Дело № 2-3588/2017
№ 2-135/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2018 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Мироновой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева ФИО20 к администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Соловьёв И.С. обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что является лицом из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Судиславского районного суда Костромской области от 25.12.1996 года его родители Соловьёвы лишены родительских прав в отношении детей: Соловьёва ФИО7 <дата> г.р., Соловьева ФИО22 <дата> г.р., Соловьевой ФИО21 <дата> г.р., Соловьевой ФИО23 <дата> г.р., Соловьевой ФИО24 <дата> г.р., Соловьевой ФИО25 <дата> г.р. Все дети были переданы органам опеки и попечительства и направлены в детские учреждения Костромской области. С 22.01.1997 года по 31.08.2008 года Соловьёв ФИО83 являлся воспитанником ГКУ для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей Костромской области «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». С 01.09.2008 года по 30.06.2010 года Соловьёв ФИО84 обучался в ГОУ СПО «Костромской автодорожный колледж» по программам: тракторист, машинист экскаватора. Во время учебы в колледже Соловьев проживал в общежитии расположенном по адресу <адрес>. С 30.06.2010 года по 30.06.2011 года истец проходил срочную службу в Вооруженных силах РФ. После прохождения службы Соловьев ФИО26 обучался в ОГБОУ СПО «Костромской строительный техникум» по специальности - «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по окончании обучения Соловьеву ФИО27 присвоена квалификация - техник. Диплом о среднем профессиональном образовании получен 30.06.2013 года. Во время учебы истец проживал в общежитии по адресу <адрес>. С 16.09.2013 года Соловьев ФИО28 начал трудовую деятельность, работал в организациях, расположенных в г. Костроме, на различных должностях. В настоящее время истец проживает по адресу <адрес> своей сестры Колесниковой ФИО85 В собственности у Соловьёва ФИО86 объектов недвижимости не имелось и не имеется. Согласно протоколу № заседания жилищной комиссии администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области Соловьёву ФИО87., Соловьёвой ФИО88, Соловьёву ФИО89, Соловьёвой ФИО90 предоставлена однокомнатная квартира по адресу д. Жвалово <адрес>. В предоставленной квартире ни Соловьёв ФИО91, ни его сестры, ни брат не проживали. В квартире были зарегистрированы Соловьева ФИО29 и Соловьёв ФИО30 Регистрация была необходима сестре, чтобы встать на учет по беременности и родам. Соловьёв ФИО92 зарегистрировался в данной квартире для того, чтобы заселиться в общежитие во время учебы в колледже. Проживать в квартире было не возможно, отсутствовала канализация, отопление, водоснабжение, также отсутствовали исправные двери и окна. Администрацией Судиславского сельского поселения выдавалась справка, о том, что квартира по адресу <адрес> будет признана не пригодной для проживания. Соловьев ФИО31 длительное время, а именно более 7 лет поживает на территории г. Костромы, обучался и продолжает работать, все социальные связи находятся в г. Костроме. Просят суд обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить Соловьёву ФИО7 на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное на территории <адрес>.
Судом к участию в деле привлечен департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, администрация Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области.
В судебном заседании истец Соловьев ФИО32 представитель истца Соловьев ФИО33 исковые требования поддержали.
Представитель администрации г. Костромы Смирнов ФИО34 исковые требования не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела в процессуальном порядке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно подпунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 155.3. СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 109.1. Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу пп. 14.2. п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Положениями п. 2 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 указанного закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет….
Законом Костромской области от 15.12.2017 № 325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» городскому округу г. Кострома на 2018 год переданы субвенции в размере 17667100 рублей на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из анализа вышеприведенных правовых актов суд приходит к выводу, что муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы является надлежащим ответчиком по настоящему иску, что подтверждается приведенными выше нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела решением Судиславского районного суда Костромской области от 25.12.1996 года его родители Соловьёвы лишены родительских прав в отношении детей: Соловьёва ФИО7 <дата> г.р., Соловьева ФИО35 <дата> г.р., Соловьевой ФИО37 <дата> г.р., Соловьевой ФИО39 <дата> г.р., Соловьевой ФИО40 <дата> г.р., Соловьевой ФИО41 <дата> г.р. Все дети были переданы органам опеки и попечительства и направлены в детские учреждения Костромской области.
Таким образом, истец до 23 лет относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и могла пользоваться льготами для этой категории лиц.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Судиславской сельской администрации Судиславского района Костромской области от 25.12.1996 года Соловьева ФИО46 <дата> г.р., Соловьева ФИО45 <дата> г.р., Соловьеву ФИО44., <дата> г.р., Соловьеву ФИО42 <дата> г.р., Соловьеву ФИО43 <дата> г.р. согласно ст. 37 п.2 ЖК РФ признали нуждающимися на получение жилья и поставили в льготную очередь за № 1 (л.д. 65).
Главой самоуправления Судиславского района 08.01.1997 года принято постановление от 08.01.1997 года №, которым постановлено на основании п.2 ст. 37 ЖК РСФСР предоставить Соловьевой ФИО47., Соловьевой ФИО48., Соловьевой ФИО49, Соловьеву ФИО50., Соловьеву ФИО51., Соловьевой ФИО52 по окончании сока пребывания детей в государственном детском учреждении или по достижении ими совершеннолетия жилое помещение (л.д. 63).
Судом также установлено, что с 22.01.1997 года по 31.08.2008 года Соловьёв ФИО93 являлся воспитанником ГКУ для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей Костромской области «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
С 01.09.2008 года по 30.06.2010 года Соловьёв ФИО94 обучался в ГОУ СПО «Костромской автодорожный колледж» по программам: тракторист, машинист экскаватора.
С 30.06.2010 года по 30.06.2011 года истец проходил срочную службу в Вооруженных силах РФ. После прохождения службы Соловьев ФИО95 обучался в ОГБОУ СПО «Костромской строительный техникум». Диплом о среднем профессиональном образовании получен 30.06.2013 года.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Костромской области, ГПКО «Костромаоблтехинвентаризация» за Соловьевым ФИО53 не зарегистрировано прав на объекты недвижимого имущества (л.д. 60, 61).
По сведениям Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы Соловьев ФИО54., <дата> года рождения нанимателем, членом семьи нанимателя, бывшим членом семьи нанимателя муниципального жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма не является (не являлся) (л.д. 52).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абзац первый).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 10.1 Закона Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на основании заявлений и документов, определенных администрацией Костромской области.
Согласно материалам дела истец не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, который формирует департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Вместе с тем, суд полагает, что факт отсутствия истца в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, без учета конкретных причин, приведших к этому, сам по себе не может рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требования о предоставлении жилого помещения.
Как установлено судом, в период нахождения несовершеннолетнего Соловьёва ФИО96., <дата> г.р., в ГКУ для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей Костромской области «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на заседании жилищной комиссии администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области 02.10.2007 года рассмотрен вопрос о предоставлении Соловьеву ФИО55, Соловьевой ФИО56., Соловьеву ФИО57., Соловьевой ФИО58. жилого помещения. Принято решение «предоставить Соловьеву ФИО59, Соловьевой ФИО60, Соловьеву ФИО61, Соловьевой ФИО62 однокомнатной квартиру по адресу: <адрес>». Также решение комиссии содержит запись о том, что «другого жилья на сегодняшний день Судиславское сельское поселение не имеет» (л.д. 64).
Сведений о том, что истец был снят с очереди на получение жилого помещения как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в связи с предоставлением жилого помещения в д. Жвалово, материалы дела не содержат.
Как пояснил суду истец его согласия органы местного самоуправления на предоставление жилого помещения не спрашивали, в д. Жвалово он был зарегистрирован в несовершеннолетнем возрасте (18.07.2008 года (л.д.121), поскольку регистрация по месту жительства требовалась для поступления в учебное заведение. В жилое помещение в д. Жвалово никогда не вселялся и не проживал в нем.
Как следует из переписки органов социальной защиты населения и администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области за 2009-2016 г.г. договор социального найма с Соловьевым ФИО63 в отношении жилого помещения в д. Жвалово не заключался (л.д. 18).
Из письма от 03.11.2009 года № зам. главы Судиславского сельского поселения в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства следует, что в ноябре 2007 года Соловьева ФИО64 обратилась в администрацию Судиславского сельского поселения за получением жилья. На данный момент свободного жилья не было. Она объяснила, что она беременна и ей нужно зарегистрироваться где угодно, чтобы встать на учет в женскую консультацию. Но т.к. лучшего жилья не было, администрация сельского поселения предложила однокомнатную квартиру по адресу <адрес> в кирпичном двухэтажном доме. На момент вселения квартире требовался косметический ремонт, и частично капитальный (требовался ремонт канализации) (л.д. 50).
Согласно акту проверки жилищных условий заявителя Соловьевой ФИО65., составленной специалистами Администрации Судиславского сельского поселения <дата> на момент проверки в квартире по адресу: <адрес>, отсутствуют отопление, водоснабжение, канализация, окна выбиты, дверное запорное устройство отсутствует, электричество отсутствует, двери взломаны (л.д. 238).
Аналогичные пояснения о техническом состоянии квартиры в д. Жвалово в том числе на момент предоставления квартиры предоставили суду допрошенные в качестве свидетелей Соловьева ФИО66., Колесникова (Соловьева) ФИО67, сестры истца.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Громов ФИО68 суду пояснил, что проживает в доме по адресу: <адрес> с 2009 года, ранее с 2006 года проживал в соседнем доме. В 2009 году, когда он въехал в дом, в квартире Соловьевых не было батарей, водопровода, окна были гнилые, канализации не было, стекла были разбиты. Там никто не проживал и не проживает. Подводка коммуникаций в квартиры отсутствует. В подвал введены, но все сгнило. Отопление печное.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, свидетели предупреждены об уголовной ответственности, показания свидетелей соответствуют материалам гражданского дела.
В письме от 14.07.2010 года в отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства глава Судиславского сельского поселения указал на то, что жилое помещение по адресу: <адрес> будет признано не пригодным для проживания, т.к. отсутствуют канализационные сети (л.д. 19).
Как следует из пояснений представителя третьего лица администрации Судиславского сельского поселения Жарковой ФИО69., данных в судебном заседании в Островском районном суде в ходе исполнения судебного поручения, письменных пояснений Главы Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района от 07.03.2018 года с октября 2007 года ремонта в жилом помещении не проводилось (л.д. 144, 147).
Согласно акту обследования межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Судиславского муниципального района №-р от 04.07.2012 года жилого помещения от 28.05.2013 года однокомнатная квартира № находится в двухэтажном 12-ти квартирном кирпичном доме, кровля плоская из рулонных материалов, перекрытия железобетонные, перегородки кирпичные, оконные и дверные блоки деревянные, отопление, водоснабжение и канализование центральное (л.д. 148).
Согласно заключению межведомственной комиссии от 28.05.2013 года № квартира относится к категории пригодной для проживания и требует проведения капитального ремонта (л.д. 149).
Согласно акту обследования межведомственной комиссии от 14.07.2016 года № квартира признана не пригодной для проживания (л.д. 151).
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение - это недвижимое имущество, пригодное для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам. Заселение жилых помещений непригодных для проживания не допускается.
То есть жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В частности согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Оценив, представленные в материалы гражданского дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что жилое помещение по адресу: <адрес> на момент принятия решения органами местного самоуправления о предоставлении жилья и регистрации в нем несовершеннолетнего Соловьева ФИО70 не соответствовало требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. При этом необеспеченность квартиры инженерными системами обусловлена их изначальным отсутствием на момент предоставления, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Поскольку имеющимися в гражданском деле доказательствами подтверждено, что квартира по адресу: <адрес> не отвечала требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, Соловьев ФИО71 не может быть признан реализовавшим свое право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 4 ст. 155.1 СК РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
Как следует из ответа на судебный запрос ГКУ КО «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», при поступлении Соловьева И.С. в его личном деле имелось постановление главы самоуправления Судиславского района № от 08.01.97 г. о предоставлении жилой площади по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении или достижении ими совершеннолетия. Данный документ являлся гарантией соблюдения жилищных прав Соловьева ФИО73., в связи с этим какие-либо дополнительные меры со стороны учреждения не требовались. Согласно протоколу № заседания жилищной комиссии администрации Судиславского сельского поселения от 02.10.2007 года Соловьевой ФИО74., Соловьеву ФИО75., Соловьеву ФИО76 и Соловьевой ФИО77 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 124).
Согласно ответу на судебный запрос Администрации Судиславского муниципального района Костромской области органами опеки и попечительства Судиславского района неоднократно направлялись письма в жилищную комиссию администрации Судиславского сельского поселения о проведении обследования жилого помещения по адресу: <адрес> для признания его непригодным для проживания. По результатам обследования было признано, что в данном жилом помещении требуется проведения капитального ремонта. Ремонт администрацией поселения не проводился, поскольку дети не планировали здесь проживать (л.д. 244).
Таким образом, суд приходит к выводу, что несовершеннолетний истец был зарегистрирован в жилом помещении не отвечающем требованиям к жилым помещениям, и не был своевременно включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите жилищных прав в период, когда он был несовершеннолетним, органами опеки и попечительства, учреждением для детей сирот, в котором он находился. Вина истца в ненадлежащем исполнении обязанностей органами опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот по защите его жилищных прав отсутствует.
Установив для лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель, тем самым, признал их особую социальную незащищенность и нуждаемость в пятилетнем адаптивном периоде после достижения совершеннолетия.
Со своей стороны истец предпринимал меры к защите нарушенных жилищных прав до достижения возраста 23 лет.
Так в материалах дела имеется копия надзорного производства прокуратуры Судиславского района Костромской области, куда в период прохождения воинской службы в 2011 году за защитой нарушенных прав как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обращался истец. Вместе с тем, вопреки ч. 4 ст. 27 Закона РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», положениям п.5.1. Приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 прокурор района мер прокурорского реагирования в защиту нарушенных прав истца не принял.
Право на предоставление жилого помещения у истца возникло, вместе с тем, государственные органы до настоящего времени не обеспечили его реализацию. При этом достижение лицом, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет, не может служить основанием для отказа в предоставлении льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно в силу п. 9 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сохраняется за ними на весь период до получения соответствующего жилья.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Соловьева ФИО78 о предоставлении жилого помещения основаны на законе.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Из материалов дела следует, что с 01.09.2008 года по 30.06.2010 года Соловьёв ФИО97 обучался в ГОУ СПО «Костромской автодорожный колледж». Во время учебы в колледже Соловьев проживал в общежитии расположенном по адресу <адрес>. С 30.06.2010 года по 30.06.2011 года истец проходил срочную службу в Вооруженных силах РФ. После прохождения службы Соловьев ФИО79 обучался в ОГБОУ СПО «Костромской строительный техникум». Во время учебы истец проживал и был зарегистрирован в общежитии по адресу <адрес> (л.д. 21). С 16.09.2013 года Соловьев ФИО80 начал трудовую деятельность, работал в организациях, расположенных в г. Костроме, на различных должностях (л.д. 23-25), проживал в съемном жилье. В период с 19.09.2016 года по 19.03.2017 года был зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес> (к. 11.9 м) (л.д. 55). На момент рассмотрения дела также проживает в г. Костроме.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что местом жительства истца в соответствии со ст.20 ГК РФ следует признать территорию муниципального образования городской округ город Кострома.
По мнению суда, недостаточное финансирование переданных полномочий по обеспечению лиц рассматриваемой категории жилыми помещениями не может служить основанием для отказа в заявленных исковых требованиях. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░81 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░82, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░