Судья Кузьмина М.А. Дело № 7/2-57/13
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 4 февраля 2013 г.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бурнашова С.П. на решение Якутского городского суда РС (Я) от 11 января 2013 г., которым
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении Т.
постановлено:
Жалобу Т. на постановление МРО УФМС России по PC (Я) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении Т. оставить без удовлетворения, постановление МРО УФМС России по PC (Я) № ... от 05.12.2012 г. оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Т., ее защитника Бурнашова С.П., действующего на основании доверенности от 10.01.2013 г. № ..., суд
установил:
3 декабря 2012 года инспектором ОИК МРО УФМС России по РС (Я) в г. Якутске составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении администратора гостиницы «..........» Т. Событием правонарушения явилось то, что 14 ноября 2012 года в ходе оперативно-профилактических мероприятий в гостинице «..........», расположенной по адресу: .........., был выявлен факт несоблюдения Т., ответственной за регистрацию по месту пребывания граждан РФ, требования о направлении в течение суток бланка анкеты формы № ... в МРО УФМС России по РС (Я), в результате чего было допущено проживание К. без регистрации по месту пребывания в указанной гостинице.
Постановлением МРО УФМС России по PC (Я) № ... от 05.12.2012 г. Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Т. обратилась в Якутский городской суд РС (Я) с жалобой, в которой просила отменить постановление УФМС России по PC (Я) по причине отсутствия в ее действиях вины. Должностной инструкцией дежурного администратора гостиницы «..........» от 11.01.2011 г. не предусмотрено осуществление действий, направленных на регистрацию граждан по месту пребывания в гостинице, в частности меры по заполнению анкеты № ... для регистрации по месту пребывания в гостинице.
Судом было постановлено вышеуказанное решение, с которым защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бурнашов С.П. не согласился и обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой и дополнением к ней, указывая на то, что решение суда подлежит отмене ввиду отсутствия вины Т. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ.
В судебном заседании Т. и ее защитник доводы жалобы поддержали, суду пояснили, что Т., хотя и работала в гостинице дежурным администратором, не может быть признана уполномоченным должностным лицом, ответственным за регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, так как соответствующие обязанности не возложены на работника ни должностной инструкцией, ни приказом работодателя. Указывают на то, что требование от работника выполнения трудовой функции, не возложенной на него в соответствии с условиями трудового договора, является незаконным. Ссылаются на имущественное положение Т., а также нахождение на ее иждивении двоих несовершеннолетних детей. Просят жалобу удовлетворить.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы и дополнения к ней, суд приходит к выводу об отмене постановления по делу об административном правонарушении, а также решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 ноября 2012 года в ходе оперативно-профилактических мероприятий в гостинице «..........», расположенной по адресу: .........., был выявлен факт несоблюдения Т., ответственной за регистрацию по месту пребывания граждан РФ, требования о направлении в течение суток бланка анкеты формы № ... в МРО УФМС России по РС (Я), в результате чего было допущено проживание К. без регистрации по месту пребывания в указанной гостинице.
В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Согласно положениям ст. 26.2 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, полученных в соответствии с нормами КоАП РФ, которые в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ оцениваются судьей по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Однако вышеуказанные требования закона при рассмотрении настоящего дела не были выполнены.
Так, ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Рассматривая вопрос о признании лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации, суду следовало руководствоваться Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713. В соответствии с пунктом 4 названного нормативного правового акта ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Исходя из содержания пункта 4 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, к таким лицам, в частности, относятся уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что Т., занимая должность дежурного администратора гостиницы, относится к лицам, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации, поскольку соответствующие обязанности по регистрацию и снятию с регистрации граждан РФ по месту пребывания не возложены на Т. в установленном законом порядке. Должностная инструкции администратора гостиницы «..........» не содержит указания на то, что Т. является ответственной за соблюдение правил регистрационного учета и проживания гражданина РФ без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Иными материалами дела обязанность осуществления таких действий со стороны Т. также не подтверждается.
Ссылка суда на п. 54 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (ред. от 23.12.2009) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" является необоснованной. Согласно названному положению для регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении прибывающие граждане представляют документы, удостоверяющие их личность, заполняют бланк анкеты по форме № ... (приложение № ... к Регламенту) в двух экземплярах. Дежурные администраторы проверяют принятые документы и правильность заполнения анкет. Первые экземпляры анкет по форме № ... (приложение № ... к Регламенту) дежурными администраторами помещаются в картотеку пребывающих лиц, а вторые экземпляры данных анкет в течение суток после их заполнения пересылаются в подразделение адресно-справочной работы территориального органа.
В данном случае суд руководствовался положениями подзаконного нормативного правового акта, принятого в качестве административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и устанавливающего порядок предоставления данной государственной услуги, а также порядок взаимодействия ФМС России и ее территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
Следовательно, положения названного Административного регламента должны рассматриваться в данном случае во взаимосвязи с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, по смыслу которых ответственное за регистрацию должностное лицо, должно быть уполномочено на осуществление соответствующих действий в установленном законом порядке, в данном случае с обязательным соблюдением общих принципов трудового законодательства, предусматривающих возложение на работника трудовой функции в соответствии с трудовым договором (должностной инструкцией).
Как следует из материалов дела, указанные требования закона выполнены не были, в связи с чем, к административной ответственности за данное правонарушение была привлечена администратор гостиницы «..........» Т.
Таким образом, при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении судом не были выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: не было проверено в чьи должностные обязанности входит или на кого (должностной инструкцией) приказом возложены обязанности по соблюдению правил регистрационного учета и проживания гражданина РФ без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление МРО УФМС России по PC (Я) № ... от 05.12.2012 г., решение Якутского городского суда РС (Я) от 11 января 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении Т. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного суда РС (Я): Л.А. Дмитриева