Дело № 2-131/2024
29RS0018-01-2023-004476-42 12 февраля 2024 г. РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ю.М. Поздеевой,
при ведении протокола секретарем С.П. Бобковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коробковой Л. П. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о понуждении произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии за март 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Коробкова Л.П. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее – ГКУ «АОЦСЗН») о понуждении произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии (далее также - РСДП) за март 2023 года.
В обоснование требований указано, что истец с 29 марта 2022 г. является получателем страховой пенсии по инвалидности, является инвалидом 3 группы. 27 марта 2023 г. истец обратилась в отделение социальной защиты населения с заявлением об отсутствии доплаты к пенсии за март 2023 года. Ответом от 31 марта 2023 г. пояснено, что произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии за март 2023 года не представляется возможным в связи с тем, что с учетом выплаченных за более ранний период сумм доход превысил прожиточный минимум пенсионера в Архангельской области, установленный Постановлением Правительства Архангельской области
Представитель истца Коробков М.П. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Паршина Е.В. представила в материалы дела возражения на исковое заявление, а также дополнительные пояснения, в которых указала, что с учетом поступившего в адрес суда расчета ПАО «ТГК-2» размер региональной социальной доплаты к пенсии за март 2023 года должен был составить 884 руб. 10 коп.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Данный спор связан с предоставлением гражданину социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии.
В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Коробкова Л.П. является получателем региональной социальной доплаты к пенсии с 29 марта 2022 г. по 31 марта 2023 г.
Согласно ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ " и областным законом от 5 июня 2001 года N 38-6-ОЗ "О государственной социальной помощи на территории Архангельской области" разработаны правила осуществления региональной социальной доплаты к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N 464-пп, которые определяют порядок установления государственным казенным учреждением Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" (далее - государственное учреждение) региональной социальной доплаты к пенсии, пересмотра ее размеров, начисления и организации доставки региональной социальной доплаты к пенсии.
Согласно п. 2 данных Правил региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру по месту его жительства или по месту его пребывания в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемой постановлением Правительства Архангельской области. Указанная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Архангельской области, установленного постановлением Правительства Архангельской области.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную региональную социальную доплату к пенсии (п.3 Правил осуществления региональной социальной доплаты к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N 464-пп).
Согласно п. 5 Правил размер региональной социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 - 5 пункта 7 и пункте 8 настоящих Правил.
В соответствии с п.7 Правил при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Архангельской области и законодательством иных субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
2) срочной пенсионной выплаты;
3) дополнительного материального (социального) обеспечения;
4) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
5) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством Архангельской области в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
По информации ПАО «ТГК-2» до декабря 2022 года обращений от собственников/пользователей о выявлении несоответствия информации, указанной в платежном документе (квитанции) по жилому помещению № 124 дома 8 по ул. Беломорской флотилии д.8 в адрес ПАО «ТГК-2» не поступало. В декабре 2022 года информация о льготополучателях поступила от ГКУ «АОЦСЗН» и была внесена в информационную базу ПАО «ТГК-2». В январе 2023 года произведен перерасчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по отоплению и ГВС льготополучателю Коробковой Л.П. за период с 11 апреля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. Рассчитанная за январь сумма льгот с учетом перерасчета отражена в платежном документе за январь 2023 года. Сумма льгот, рассчитанная за период с 11 апреля 2022 г. по 31 января 2023 г. в январе 2023 года составила 8 427 руб. 60 коп. Расчет представлен в материалы дела.
Как указано в дополнительных пояснениях ГКУ «АОЦСЗН» от 08 февраля 2024 г. исх-04/354, сумма компенсаций по оплате жилого помещения и коммунальным услугам поступают от поставщиков в файлах обмена в программном комплексе, в том числе от ПАО «ТГК-2», и выплачиваются получателям в текущем месяце, но учитываются при расчете региональной социальной доплаты к пенсии только в следующем месяце. Это связано с одновременностью поступления данных по коммунальным услугам и региональной социальной доплате к пенсии. Данные о компенсации приходят с опозданием и учитываются в следующем месяце.
Таким образом, ГКУ «АОЦСЗН» при расчете региональной социальной доплаты к пенсии в марте 2023 года в сумму материального обеспечения обоснованно была правомерно включена сумма выплаченной компенсации от ПАО «ТГК-2» за тепловую энергию, рассчитанной в январе 2023 года и назначенной истцу по данным поставщика в феврале 2023 года в размере 8 427 руб. 60 коп.
С учетом особенностей расчета и поступившего в адрес суда перерасчета ПАО «ТГК-2» за тепловую энергию в период с апреля 2022 года по январь 2023 года ГКУ «АОЦСЗН» представило в суд расчет РСДП за период с июня 2022 года по март 2023 года.
Так, в июне 2022 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 12 491 руб. 79 коп. (8857,95+2532,98+336,42+764,44), размер РСДП должен составлять 1 394,21 руб., в то время как выплата РСДП составила 2 158 руб. 65 коп., переплата РСДП в июне 2022 года составила 764 руб. 44 коп.
В июле 2022 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 12 810 руб. 54 коп. (8857,95+2532,98+272,95+1 146,66), размер РСДП должен составлять 1 075 руб. 46 коп., в то время как выплата РСДП составила 2 222 руб. 12 коп., переплата РСДП в июле 2022 года составила 1 146 руб. 66 коп.
В августе 2022 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 11 894 руб. 34 коп. (8857,95+2532,98+374,50+128,91), размер РСДП должен составлять 1 991 руб. 66 коп., в то время как выплата РСДП составила 2 120 руб. 57 коп., переплата РСДП в августе 2022 года составила 128 руб. 91 коп.
В сентябре 2022 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 12 936 руб. 49 коп. (8857,95+2532,98+1 415,52+130,04), размер РСДП должен составлять 949 руб. 51 коп., в то время как выплата РСДП составила 1 079 руб. 55 коп., переплата РСДП в сентябре 2022 года составила 130 руб. 04 коп.
В октябре 2022 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 12 092 руб. 27 коп. (8857,95+2532,98+558,30+143,04), размер РСДП должен составлять 1 793 руб. 73 коп., в то время как выплата РСДП составила 1 936 руб. 77 коп., переплата РСДП в октябре 2022 года составила 143 руб. 04 коп.
В ноябре 2022 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 13 177 руб. 60 коп. (8857,95+2532,98+657,72+1 128,95), размер РСДП должен составлять 708 руб. 40 коп., в то время как выплата РСДП составила 1 837 руб. 35 коп., переплата РСДП в ноябре 2022 года составила 1 128 руб. 95 коп.
В декабре 2022 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 13 208 руб. 05 коп. (8857,95+2532,98+621,92+1 195,20), размер РСДП должен составлять 677 руб. 95 коп., в то время как выплата РСДП составила 1 873 руб. 15 коп., переплата РСДП в декабре 2022 года составила 1 195 руб. 20 коп.
В январе 2023 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 13 205,61 руб. (8857,95+2532,97+619,49+1 195,20), размер РСДП должен составлять 1 135 руб. 39 коп., в то время как выплата РСДП составила 2 330 руб. 57 коп., переплата РСДП в январе 2023 года составила 1 195 руб. 18 коп.
В феврале 2023 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 13 413 руб. 59 коп. (8857,95+2532,97+720,09+1 302,57), размер РСДП должен составлять 927 руб. 41 коп., в то время как выплата РСДП составила 2 229 руб. 98 коп., переплата РСДП в феврале 2023 года составила 1 302 руб. 57 коп.
В марте 2023 года с учетом перерасчета ПАО «ТГК-2» размер материального обеспечения составил 13 456 руб. 90 коп. (8857,95+2532,97+763,40+1 302,58), размер РСДП в марте 2023 года должен был составить 884 руб. 10 коп.
Таким образом, при удовлетворении требований искового заявления истцу будет выплачена сумма РСДП в размере 884 руб. 10 коп. и при этом учреждение будет вынуждено осуществить пересмотр выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии за период с июня 2022 года по февраль 2023 год, осуществить перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии и в случае переплаты региональной социальной доплаты к пенсии решить вопрос об удержании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии и с учетом перерасчета ПАО «ТГК- 2» излишне выплаченная сумма региональной социальной доплаты к пенсии за период с июня 2022 года по февраль 2023 год составила в размере 7 134 руб. 99 коп.
В данном случае суд полагает, что нарушений прав истца со стороны ГКУ «АОЦСЗН» не было, выплата региональной социальной доплаты к пенсии осуществлялась с учетом положений Постановления Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N 464-пп "О государственной программе Архангельской области "Социальная поддержка граждан в Архангельской области". При подсчете общей суммы материального обеспечения учтены суммы денежных выплат, указанные в п.7 Постановления Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N 464-пп с учетом поступившей информации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коробковой Л. П. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о понуждении произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии за март 2023 года – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 февраля 2024 г.
Судья Ю.М. Поздеева