Решение по делу № 2-1557/2023 от 23.05.2023

УИД RS0-33

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2023 года                       Керченский городской суд Республики Крым в составе:

                                         судьи Коротковой Л.М.

                                         при секретаре Чикмановой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым к Вакуленко Константину Александровичу, третьи лица: Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, Министерство жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки,-

УСТАНОВИЛ:

                         Истец обратился с настоящим иском в Керченский городской суд и просит взыскать с ответчика 224 400 рублей 00 коп. неосновательного обогащения.

                         Свои исковые требования мотивирует тем, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым о перечислении выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в его собственности по адресу <адрес> соответствии с «порядком и условиями предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджета субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций пригородного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (Далее-Правила), на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, возникшими на территории Республики Крым»(далее-Приложение 3 к Постановлению ). На основании его заявления ему было перечислено ДД.ММ.ГГГГ 224 400 рублей на его расчетный счет для осуществления капитального ремонта поврежденного помещения в срок до 15 декабря года, в котором получена такая выплата. Ответчик обязан был в течение 5 календарных дней после окончания капитального ремонта направить уведомление о завершении капитального ремонта в адрес МВК, принявшего решение о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, после чего МВК проводит в течение 3 дней после получения от гражданина уведомления о завершении капитального ремонта осмотр жилых помещений и составляет акт обследования. Ответчик до настоящего времени не направил такую информацию, поэтому согласно п.33 приложения 3 к Постановлению обязан возместить полученную сумму.

                       Считает, что ответчик меру социальной поддержки получил необоснованно, поэтому просит взыскать указанную сумму в размере 224 400 руб. 00 коп. в судебном порядке.

                            В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования и просит их удовлетворить.

                          Ответчик Вакуленко К.А., будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился, судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения.

                           Представители третьих лиц- Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым, Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым будучи надлежащим образом извещенными в судебное заседание не явились и мнения по иску не представили.

                         Выслушав мнение представителя истца и ответчицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

                       В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

                         Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

                                     Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

                                     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

                                    В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

                                    Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

                              Советом министров Республики Крым принято постановление от 15.09.2021 года N 530 "О предоставлении выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, возникшими на территории Республики Крым" (вместе с "Порядком и условиями предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 1327, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан").

                                    Подпунктом "г" пункта 6 вышеприведенных Правил предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

                                Выплата предоставляется гражданам 1 раз применительно к одному жилому помещению (п. 6).

                                Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.

                                Таким условием предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Республики Крым, является, принадлежность на праве собственности гражданам, претендующим на социальную выплату, поврежденного в результате паводка жилого помещения, отсутствие у граждан другого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, пригодного для проживания.

                                 Судом установлено, что в результате обильного выпадения осадков и подтоплений территории поселенийДД.ММ.ГГГГ в <адрес> было повреждено жилое помещение <адрес>, принадлежащая на праве собственности Вакуленко К.А.

                                   ДД.ММ.ГГГГ Вакуленко К.А. обратился с заявлением о перечислении ему выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в его собственности на банковский счет(л.д.4).

                                     ДД.ММ.ГГГГ решением Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым, оформленного протоколом, такая выплата ему назначена в размере 224 400 рублей (л.д.7) и перечислена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) ответчику.

                              В соответствии с п.32 Постановления от 15.09.2021 года N 530 гражданин, получивший выплату, обязан осуществить капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в срок до 15 декабря года, в котором получена такая выплата. В течение 5 календарных дней после окончания капитального ремонта гражданин направляет уведомление о завершении капитального ремонта в адрес МВК, принявшей решение о признании поврежденного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения непригодным для проживания. В течение 3 рабочих дней после получения от гражданина уведомления о завершении капитального ремонта МВК проводит осмотр жилых помещений, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение. Копия акта приобщается к личному делу.

       В случае невыполнения гражданином обязательств, указанных в пункте 32 настоящего Порядка, гражданин в срок, не превышающий 30 календарных дней, обязан возместить полученную выплату в добровольном порядке, а в случае спора или невозврата выплата взыскивается в судебном порядке(п.33).

                            Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссиия Администрации <адрес> провела обследование жилого помещения по адресу <адрес>, однако осмотр помещения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ произвести не удалось по причине отсутствия собственника на месте, на телефонные звонки не отвечает. Комиссия пришла к выводу, что капитальный ремонт не выполнен.(л.д.44).

                            ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> обратилась к ответчику с требованием(претензией) о возврате полученной ним выплаты, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ не поступило уведомление о завершении капитального ремонта жилого помещения и невозможностью проконтролировать их целевое использование (л.д.13). Данных о получении претензии ответчиком не имеется.

                             Истец полагает, что являясь получателем государственной социальной выплаты, ответчица не использовал ее по целевому назначению, что привело к переплате государственной социальной помощи. Поскольку в добровольном порядке Вакуленко К.А. не возместил излишне полученные ним суммы, исходя из требований ст. 1102 ГК РФ эти суммы являются неосновательным обогащением, имеются основания для взыскания с Вакуленко К.А. в пользу истца суммы переплаты государственной социальной помощи в сумме 224 400 рублей.

                             Суд не согласен с позицией истца и полает, что в удовлетворении иска необходимо отказать, исходя из следующего.

                          Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

                            В силу пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

                        При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

                        Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (обязательства вследствие неосновательного обогащения), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

                           Таким образом, для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие трех условий: наличие обогащения; обогащение за счет другого лица; отсутствие правового основания для такого обогащения.

                             Согласно правилам распределения бремени доказывания, лицо, заявляющее требование неосновательного обогащения, должно доказать, что ответчик приобрел или сберег имущество за счет истца и что такое сбережение или приобретение имело место без установленных законом или сделкой оснований.

                    Судом установлено и не оспаривается самим истцом, что ответчик имел право на получение спорной выплаты, получил ее. Доказательств же, что он ее не использовал по целевому назначению истцом не представлено.

                         Поскольку указанная обязанность по предоставлению таких доказательств истцом не исполнена, это обстоятельство влечет для него предусмотренные гражданским процессуальным законодательством негативные последствия, в виде отказа в удовлетворении требований.

                                     Из представленных истцом материалов, в частности, перечня обстоятельств, влекущих изменение размера назначения или прекращение выплаты всех видов мер социальной поддержки, либо их возврата с которым ознакомлен Вакуленко К.А. при подаче заявлений, не следует, что ответчику при подаче заявлений об установлении государственной социальной помощи было разъяснено сроках осуществления ним капитального ремонта поврежденного имущества.

                               Допустимых доказательств, подтверждающих доводы администрации, не представлено.

                              Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства; и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

                         Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 года № 1327.

                            Суд также учитывает правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, согласно которой принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

                         В постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения: ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.

                           Только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае единовременной денежной выплаты, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам статьи 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение при установлении отсутствия недобросовестных действий работников истца.

                               Суд полагает, что истцом не представлены доказательства нецелевого использования ответчиком полученной выплаты, его доводы строятся на предположениях.

                           При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что недобросовестных действий ответчика, направленных на получение мер социальной поддержки, судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения иска не имеется.

                          Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

                          В удовлетворении иска Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым к Вакуленко Константину Александровичу, третьи лица: Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации <адрес> Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, Министерство жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки отказать.

                         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение одного месяца.

Судья

2-1557/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Керчи РК
Ответчики
Вакуленко Константин Александрович
Другие
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым
Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Короткова Любовь Михайловна
Дело на странице суда
kerch.krm.sudrf.ru
23.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Подготовка дела (собеседование)
02.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
18.08.2023Судебное заседание
15.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее