Решение по делу № 3а-232/2021 от 26.07.2021

УИД 61OS0000-01-2021-000223-47

Дело № 3а-232/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2021 года                 г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд

в составе председательствующего Шикуля Е.В.

с участием прокурора Емелиной Е.А.

при секретаре Даниловой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску Крашенниковой Татьяны Васильевны об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Ростовской области, обязании рассмотреть жалобу на нарушения Стенякиной Е.П. требований избирательного законодательства к порядку проведения предвыборной агитации,

у с т а н о в и л:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 17.06.2021, в печатном издании «Российская газета», № 133с 19.06.2021, назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.

Постановлением Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Шахтинскому одномандатному избирательному округу № 154 (далее – окружная избирательная комиссия) возложены на Избирательную комиссию Ростовской области.

В окружную избирательную комиссию 15 июля 2021 года Стенякиной Е.П. поданы документы о регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Крашенникова Т.В. обратилась в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия окружной избирательной комиссии, выраженного в нерассмотрении ее жалобы на нарушения кандидатом Стенякиной Е.П. требований избирательного законодательства к порядку проведения предвыборной агитации, обязании рассмотреть жалобу, указывая, что административным ответчиком не соблюден порядок рассмотрения обращений о нарушениях положений законодательства о выборах в области информирования избирателей и проведения предвыборной агитации.

В последующем Крашенникова Т.В. подала дополнения к административному исковому заявлению, которыми уточнила, что административный иск предъявлен ею к Избирательной комиссии Ростовской области.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ночевка А.С. поддержала заявленные требования с учетом дополнений, просила признать незаконным бездействие Избирательной комиссии Ростовской области, выразившееся в нерассмотрении жалобы на нарушение кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Шахтинскому одномандатному избирательному округу № 154 Стенякиной Е.П. требований избирательного законодательства к порядку проведения предвыборной агитации, обязать рассмотреть жалобу и принять решение в пятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу. В обоснование нарушения избирательных прав административного истца представитель пояснила, что административный иск подан в защиту фундаментальных избирательных прав, таких как свобода выборов, полагает, что административный истец вправе обратиться в суд с иском о защите избирательных прав независимо от места проживания и реализации активного избирательного права.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ростовской области – по доверенности Черноиванов А.Е. в судебном заседании поддержал ходатайство о направлении административного дела по подсудности в районный суд, возражал против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что административный истец не обосновал, какие избирательные права оспариваемым бездействием избирательной комиссии нарушены. Также пояснил, что в данном случае было рассмотрено обращение о нарушении избирательного законодательства в порядке, определенном Федеральным законом № 59-ФЗ с применением положений Федерального закона № 67-ФЗ в части срока рассмотрения обращения.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, суд пришел к следующим выводам.

Действующее правовое регулирование дифференцирует порядок обжалования действий (бездействия) решений избирательных комиссий по разрешению жалоб на нарушение избирательного (активного, пассивного) права (глава 24 КАС РФ) и разрешению обращений граждан в государственный орган о нарушении избирательного законодательства (глава 22 КАС РФ), в том числе в части определения участников избирательных и публичных правоотношений, правомочных обращаться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия), решений с учетом характера их субъективных прав.

Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Особенности производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 КАС РФ, в статье 239 которой приведен исчерпывающий перечень лиц, которые вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.

Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав предоставляется только гражданам, чье пассивное и активное избирательное право непосредственно затрагиваются действиями (бездействием), решением органа, должностного лица, к компетенции которого относится принятие решения, осуществление действий в области избирательных правоотношений.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредоставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными (пункт 14).

Если заявление подано лицом, не имеющим права на такое обращение, то в принятии этого заявления должно быть отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ (например, в случае, когда в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие (бездействие), не затрагивающие избирательные права заявителя или его право на участие в референдуме), поскольку пункт 1 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии заявления на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежит применению в совокупности с нормами, содержащимися в статьях 3, 4, 134, 259 ГПК РФ (пункт 20).

Основания для прекращения производства по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации приведены в статье 242 КАС РФ, в части 1 которой, в частности определено, что суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 КАС РФ.

В силу пункта 5 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеются основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Приведенные нормы федерального законодательства предполагают, что суд на основе анализа требований, заявленных в административном исковом заявлении, и правового регулирования, на которых основано такое требование, должен, в частности, установить, имеются ли у административного истца избирательные права и законные интересы, которые затрагиваются и могли бы быть нарушенными оспариваемым решением или действием (бездействием).

Из материалов дела усматривается, что Крашенникова Т.В. обратилась в Избирательную комиссию Ростовской области с жалобой на действия кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Шахтинскому одномандатному избирательному округу № 154.

В Шахтинский одномандатный избирательный округ № 154 вошли следующие муниципальные образования, населенные пункты: город Гуково, город Зверево, город Новошахтинск, город Шахты, Красносулинский район, Октябрьский район, Родионово-Несветайский район (Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Административный истец Крашенникова Т.В. проживает в городе , который не входит в Шахтинский одномандатный избирательный округ № 154.

Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, то есть правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Реализация активного избирательного права осуществляется по месту жительства гражданина.

Обстоятельств, указывающих на возможность реализации административным истцом активного избирательного права в муниципальных образованиях, населенных пунктах, входящих в Шахтинский одномандатный избирательный округ № 154, не установлено.

Следовательно, Крашенникова Т.В. не является избирателем по Шахтинскому одномандатному избирательному округу № 154.

Также судом установлено отсутствие у административного истца права на обращение в суд, предусмотренного частями 2, 3, 4 статьи 239 КАС РФ (административный истец не выдвигала свою кандидатуру в депутаты Государственной Думы Российской Федерации по указанному одномандатному округу, в качестве кандидата по указанному одномандатному округу не зарегистрирована, не является доверенным лицом кандидата, не является наблюдателем либо членом избирательной комиссии).

Таким образом, исходя из положений главы 24 КАС РФ и фактических обстоятельств дела Крашенникова Т.В. не отнесена к числу лиц, имеющих право обратиться в суд с административным иском о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, административные исковые требования не связаны с нарушением избирательных прав административного истца.

Установив изложенные обстоятельства, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд приходит к выводу об отсутствии у Крашенниковой Т.В. права на обращение в суд в защиту избирательных прав с заявлением об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Ростовской области, выразившегося в нерассмотрении жалобы на нарушение кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Шахтинскому одномандатному избирательному округу № 154 Стенякиной Е.П. требований избирательного законодательства, в связи с чем производство по административному делу подлежит прекращению.

Учитывая, что производство по делу подлежит прекращению, правовых оснований для разрешения ходатайства о направлении дела по подсудности не имеется.

Руководствуясь статьями 194, 195, 242, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

производство по административному делу по административному исковому заявлению Крашенниковой Т.В. об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Ростовской области выразившегося в нерассмотрении жалобы на нарушение кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Шахтинскому одномандатному избирательному округу № 154 Стенякиной Е.П. требований избирательного законодательства к порядку проведения предвыборной агитации, обязании рассмотреть жалобу на нарушение требований избирательного законодательства прекратить.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение пяти дней со дня вынесения определения в окончательной форме.

Судья Е.В. Шикуля

Определение в окончательной форме вынесено 30 июля 2021 года

Судья: Е.В. Шикуля

3а-232/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
Прокуратура Ростовской области
Крашенникова Татьяна Васильевна
Ответчики
Избирательная комиссия Ростовской области
Другие
Ночевка Александра Сергеевна
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Шикуля Елена Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
26.07.2021Регистрация административного искового заявления
26.07.2021Передача материалов судье
27.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее