Решение по делу № 8Г-20108/2023 [88-36/2024 - (88-20639/2023)] от 17.10.2023

УИД 59RS0007-01-2022-006916-08

Дело №88-36/2024

Мотивированное определение

составлено 17 января 2024 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                               10 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

        председательствующего        Давыдовой Т.И.

        судей                        Грудновой А.В., Ложкарёвой О.А.

        с участием прокурора            Таскаевой А.А.

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                №2-696/2023 по иску Кипяткова Ростислава Борисовича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская клиническая поликлиника № 5», Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности выдавать бесплатные рецепты, взыскании компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Кипяткова Ростислава Борисовича и кассационному представлению прокурора Пермского края на решение Свердловского районного суда г. Перми от 05 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы и кассационного представления, пояснения и заключение прокурора пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Таскаевой А.А., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Кипятков Р.Б. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская клиническая поликлиника № 5» (далее по тексту - ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5»), Министерству здравоохранения Пермского края, с учетом уточнений, просил обязать ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» ежегодно выдавать рецепты на бесплатное получение трансмиттера Minilink Real MMT-7703 из расчета 1 штука в год, зарядного устройства для трансмиттера Minilink MMT-7705 из расчета 1 штука в год, ежеквартально выдавать рецепты на бесплатное получение средств диагностики: ланцеты Accu-Cnek Softclix из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук на квартал (3600 штук в год), сенсор глюкозы Enlite                  (MMT-7008) из расчета 15 штук на квартал (60 штук в год); обязать Министерство здравоохранения Пермского края ежегодно обеспечивать рецепты на бесплатное получение трансмиттера Minilink Real MMT-7703 из расчета 1 штуки в год, зарядного устройства для трансмиттера Minilink MMT-7703 из расчета 1 штуки в год, ежеквартально обеспечивать рецепты на бесплатное получение средств диагностики: ланцеты Accu-Cnek Softclix из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук в квартал (3600 штук в год); сенсор глюкозы Enlite (MMT-7008) из расчета 15 штук в квартал (60 штук в год), взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.; привести решение в части требований, указанных в пунктах 1-3, к немедленному исполнению.

В обоснование требований указал, что амбулаторно наблюдается в ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» с диагнозом «<данные изъяты>», имеются сопутствующие заболевания, установлена инвалидность 3-й группы. 18 апреля 2022 года решением врачебной комиссии поликлиники показана высокотехнологичная медицинская помощь «<данные изъяты>». В период с 25 апреля 2022 года по                    29 апреля 2022 года находился на стационарном лечении в Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Кировская клиническая больница №7 им. В.И. Юрловой». По результатам лечения ему установлена инсулиновая помпа Medtronic Paradigm VEO                MMT-754 с непрерывным мониторингом глюкозы по программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Из информационного письма ООО «Медтроник» расходными материалами к помпе являются инфузионные наборы (максимальное количество работы от 48 до 72 часов), резервуар для инсулина Medtronic MMT 332 (замена производится каждые 3 дня), сенсор Enlite MMN-7008, который меняется каждые 6 дней. Полноценное использование инсулиновой помпы без данных расходных материалов не представляется возможным. 03 августа 2022 года он обратился к ответчикам о выдаче рецептов на бесплатное получение необходимых медицинских изделий, по результатам обращения ему выданы рецепты на бесплатное получение резервуаров, инфузионных наборов, тест-полосок из расчета 10 замеров в сутки, инсулин. В выдаче рецептов на бесплатное получение ланцетов, сенсоров Enlite MMN-7008, трансмиттера Minilink REAL-Time MMT-7703, зарядного устройства для трансмиттера ММТ 7705 отказано. Считает, что право на медицинскую помощь в гарантируемом объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи нарушено по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 05 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Кипяткову Р.Б. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года решение Свердловского районного суда г. Перми от 05 апреля 2023 года отменено в части отказа в удовлетворении требований о предоставлении ланцетов           Accu-Cnek Softclix из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук на квартал (3600 штук в год) и взыскания компенсации морального вреда. В указанной части принято новое решение. На ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» возложена обязанность обеспечивать Кипяткова Р.Б. ланцетами Accu-Cnek Softclix из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук в квартал (3600 штук в год) путем выдачи рецептов на бесплатное получение каждые три месяца. На Министерство здравоохранения Пермского края возложена обязанность организовать обеспечение Кипяткова Р.Б. ланцетами Accu-Cnek Softclix из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук в квартал (3600 штук в год) путем выдачи рецептов на бесплатное получение. С ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5», Министерства здравоохранения Пермского края в пользу Кипяткова Р.Б. взыскана компенсация морального вреда по 10 000 руб. с каждого. В остальной части это же решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Кипятков Р.Б. и кассационном представлении прокурор Пермского края ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в той части, которой истцу отказано в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на их незаконность.

От представителя Министерства здравоохранения пермского края поступили письменные возражения на кассационную жалобу и кассационное представление, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Кипятков Р.Б., 26 марта 2004 года рождения, амбулаторно наблюдается в ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа. Диабетическая дистальная (сенсорно-моторная) нейропатия ног», имеются сопутствующие заболевания, установлена инвалидность 3-й группы.

18 апреля 2022 года решением врачебной комиссии поликлиники установлено, что истцу показана высокотехнологичная медицинская помощь «<данные изъяты>

С 25 апреля 2022 года по 29 апреля 2022 года истец находился на стационарном лечении в Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой». По результатам лечения ему установлена инсулиновая помпа Medtronic Paradigm VEO MMT-754 с непрерывным мониторингом глюкозы по программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

По результатам оказания высокотехнологичной медицинской помощи Кипяткову Р.Б. назначена инсулинотерапия при помощи помпы Medtronic MMT-754, назначено 10 эпизодов самоконтроля гликемии. Самоконтроль гликемии проводится с помощью одноразовых тест - полосок и ланцетов.

27 июля 2022 года на приеме в Городском консультативно-диагностическом эндокринологическом центре истцу также назначена инсулинотерапия посредством инсулиновой помпы Medtronic MMT-754. Самоконтроль гликемии.

Для функционирования непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ), по мнению истца, требуются следующие расходные материалы, являющиеся компонентами системы НМГ:

- Трансмиттер MiniMed REAL-Time MMT-7703 (1 шт);

- зарядное устройство для трансмиттера ММТ 7705.

Кроме того, ему необходимы средства диагностики: ланцеты, сенсор глюкозы, котороый является расходным материалом медицинского изделия помпа инсулиновая MiniMed Paradigm с системой постоянного мониторирования глюкозы» и его замену необходимо производить один раз в шесть дней.

03 августа 2022 года Кипятков Р.Б. подал обращение в поликлинику о выдаче рецептов на бесплатное получение вышеуказанных медицинских изделий, по результатам рассмотрения которого ему выданы рецепты на бесплатное получение резервуаров, инфузионных наборов, тест-полосок из расчета 10 замеров в сутки, инсулин.

Из ответа поликлиники от 22 августа 2022 года №1950 следует, что в выдаче рецептов на бесплатное получение ланцетов, сенсоров Enlite MMT-7008, трансмиттера MiniMed REAL-Time MMT-7703, зарядного устройства для трансмиттера MMT 7705 отказано, так как указанные изделия не включены в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Истец, полагая, что его право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотренного частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нарушено, обратился с иском в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 16, 19, 37, 38, 43, 80, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года                   № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», оценив в совокупности представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допросив в качестве специалистов участкового врача терапевта Государственного бюджетного учреждения здравоохранения № 4 Каплун Т.В. и заведующую отделением эндокринологии ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» Фирсову Е.П., исходил из отсутствия у истца права на бесплатное обеспечение такими материалами как трансмиттером MiniLinkReal MMT-7703 и зарядным устройством к нему MiniLinkReal MMT-7705, а также сенсорами Enlite MMT-7008 (расходным материалом к системе непрерывного мониторинга глюкозы) и ланцетами, поскольку данные медицинские изделия не входят в Перечни бесплатного обеспечения, а также отсутствует заключение врачебной комиссии о назначении истцу непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показаниям и, как следствие, обеспечение его расходными материалами для непрерывного мониторинга глюкозы.

Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, допросив в качестве специалиста заместителя главного врача ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» Оленеву Е.А., согласившись с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о выдаче рецептов на бесплатное получение и обеспечения получения трансмиттера Minilink Real MMT-7703 из расчета 1 штука в год, зарядного устройства для трансмиттера Minilink MMT-7705 из расчета 1 штука в год, сенсора глюкозы Enlite (MMT-7008) из расчета 15 штук на квартал (60 штук в год), не согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о необходимости выдавать ежеквартально рецепты на бесплатное получение средств диагностики: ланцеты Accu-Cnek Softclix из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук на квартал (3600 штук в год) и взыскании компенсации морального вреда.

Отменяя решения суда первой инстанции в части отказа в ежеквартальной выдаче рецептов на бесплатное получение средств диагностики: ланцеты Accu-Cnek Softclix из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук на квартал (3600 штук в год), суд апелляционной инстанции исходил из того, что Кипятков Р.Б. является инвалидом 3 группы и состоит на диспансерном учете с диагнозом <данные изъяты>; ему необходимо определять сахар в крови ежедневно 10 раз в день с использованием глюкометра и инсулиновых игл, в связи с чем Кипяткову Р.Б. выдан глюкометр Accu-Cnek Softclix, составной частью которого являются ланцеты Accu-Cnek Softclix; к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «<данные изъяты>», бесплатной медицинской помощи, к которому относится контроль уровня глюкозы в крови и который в данном случае истцу назначен глюкометром; использование по назначению глюкометра невозможно без расходных материалов к нему, а именно без ланцетов, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в указанной части, возложив на ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» обязанность обеспечивать Кипяткова Р.Б. ланцетами из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук в квартал (3600 штук в год) путем выдачи рецептов на бесплатное получение каждые три месяца, а на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность организовать обеспечение Кипяткова Р.Б. ланцетами Accu-Cnek Softclix из расчета 10 замеров в сутки, то есть 900 штук в квартал (3600 штук в год) путем выдачи рецептов на бесплатное получение.

Оставляя без удовлетворения требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению на основании пункта 1 статьи 212 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Кипятковым Р.Б. не представлено доказательств о наличии особых обстоятельств, которые могут привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Установив нарушение прав истца по своевременному обеспечению истца расходным материалом – ланцетом к глюкометру, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции учел объем нравственных и физических страданий, характер нравственных страданий, связанных с переживаниями истца в связи с необеспечением его медицинскими изделиями и нарушением прав в сфере здоровья, период психотравмирующей ситуации, фактические обстоятельства дела, при которых были нарушены личные неимущественные права истца, а также то обстоятельство, что фактически лечение Кипяткова Р.Б. не было прервано, необратимые негативные последствия в виду действий (бездействия) ответчиков не подтверждены, требования разумности и справедливости, степени вины причинителя вреда, взыскав в пользу истца по 10 000 руб. с каждого из ответчиков.

Поскольку судебные постановления не обжалуются в той части, которой требования истца удовлетворены в отношении ланцетов, то данные обстоятельства не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой инстанции в неотмененной части и суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям норм материального права.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 год № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. В эти перечни медицинские изделия - сенсорные мониторы круглосуточного мониторирования инсулиновой помпы, трансмиттеры, зарядные устройства для трансмиттера не включены.

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299 (далее - Программа государственных гарантий; Программа).

Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.

Согласно разделу V Программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи на территории Пермского края постановлением правительства Пермского края от                        15 февраля 2022 года № 105-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Пермского края медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, действовавшая на дату вынесения (18 апреля 2022 год) врачебной комиссией ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника №5» в отношении Кипяткова Р.Б. решения о его нуждаемости в высокотехнологичной медицинской помощи в виде заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной инфузии, то есть необходимости установления инсулиновой помпы для непрерывного введения инсулина с заранее установленной или изменяемой скоростью для компенсации инсулинозависимого диабета.

Названная программа, как и Программа государственных гарантий, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, в том числе при болезнях эндокринной системы, и обеспечение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, являющейся Приложением № 4 к указанной Территориальной программе указаны медицинские изделия, предоставляемые бесплатно по рецептам: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, Гипертонический раствор для ингаляций (для лиц до 18 лет), инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе, система непрерывного мониторинга глюкозы в крови (для лиц до 18 лет).

В разделе III указанной Территориальной программы указано, что обеспечение граждан медицинскими изделиями осуществляется по решению врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей паллиативную медицинскую помощь, при наличии медицинских показаний.

Решение врачебной комиссии о необходимости непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показателям в отношении истца не принималось.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В стандарте специализированной медицинской помощи взрослым при тяжелой гипогликемии при сахарном диабете 1 типа (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 1053н), действовавшем до 01 января 2024 года, в качестве медицинской услуги для диагностики заболевания, состояния предусмотрено в том числе исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

В части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе инвалидам, страдающим заболеванием «сахарный диабет» (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий. Если такому гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия, то предоставление ему этого медицинского изделия должно осуществляться бесплатно.

При разрешении спора судами обеих инстанций приведенные положения, связанные с обеспечением Кипяткова Р.Б., являющегося инвалидом по заболеванию «сахарный диабет» трансмиттером с зарядным устройством, а также сенсором применены правильно. Поскольку врачебной комиссией решение о назначении истцу по жизненным показаниям системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови не принималось, то правовых оснований для выдачи истцу рецептов и обеспечения указанными изделиями не имеется.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что взысканная в его пользу компенсация морального вреда является заниженной, не могут явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред может заключаться, в частности, в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от                    15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Таким образом, данная категория дел носит оценочный характер, и суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы закона, с учетом степени вины ответчика, определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Правильно применив указанные нормы права и разъяснения по их применению, суд апелляционной инстанции правомерно определил размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, при этом в полном объеме учтены характер и степень нравственных страданий Кипяткова Р.Б., вина ответчика, фактические обстоятельства дела, требования разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, судом апелляционной инстанции учтены все юридически значимые обстоятельства.

Сам по себе факт несогласия заявителя с размером компенсации морального вреда, не является основанием для отмены либо изменения состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий на установление фактических обстоятельств дела и переоценку доказательств, в то время как категории разумности и справедливости являются оценочными.

Доводы жалобы направлены на несогласие с установленными судами обстоятельствами, фактически являются субъективным мнением стороны о том, как должно быть рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося акта.

Судебная коллегия полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.

        Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Свердловского районного суда г. Перми от 05 апреля 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кипяткова Ростислава Борисовича, кассационное представление прокурора Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-20108/2023 [88-36/2024 - (88-20639/2023)]

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Прокуратура Свердловского района г. Перми
Кипятков Ростислав Борисович
Ответчики
ГБУЗ ПК ГКП №5
Министерство здравоохранения Пермского края
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ПЕрмского края
КОГБУЗ Кировская клиническая больница №7 им. В.И. Юрловой
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
28.11.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее