Решение по делу № 2-1701/2024 от 16.02.2024

Дело

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

17 апреля 2024 года                                                                                               <адрес>

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Белхароева Т.А.,

при секретаре судебного заседания Арчаковой Х.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Льяновой П. И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о снижении размера пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет с даты снижения и возобновить выплату пенсии в прежнем размере.

               У С Т А Н О В И Л:

Истец Льянова П.И. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение пенсионного органа о снижении размера страховой пенсии и обязать ОСФР по <адрес> произвести перерасчет размера страховой пенсии исходя из прежнего размера с даты ее снижения и возобновить ей выплату страховой пенсии в прежнем размере.

В обоснование иска указано, что решением Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ей была назначена страховая пенсия по старости, которую она получала в размере 21 591,25 рублей. В 2024 году она получила уведомление, в котором указано, что в ходе проведенной проверки в декабре 2022 г. размер страховой пенсии был перечислен в сторону уменьшения до выяснения обстоятельств в связи с завышенной заработной платой, из которой был исчислен пенсии.

На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионных выплат от органов СФР составил 14 528,00 рублей. Иных документов от ОСФР по РИ она не получила. С решением ответчика о снижении размера страховой пенсии по старости она не согласна, считает его незаконным.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика к участию в деле привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.

Истец Льянова П.И., направила в суд заявления, в котором просит обратить решение суда к немедленному исполнению и рассмотреть дело без ее участия.

ОСФР по <адрес> и соответчик ОСФР по <адрес>, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ и п. 3 ч. 2 ст. 117 ГПК РФ (надлежащее извещение лица, участвующего в деле, и других участников процесса при извещении представителя лица, участвующего в деле), в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, предоставив возражение на исковое заявление.

Исследовав письменные материалы дела, а также изучив пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.

КонституциейКонституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда России от ДД.ММ.ГГГГ определённые полномочия, в том числе по осуществлению функций назначения, перерасчета, выплаты и прекращения пенсий переданы Экспертному центру, созданному при ОПФР по <адрес>.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом Льянова П.И. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как многодетной матери.

     Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №АК-06-03/1187л, Отделение социального фонда РФ по <адрес> сообщило Льянова П.И., что на ДД.ММ.ГГГГ размер ее пенсионной выплаты составлял 21 591.25 рублей. На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионных выплат от органов СФР составляет 14 528.00 рублей.

         Как следует из настоящего уведомления, в ходе проведенной проверки Ревизионной комиссией ПФР в декабре 2022 года, пенсионная выплата Льяновой П.И. пересмотрена в сторону уменьшения до выяснения обстоятельств в связи завышенной заработной платой, из которой был исчислен размер ее пенсии.

    В качестве основания снижения размера пенсии указан произведенный перерасчет в сентябре 2016 года, вследствие чего, суммы заработной платы превысили во много раз среднестатистические по стране.

Между тем, как установлено судом на момент установления Льяновой П.И. пенсии как многодетной матери основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии был определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливались следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца (пункт 1 статьи 5 названного федерального закона).

Размер трудовой пенсии по инвалидности мог состоять из базовой части, страховой части и накопительной части, при этом размер базовой части определялся с учетом количества нетрудоспособных членов семьи, включая детей, находившихся на иждивении инвалида (пункт 2 статьи 5, подпункт 3 пункта 1, подпункт 3 пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 36 названного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Федеральным законом "О страховых пенсиях" установлены следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.

Пунктами 63-66 Правил предусмотрено, что выплата пенсии производится н течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О

страховых пенсиях".

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", до приостановления или прекращения выплаты пенсии продлевает выплату этой пенсии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от ДД.ММ.ГГГГ ).

Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пунктам 10, 11 Правил от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30).

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Доводы ответчика, изложенные в уведомлении, что произведенный перерасчет пенсии в сентябре 2016 г., вследствие чего, суммы заработной платы превысили во много раз среднестатистические по стране, являются не состоятельными, поскольку при проведении перерасчета в случае отсутствия необходимых документов, пенсионный орган должен уведомить истца о необходимости их предоставления.

В ходе судебного разбирательства доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиком суду не представлены. При этом суд отмечает, что при принятии оспариваемого решения, уполномоченными должностными лицами запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), для проверки факта обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, не направлялись.

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).

Исходя из изложенного выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть уменьшена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении или уменьшения выплаты страховой пенсии по старости. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения или уменьшения выплаты страховой пенсии.

Между тем, ответчиком доказательств правомерности осуществленных им действий не приведено. Также не представлено доказательств, подтверждающих недостоверность документов, представленных истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии по старости, и не подтверждены никакими официальными документами (заключение эксперта, решение суда и т.д.).

Суд принимает во внимание срок, в течение которого данные ошибки не были выявлены и устранены пенсионным органом, возраст истца, длительность получения им пенсии, его материальное положение и право на пенсионное обеспечение в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

При таких обстоятельствах, учитывая правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, и уклонение ответчика от доказывания в рамках гражданского дела, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным решения о снижении страховой пенсии и об обязании ответчика возобновить истцу выплату страховой пенсии в прежнем размере с даты снижения.

Ходатайство истца об обращении решения суда к немедленному исполнению суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку оснований полагать, что замедление исполнения решения суда приведет к значительному ущербу не установлено, кроме того истец не лишен права на обращение в суд с заявлением об индексации присужденных сумм в порядке ст.208 ГПК РФ, которая выступает процессуальной гарантией защитой имущественных интересов взыскателя и должника от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 212 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Льяновой П. И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о снижении размера пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет с даты снижения и возобновить выплату пенсии в прежнем размере, удовлетворить.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о снижении размера страховой пенсии Льяновой П. И. незаконными.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчет размера страховой пенсии Льяновой П. И. исходя из прежнего размера с даты ее снижения и возобновить Льяновой П. И. выплату страховой пенсии в прежнем размере.

В удовлетворении ходатайства об обращении решения суда к немедленному исполнению, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

          Копия верна:

Судья Магасского районного суда                                                                      Т.А. Белхароев

2-1701/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Льянова Патимат Идрисовна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Белхароев Т.А.
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
16.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Подготовка дела (собеседование)
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.08.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.09.2024Судебное заседание
05.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.09.2024Судебное заседание
17.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее