭС» в лице представителя ФИО11 (полномочия проверены) возражала против удовлетворения иска, поскольку наличие охранной зоны на земельном участке препятствует признанию права собственности на жилой дом в отсутствие согласия сетевой организации на строительство зданий и сооружений на данном участке. Границы охранной зоны установлены еще с 2012г. Право собственности ФИО1 возникло на земельный участок с 2018г.

Ответчик - Администрация г.Красноярска явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещено своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительного предмета спора, Управление Росреестра, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещено своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав, проверив и оценив в совокупности представленные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Положениями статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что собственник имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство капитального объекта в том числе с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 03 августа 2018г.) предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

Правительство Российской Федерации постановлением от 24 февраля 2009г. № 160 утвердило Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила установления охранных зон), которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).

В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правила установления охранных зон).

В силу пункта 5 указанных Правил установления охранных зон, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением 150, 220 кВ- 25 м.

В пункте 10 Правил указано, что пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Аналогичные требования устанавливались в пунктах 4 и 11 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 10000 вольт, утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984г. № 255.

Согласно пункту 6 Правил установления охранных зон, охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

В федеральных законах от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» провозглашен принцип открытости сведений, содержащихся в ЕГРН и в государственном земельном кадастре.

В соответствии с пунктом 21 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Границы зоны с особыми условиями использования территории в случае, если это предусмотрено положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, и (или) местоположение объекта, в связи с размещением которого устанавливается зона с особыми условиями использования территории, должны быть обозначены на местности специальными знаками, за исключением случаев, если правообладателем земельного участка не обеспечен доступ на земельный участок для размещения таких знаков. Обозначение на местности границ подзон в случае их выделения в границах зоны с особыми условиями использования территории не требуется, если иное не предусмотрено федеральным законом, положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида.

Как видно из материалов дела, предметом спора является жилой дом площадью 181,5 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0500443:51, имеющим адресацию по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 9,13).

Собственником земельного участка является ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг., зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГг. (т.1 л.д.113-114).

Первоначальным собственником земельного участка являлся ФИО6 на основании свидетельства на право собственности на землю серии РФ от ДД.ММ.ГГГГг., где указано на ограничение в использовании и обременении участка земли: на всей площади участка запрещено строительство зданий и сооружений выше двух этажей; часть участка площадью 112,88 кв.м., обременена правом других лиц производить ремонтные работы ЛЭП 110. На обремененной части участка запрещено строительство капитальных зданий и сооружений (т.1 л.д.60-61).

Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГг., выполненного СРО Ассоциация «ОКИС», жилой дом представляет собой здание, количество этажей – 2, материал наружных стен – из прочих материалов, год завершения строительства – 2015, площадь объекта 164,9 кв.м. (т.1 л.д.18-23).

Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГг. РО КИ Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров», жилой дом, 2015 года постройки, имеет площадь 181,5 кв.м., материал наружных стен – из мелких бетонных блоков, количество этажей -2, подземных – 0. (т.3 л.д.12-31)

Экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГг. , выполненным ООО «ФСЭБ» установлено соответствие двухэтажного жилого дома, 2015 года постройки, площадью 181,5 кв.м., государственным санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (т.3 л.д.113).

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГг. через обследуемый земельный участок проходит охранная зона ВЛ 220кВ, площадь которой согласно ограничен для ВЛ 220 кВ (25 метров от проекции крайнего кабеоя ВЛ на землю) составляет 145 кв.м., согласно ограничений для ВЛ 110 кВ (20 метров от проекции крайнего кабеля на землю) составляет 35 метров. Согласно координат поворотных точек границ основания жилого дома, расположенного на земельной участке, расстояние от ближней точки дома к кабелю ВЛ составляет 20 метров, от дальней 24 метра (т.3 л.д.9,10, 11)

ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» является собственником сооружения - Воздушная ЛЭП напряжением 220 кВ Д-19/Д-20 «Заводская-Узловая», назначение: нежилое, протяженностью 29,75 км., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. (т. 2 л.д.52)

Согласно техническому паспорту на воздушную ЛЭП, направлением 220 кВ Д-19/Д-20 «Заводская-Узловая» от ДД.ММ.ГГГГг., год ввода в эксплуатацию – 2003, год постройки ВЛ-1973г. (т.2 л.д.192-209)

Обращаясь с заявленным иском, ФИО1 указывает на то, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. приобрел указанный жилой дом, площадью 169,4 кв.м., расположенный на земельный участке, состоящем на кадастровом учете. На момент регистрации права собственности на земельный участок ограничений не имелось. Жилой дом выстроен до изменений в законе, а с документами, выданными на имя прежнего собственника, истец возможности ознакомиться не имел.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данными доводами истца, исходя из следующего.

Действительно, ДД.ММ.ГГГГг. между ФИО1 и ФИО8 заключен договор земельного участка, площадью 805 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, стоимостью 200 000 руб.

В пункте 2 Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. указано, что данный участок имеет ограничения прав, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного Кодекса РФ, а именно – охранная зона объекта электросетевого хозяйства, установлена в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. , реестровый номер зоны: .

ФИО8 являлась собственником земельного участка на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. (т.1 л.д.80).

Ни в одном из договоров купли-продажи не указано на имеющийся на земельном участке жилой дом, с указанием его характеристик или года постройки.

Документов, подтверждающих период создания жилого дома, суду не представлено.

При этом истцом представлено два технических плана на жилой дом, в каждом из которых указано на дата создания жилого дома в 2015г., однако разной площадью 164,9 кв.м. и 181,5 кв.м. соответственно.

Таким образом, ФИО1 на момент начала строительства (реконструкции) жилого дома в администрацию г.Красноярска о выдаче разрешения на строительство не обращался, согласование сетевой организации в соответствии с требованиями пункта 10 Правил установления охранных зон не получал. Линии электропередач существовали на момент приобретения ФИО1 спорного земельного участка, визуально видны при осмотре земельного участка, что подтверждается представленными суду фотоматериалами (т. 3 л.д.78-90). Охранная зона ВЛ-220 кВ Д-19/Д-20 «Заводская-Узловая» была установлена.

Факт нарушения его прав и законных интересов ФИО1 не доказан.

Материалы дела также не содержат доказательств того, что спорная опора линии электропередач была перенесена, в связи с чем, земельный участок ФИО1 попал в охранную зону линий элекропередач, после оформления его в собственность. Линия электропередач проходила около земельного участка истца уже на момент его образования и предоставления первому собственнику ФИО6 в собственность для ведения садоводства, о чем прямо указано в свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГг. о запрете строительства на земельном участке зданий и сооружений выше двух этажей.

Приобретая в собственность земельный участок, ФИО1, действуя с должной степенью осмотрительности, не мог не знать о прохождении около земельного участка линии электропередач и расположении рядом с участком опоры линии электропередач.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствуют сведения о получении разрешения как со стороны Администрации г.Красноярска, так и ответчика ПАО «ФСК ЕЭС» на строительство капитального строения на спорном земельном участке, что препятствует удовлетворению иска о признании права собственности ФИО1 на жилой дом.

Доводы истца о том, что право собственности на соседний жилой дом зарегистрировано в установленном порядке, не имеют правого значения для рассмотрения указанного спора.

Таким образом, на основании установленных обстоятельств с учетом собранных по делу доказательств, руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что оснований для возникновения права собственности у ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Магистральные электрические сети Сибири ПАО «Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы», Администрации г.Красноярска о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                          Е.С. Снежинская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 марта 2022г.

2-103/2022 (2-2233/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Квон Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Магистральные электрические сети Сибири ПАО "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической Системы"
Другие
Рябцева Елена Сергеевна
Управление Ростреестра по Красноярскому краю
Рябцев Сергей Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярск
Судья
Снежинская Елена Сергеевна
Дело на странице суда
lenins.krk.sudrf.ru
26.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2021Передача материалов судье
05.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2021Предварительное судебное заседание
19.08.2021Предварительное судебное заседание
30.09.2021Предварительное судебное заседание
27.10.2021Предварительное судебное заседание
16.12.2021Предварительное судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
25.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2022Дело оформлено
24.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее