Дело № 3а-36/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2017 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Камабурмаш» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Камабурмаш» (далее по тексту – ООО «Камабурмаш», Общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд УР с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:27:030501:139, общей площадью 8 014 ± 31 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Спорта, д.241, с разрешённым использованием: для производственной деятельности (земли под промышленными объектами), равной его рыночной стоимости, в размере 2 124 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Административный иск мотивирован тем, что земельный участок, принадлежит Обществу на праве собственности, за что он платит земельный налог, зависящий от его кадастровой стоимости, размер которой составляет 7 987 633,94 руб. и существенно превышает его рыночную стоимость, чем затрагивает права и обязанности административного истца (л.д.3-5).
В судебном заседании представитель административного истца К.И.Ю. (доверенность от 09 января 2017 года сроком на три года, диплом ВСГ 4638603 от 29 июня 2010 года – л.д.175, 176) поддержала требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Правительства УР Т.А.А. (доверенность от 12 декабря 2016 года № 7-198/33 сроком по 12 декабря 2017 года, диплом 101818 0175742, регистрационный номер 119266 от 12 июля 2014 года – л.д.177, 177 на обороте) в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований ООО «Камабурмаш». Не высказала замечаний по представленному административным истцом Отчёту об оценке.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР) Б.Ю.А. (доверенности № 18/2015-99 от 21 сентября 2015 года сроком на три года, (в порядке передоверия) № 01-17/2015 от 08 октября 2015 года сроком до 21 сентября 2018 года, диплом ВСГ 4019357 от 15 июня 2010 года, регистрационный номер 9898 от 12 июля 2010 года, л.д.180, 191-193) в судебном заседании пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 18:27:030501:139 является ранее учтённым; сведения о нём внесены в Единый государственный реестр недвижимости 08 ноября 2007 года; кадастровая стоимость в размере 7 987 633,94 руб. установлена постановлением Правительства УР от 30 ноября 2015 года №531 по состоянию на 01 января 2015 года; после чего качественные и количественные характеристики данного земельного участка не изменялись. Согласилась с требованиями административного истца.
Представитель заинтересованного лица С.М.Ю., действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей С.И.Д. и С.Е.Д., – К.И.Ю. (доверенность 18 АБ 0810898 от 11 ноября 2016 года сроком на один год, диплом ВСГ 4638603 от 29 июня 2010 года – л.д.187, 176) в судебном заседании требования административного истца поддержала, полагала их подлежащими удовлетворению.
Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР), а также заинтересованные лица – Администрация г. Воткинска и С.М.Ю. были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание не явились (л.д.174, 184, 185).
Представитель Управления Росреестра по УР представила в суд письменные пояснения о том, что они не возражают против удовлетворения требований Общества, и установленная судом кадастровая стоимость будет внесена органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, просила рассмотреть административное дело без их участия (л.д.188, 188 на обороте).
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное дело рассмотрено судом в отсутствие извещённых, но не явившихся в судебное заседание участников процесса.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика Правительства УР и заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР и С.М.Ю., действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей С.И.Д. и С.Е.Д., изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные ООО «Камабурмаш», подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований является обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьёй 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно материалам административного дела, ООО «Камабурмаш» принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве 92690/100000) земельный участок с кадастровым номером 18:27:030501:139, общей площадью 8 014 кв. м, по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Спорта, д.241.
Данные обстоятельства подтверждены свидетельством о государственной регистрации права 18 АВ № 001716 от 11 июня 2014 года (л.д.29).
7310/100000 доля в праве на вышеназванный земельный участок принадлежала С.Д.А., умершему 18 июля 2015 года (л.д.48, 157).
После смерти последнего данное наследственное имущество было разделено между тремя его наследниками: женой С.М.Ю. – 5848/100000 доли в праве, и двумя его несовершеннолетними детьми С.И.Д., 10 июня 2004 года рождения, – 731/100000 доли в праве и С.Е.Д., 13 января 2014 года рождения, – 731/100000 доли в праве (л.д.158-165).
Наследники умершего сособственника земельного участка С.Д.А., а именно С.М.Ю., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей С.И.Д. и С.Е.Д., по инициативе суда привлечены к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованных лиц (л.д.1, 185, 186).
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Вышеизложенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере административных правоотношений, т.к. одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 03 июля 2016 года, с изменениями от 05 июля 2016 года) (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту – Комиссия).
При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Закон об оценочной деятельности предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением Комиссии или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Решением № 430 от 28 сентября 2016 года Комиссия отклонила поступившее 15 сентября 2016 года заявление ООО «Камабурмаш» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по причине несоответствия представленного Отчёта об оценке требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (л.д.37, 38).
Суд установил, что кадастровая стоимость ранее учтённого земельного участка с кадастровым номером 18:27:030501:139, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости) 08 ноября 2007 года, определена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» (далее по тексту – Постановление № 531) и составляет 7 987 633,94 руб. (строка 5841 приложения №1).
Данный размер кадастровой стоимости земельного участка является актуальным на момент обращения административного истца в суд (л.д.32, 33).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленный размер кадастровой стоимости земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как собственника земельного участка, Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке № 289-16 от 23 мая 2016 года, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество Плюс», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:27:030501:139 по состоянию на 01 января 2015 года составляет 2 124 000 рублей (л.д.39-134).
Кроме того, административный истец представил в суд положительное экспертное заключение № 505/10-16 от 17 июня 2016 года на Отчёт об оценке № 289-16 от 23 мая 2016 года, составленное Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», членом которого является оценщик (л.д.135-156, 166).
Согласно кадастровой справке от 06 июня 2016 года, сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:27:030501:139, определённой в соответствии с Постановлением № 531, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года, после чего его кадастровая стоимость не изменялась (л.д.32).
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является ранее учтённым и вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке № 289-16 от 23 мая 2016 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным экспертным заключением № 505/10-16 от 17 июня 2016 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:27:030501:139 по состоянию на 01 января 2015 года.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, суд разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца (л.д.173 на обороте, 194).
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:27:030501:139, равный 2 124 000 руб., установленный Отчётом об оценке № 289-16 от 23 мая 2016 года, явившиеся в судебное заседание участники процесса не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии данного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили (л.д.195).
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение земельного налога, что непосредственно затрагивает интересы административного истца, как его собственника, следовательно, заявленное им требование об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что датой подачи заявления для юридических лиц является дата обращения данного лица в Комиссию.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичные разъяснения даны в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30 июня 2015 года.
Согласно материалам административного дела, оспариваемый результат определения кадастровой стоимости земельного участка, определённый Постановлением № 531, был внесён в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года, а с соответствующим заявлением в Комиссию ООО «Камабурмаш» обратилось 15 сентября 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:27:030501:139, определённая в рамках настоящего административного дела, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являвшейся предметом настоящего оспаривания (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Камабурмаш» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:27:030501:139, общей площадью 8 014 ± 31 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Спорта, дом 241, по состоянию на 01 января 2015 года, в размере его рыночной стоимости, равной 2 124 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 15 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 06 февраля 2017 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Кричкер Е.В.