УИД 24RS0040-01-2020-002889-28 № 2а-2783/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года город Норильск Красноярского края
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Горяевой М.В., с участием административного истца Николаева А.В., представителя административного ответчика Фоминой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаева А.В. к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании дисциплинарных взысканий, постановлений о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, условий содержания и отправки корреспонденции,
установил:
Николаев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании дисциплинарных взысканий, постановлений о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, условий содержания и отправки корреспонденции, мотивируя свои требования тем, что 18.03.2016, 28.04.2018, 25.05.2020 постановлением начальника ФКУ ИК – 15 ГУФСИН России по Красноярскому краю он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных условий содержания в строгие, с чем он не согласен и просит отменить указанные постановления, поскольку считает, что администрацией ФКУ ИК – 15 ГУФСИН России по Красноярскому краю грубо нарушились его права и требования действующего законодательства, регламентирующие материально-бытовые обеспечения осужденных, что выразилось в том, что в период его содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК – 15 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 18.03.2016 по 25.05.2020 он находился в запираемых помещениях в дневное время суток, что равнозначно содержанию в тюремных условиях, которые могут быть назначены только судом.
Кроме того административный истец 03.03.2020 и 04.03.2020 обращался за отправкой корреспонденции в органы государственной власти, однако указанные отправления были ему необоснованно возвращены.
Также 03.01.2020, 30.04.2020, 05.05.2020, 17.04.2020 и 20.05.2020 на него наложены дисциплинарные взыскания, с которыми он не согласен, поскольку нарушений установленного порядка отбывания наказания он не совершал.
Указал на отсутствие возможности пользоваться такими правами, как звонки юридическим лицам и членам семьи в связи с тяжелыми семейными обстоятельствам, а также на несоответствие бытовых условий в исправительном учреждении нормативным требованиям.
Административный истец (с учетом дополнений) просил признать незаконными постановления о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от 18.03.2016, 28.04.2018, 25.05.2020; признать незаконными условия содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю в период с 18.03.2016 по 25.05.2020; признать незаконными действия сотрудников ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в возврате корреспонденции 03.03.2020 и 04.03.2020; признать незаконными и отменить взыскания, наложенные постановлениями от 03.01.2020,17.04.2020, 30.04.2020, 05.05.2020, 20.05.2020.
Административный истец Николаев А.В., принимающий участие в судебном заседание посредством системы видеоконференц-связи исправительного учреждения, заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, пояснив, что раньше в суд не обращался в связи с направлением обращений в другие органы, а поданные в суд административные исковые заявления были ему возвращены, 03.03.2020 и 04.03.2020 направлял корреспонденцию, которую ему вернули, в Администрацию Президента РФ, с постановлениями о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не согласен ввиду того, что первое постановление было вынесено в связи с обнаружением у него остатков от бритвенного станка, что не является злостным нарушением, а второе постановление, вынесенное в связи с отказом от уборки помещений, полагает необоснованным, поскольку уборку помещения он вправе производить в удобное для него время, а не тогда, когда требует администрация учреждения. С дисциплинарными взысканиями не согласен потому, что форму одежды он не нарушал, поскольку был банный день, а также он посещал туалет, на спальном месте не мог находиться, поскольку в неотведенное для сна время это место в штрафном изоляторе поднято, ночью не находился на нем в связи с посещением туалета.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю Фомина Т.С., действующая на основании доверенности №24/ТО/46/13-3773 от 10.08.2020, исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по основаниям, представленных в письменных возражениях, согласно которым Николаев А.В. 18.03.2016 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен в строгие условия содержания. С 29.05.2017 переведен в обычные условия содержания. От участия в работах по благоустройству ИУ отказывается. За период отбывания наказания имеет 31 взыскание, наложенное правами начальника учреждения, и 1 взыскание, наложенное правами начальника отряда. В настоящее время 16 взысканий являются действующими. Поощрений не имеет.
28.04.2018 согласно требованиям ч. 1 ст. 116 УИК РФ за хранение запрещенных предметов (лезвия для безопасной бритвы) был повторно признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания, где и находится в настоящее время.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного Николаева А.В. нарушения от 05.05.2020, 20.05.2020, указанные в дополнении к исковому заявлению, у административного истца отсутствуют, следовательно, исковые требования в части отмены нарушений от 05.05.2020, 20.05.2020 необоснованны и не подлежат рассмотрению и удовлетворению судом.
Указала также на пропуск Николаевым А.В срока обращения в суд, так как 03.01.2020 он лично присутствовал на дисциплинарной комиссии, ознакомиться с постановлением от 03.01.2020 о водворении в штрафной изолятор сроком на 15 суток отказался, а также отказался дать письменное объяснение по факту нарушения. Письменными принадлежностями был обеспечен. Сотрудниками ИУ были составлены соответствующие акты: акт об отказе в ознакомлении с постановлением о водворении в ШИЗО, акт об отказе дать письменное пояснение. Следовательно, с 03.01.2020 года Николаев А.В. знал о предполагаемом нарушении своих прав и имел возможность обратиться в суд за их восстановлением. С исковым заявлением Николаев А.В. обратился в суд только 22.06.2020, то есть с пропуском трехмесячного срока обращения в суд. Считает, что в части рассмотрения взыскания от 03.01.2020 необходимо применить срок давности в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
17.04.2020 года в отношении Николаева А.В. вынесено постановление о наложении взыскания правами начальника Учреждения в виде выговора. Каких-либо нарушений при вынесении указанного решения со стороны административного ответчика не допущено, решение является обоснованным и соответствует действующему уголовно-исполнительному законодательству РФ. Осужденный Николаев А.В. по факту нарушений давать письменное объяснение отказался, о чем был составлен акт 16.04.2020. Ознакомиться с постановлением от 17.04.2020 о наложении взыскания правами начальника Учреждения в виде выговора осужденный Николаев А.В. отказался, о чем был составлен акт.
30.04.2020 года в отношении истца вынесено постановление о наложении взыскания правами начальника Учреждения в виде водворения в ШИЗО сроком на 5 суток. Каких-либо нарушений при вынесении указанного решения со стороны административного ответчика не допущено, решение является обоснованным и соответствует действующему уголовно-исполнительному законодательству. Осужденный Николаев А.В. по факту нарушений давать письменное объяснение отказался, о чем был составлен акт 30.04.2020. Ознакомиться с постановлением от 30.04.2020 о наложении взыскания правами начальника Учреждения в виде водворения в ШИЗО осужденный Николаев А.В. отказался, о чем был составлен акт.
25.05.2020 года в отношении истца вынесено постановление о наложении взыскания правами начальника Учреждения в виде перевода в ПКТ сроком на 3 месяца, также 25.05.2020 он признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с п. 4 ст. 117 УИК перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Согласно Приказа Министерства юстиции от 09.08.2011 года № 282 «Об утверждении порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья» основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности нахождения осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе является заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе в медицинской части). Наличие у осужденного хронических заболеваний не является противопоказанием для содержания его в ШИЗО. Согласно заключению начальника медицинской части № 12 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России от 25.05.2020 состояние осужденного Николаева А.В. удовлетворительное, в ПКТ содержаться может.
Заявленные исковые требования о нарушении условий содержания в ОСУОН не имеют фактических подтверждений. Согласно справке заместителя начальника ИК-15 по тыловому обеспечению по нормам коммунально-бытового обеспечения в отряде строгих условий отбывания наказаний ИК-15 в ОСУОН Николаев А.В. находился в помещении № 7. Общежитие отряда строгих условий содержания обеспечено всем комплексом коммунально-бытовых помещений, в соответствии с требованиями с п. 145 главы XXII Правил внутреннего распорядка ИУ, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, помещения для пребывания осужденных разделены на помещения для дневного и ночного содержания. В соответствии со ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Согласно п. 9.4 приказа Минюста России № 130-дсп от 02.06.2003 в нормативное значение площади камеры, помещения безопасного места, изолированного помещения не входит площадь, занимаемая уборной с умывальником. Помещение № 7 ОСУОН рассчитано на восемь человек, площадь помещения составляет 17,28 кв.м., санитарная площадь за вычетом санитарного узла 1,2 кв.м. составляет 16,08 кв.м., что полностью соответствует требованиям законодательства. Вместе с осужденным Николаевым А.В, одновременно содержалось пятеро осужденных. Помещения № 7 ОСУОН как для дневного, так и для ночного содержания осужденных оборудованы двумя оконными проемами с возможностью открывания створок для проветривания. Помещения для дневного пребывания осужденных оборудованы необходимой мебелью и инвентарем (стол, лавки, телевизор, холодильник, чайник и пр.). Санитарное состояние помещений в удовлетворительном состоянии, помещения оборудованы деревянными полами, окрашенными половой краской, стены окрашены водоэмульсионной краской, отслоений краски не выявлено. Ремонт в отряде строгих условий отбывания наказаний проводится по необходимости. Еженедельно под председательством начальника учреждения осуществляется комиссионная проверка условий содержания осужденных, в том числе в запираемых помещениях, с начала 2020 года жалоб и заявлений от осужденных, содержащихся в ОСУОН, на санитарное состояние в отряде не поступало. Общежитие ОСУОН оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением. Удаление воздуха осуществляется самостоятельно для каждой камеры с объединением в единую систему за пределами помещения. Вытяжные отверстия расположены в перегородках под потолком и ограждены металлическими решетками. Освещение камер полностью соответствует требованиям Приказа Минюста России № 130-дсп от 02.06.2003, которым утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которой (п. 20.33) освещенность жилых комнат (помещений), камер, палат, должна составлять не менее 50 лк для ламп накаливания. В камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа установлены светильники со светодиодными лампами, освещенность составляет не менее 50 лк.
Административный истец указывает, что почтовая корреспонденция от 17.02.2020, 03.03.2020, 04.03.2020, 06.03.2020 не была направлена ФКУ ИК-15 по указанным адресам. Эти требования не имеют подтверждения. Из журнала регистрации и отправки исходящей корреспонденции следует, что исходящая корреспонденция Николаева А.В. отправлялась за счет ИУ, и за счет личных денежных средств, что также подтверждается справкой по переписке осужденного Николаева А.В. за период с 01.01.2020 по 15.07.2020. Так, Николаев А.В. в период с 16.01.2020 по 15.07.2020 отправил 22 письма за счет собственных денежных средств, и 16 писем за счет средств учреждения. Всего за период с 01.01.2020 по 28.07.2020 осужденным Николаевым А.В. в различные учреждения было совершенно 39 отправлений. Отправка почтовой корреспонденции производилась своевременно.
Просила отказать в удовлетворении заявленных Николаевым А.В. требований.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав доказательства в письменной форме, оценив доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу ч. 1 ст. 218 и ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец Николаев А.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 11.03.2015 (на основании приказа ФСИН России №422 от 13.06.2019 учреждение ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю переименовано в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю).
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2).
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3).
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации относится к числу таких законодательных актов, из положений части 2 статьи 10 которого следует, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (часть 1); осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (часть 4).
Определяя правила отбывания наказания осужденными к лишению свободы, статья 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает действие в исправительных учреждениях Правил внутреннего распорядка.
В соответствии с пунктом 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила) при осуществлении осужденными своих прав администрацией ИУ не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы осужденных.
Указанные Правила обязательны, в том числе для осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством (п.3).
Согласно пунктам 16 и 17 приведенных Правил осужденные обязаны, в том числе исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы, соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками; осужденным запрещается занавешивать и менять спальные места, а также без разрешения администрации ИУ находиться на спальных местах в не отведенное для сна время.
В соответствии с пунктом 20 указанных Правил в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
Согласно пункту 22 названных Правил распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение N 6) утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.
Приказом от 23.01.2020 №64/20 ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю и филиала ФГУП «ГПСУ» утверждены правила внутреннего распорядка и укреплении режимных требований исправительной колонии №15 на 2020 год (с изменениями, внесенными приказом №239/43 от 16.04.2020), в том числе распорядок дня, в котором предусмотрено время для физической зарядки.
Согласно распорядку дня осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, с 05 часов 35 минут до 05 часов 50 минут осужденные обязаны выполнять физическую зарядку, комплекс упражнений которых утвержден этим же приказом.
В соответствии с пунктом 3 примечания к указанному распорядку дня физическая зарядка проводится покамерно. Осужденные, освобожденные медицинскими работниками от выполнения физической зарядки, принимают участие в ней по желанию, перед этим поставив в известность медицинского работника и ДПНК, выполняя физические упражнения по возможности.
Также в указанном распорядке дня предусмотрено время для сна (в штрафном изоляторе – с 21:00 до 05:00), и время для уборки камер - с 09:00 до 11:00.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы, могут применяться меры взыскания, в числе которых: водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа на срок до шести месяцев (п.п. «в», «г» ч.1 ст.115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы определен статьей 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в силу которой, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья.
Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 4 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Правом налагать на осужденного взыскание, в том числе в виде водворения в штрафной изолятор и перевода в помещение камерного типа, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, наделен начальник исправительной колонии или лицо, его замещающее.
В судебном заседании установлено, что Николаев А.В., содержащийся в строгих условиях отбывания наказания, неоднократно допускал нарушения вышеуказанных Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, а именно:
- 31.12.2019 в период с 09:43 до 10:19 и с 10:20 до 10:30, 27.04.2020 в период с 18:03 до 18:20 часов в помещении отряда строгих условий отбывания наказания (день) не носил одежду установленного образца с нагрудным отличительным знаком, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 09.04.2020 в период времени с 06:08 до 06:19 и 11.04.2020 в период времени с 06:08 до 06.20 в помещении отряда строгих условий отбывания наказания (ночь) в неотведенное для сна время без разрешения администрации находился на спальном месте, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 13.04.2020 в 21:43 в помещении отряда строгих условий отбывания наказания (ночь) занавесил спальное место, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 30.04.2020 в период с 21:00 до 21:18, отбывая дисциплинарное наказание в штрафном изоляторе, не находился на спальном месте после команды «отбой» в отведенное для сна время, ходил по помещению, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 03.05.2020 в период с 09:00 до 11:00, отбывая дисциплинарное наказание в штрафном изоляторе, не приступил к уборке камеры согласно утвержденному графику, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 03.05.2020 в период с 20:47 до 21:00, отбывая дисциплинарное наказание в штрафном изоляторе, в неотведенное для сна время без разрешения администрации находился на спальном месте, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 16.05.2020 в период с 09:00 до 11:00, отбывая дисциплинарное наказание в штрафном изоляторе, не приступил к уборке камеры согласно утвержденному графику, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 18.05.2020 с 05:43 до 05.50, отбывая дисциплинарное наказание в штрафном изоляторе, не выполнял физическую зарядку, сидел за столом, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 19.05.2020 в период с 20:45 до 21:00, отбывая дисциплинарное наказание в штрафном изоляторе, в неотведенное для сна время без разрешения администрации находился на спальном месте, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 20.05.2020 в период с 09:00 до 11:00, отбывая дисциплинарное наказание в штрафном изоляторе, не приступил к уборке камеры согласно утвержденному графику, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 21.05.2020 с 05:42 до 05.50, отбывая дисциплинарное наказание в штрафном изоляторе, не выполнял физическую зарядку, сидел за столом, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял;
- 23.05.2020 в период с 20:47 до 21:00, отбывая дисциплинарное наказание в штрафном изоляторе, в неотведенное для сна время без разрешения администрации находился на спальном месте, требования сотрудников администрации исправительного учреждения об устранении нарушения не выполнял.
Факты и обстоятельства совершения Николаевым А.В. указанных нарушений подтверждаются рапортами операторов поста видеоконтроля ОБ ИК-15, рапортами дежурных по ШИЗО-ПКТ, инспекторов надзора ОБ ИК-15, актами проверки видеоматериалов по фактам нарушений, заключениями проверок по фактам нарушений, из выводов которых следует, что вина Николаева А.В. в допущенных нарушениях установлена, другими представленными административным ответчиком материалами по применению дисциплинарных взысканий (л.д.43-134, 147-210).
В связи с этим Николаев А.В. был подвергнут дисциплинарным взысканиям в виде: водворения в штрафной изолятор на срок 15 суток по постановлению от 03.01.2020; объявления выговора 17.04.2020; водворения в штрафной изолятор на срок 5 суток по постановлению от 30.04.2020 и на срок 15 суток по постановлению от 04.05.2020; перевода в помещение камерного типа сроком на 3 месяца по постановлению от 25.05.2020, что подтверждается копиями указанных постановлений начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, с которыми Николаев А.В. был ознакомлен.
При применении данных мер взыскания администрацией исправительного учреждения были учтены обстоятельства совершения перечисленных нарушений, личность Николаева А.В., его предыдущее поведение, отрицательные характеристики, наличие других действующих взысканий.
Медицинских противопоказаний к содержанию в штрафном изоляторе и помещении камерного типа у Николаева А.В. не выявлено исходя из медицинских заключений.
Поскольку данные виды взысканий предусмотрены статьей 115 Уголовно-исполнительного кодекс Российской Федерации и могут быть наложены за нарушение осужденным приведенных выше обязательных для исполнения предписаний Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правил, суд полагает применение указанных взысканий к Николаеву А.В. обоснованным и правомерным, соответствующим тяжести и характеру совершенных им нарушений.
Процедура наложения взысканий, предусмотренная статьей 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не нарушена.
В соответствии с частью 2 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации злостным может быть признано совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами "в", "г", "д" и "е" части первой статьи 115 и пунктом "б" статьи 136 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 116).
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания (ч. 4 ст. 116).
Постановлениями начальника исправительного учреждения от 18.03.2016 и 28.04.2018 Николаев А.В. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Исходя из того, что осужденный Николаев А.В. в течение года (2015-2016) четыре раза – 07.09.2015, 21.10.2015, 19.02.2016 и 18.03.2016 подвергался взысканиям в виде водворения в штрафной изолятор, он правомерно 18.03.2016 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Также на протяжении года (2017-2018) Николаев А.В. дважды подвергался дисциплинарным взысканиям - 26.07.2017 в виде водворения в штрафной изолятор и 228.04.2018 в виде перевода в помещение камерного типа, в связи с чем имелись законные основания для признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Оснований для признания незаконными этих постановлений не имеется.
Доводы Николаева А.В. о невиновности во внимание не принимаются, поскольку противоречат приведенным выше доказательствам, которые согласуются между собой, не противоречат иным материалам дела, являются относимыми и допустимыми, а в своей совокупности достаточными для вывода о правомерности примененных к административному истцу мерах дисциплинарного воздействия.
Утверждения Николаева А.В. в административном исковом заявлении о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания 25.05.2020 ничем не подтверждены, в материалах его личного дела таких сведений не имеется, административным истцом доказательств этому не представлено, а потому заявленные им в этой части требования являются необоснованными.
Согласно части 3 статьи 122 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.
С учетом того, что Николаев А.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, он обоснованно был переведен для дальнейшего отбывания наказания из обычных условий в строгие.
В силу ч. 3 ст. 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, определяющей условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима, осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.
В соответствии с пунктом 145 главы ХХII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 295 от 16.12.2016, запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. В дневное время осужденные находятся в помещениях, раздельных от спальных помещений.
Как следует из представленной административным ответчиком справки (л.д.36), запираемые помещения в отряде строгих условий отбывания наказания ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю оборудованы необходимым комплексом коммунально-бытовых объектов, соответствуют установленным требованиям.
Данных о несоответствии бытовых условий в указанных помещениях установленным нормам в судебном заседании не получено, оснований для выводов о нарушении уровня бытового обеспечения административного истца не имеется.
Доказательств обратного, то есть факта нарушения его прав, административным истцом не представлено.
Доводы административного истца о суровости режима в строгих условиях отбывания наказания во внимание не принимаются, поскольку не основаны на приведенных положениях закона.
Из представленных административным ответчиком документов (л.д.34,-35, 37-39, 40-42) видно, что административный истец Николаев А.В. ведет регулярную переписку как с различными органами власти, как за свой счет, так и за счет исправительного учреждения. При этом сведений о возврате каких-либо почтовых отправлений указанные документы не содержат, административным истцом доказательств этого суду не представлено.
При таком положении оснований для вывода о нарушении права Николаева А.В. на переписку со стороны администрации исправительного учреждения нет.
Пунктом 89 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что осужденным, находящимся в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при наличии исключительных личных обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела сведений о наличии таких обстоятельств у Николаева А.В. не установлено, а потому его требования в указанной части также являются необоснованными.
Учитывая, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий (бездействия), основания их совершения, административными ответчиками соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов Николаева А.В. в результате указанных действий (бездействия) административного ответчика, суд полагает, что заявленные административным истцом требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Кроме этого, согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом, административный истец обратился с административным исковым заявлением в суд 17.06.2020, что подтверждается отметкой администрации ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю на конверте и оттиском организации почтовой связи на нем.
Вместе с тем, оспариваемые Николаевым А.В. действия административного ответчика, такие как признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания 18.03.2016 и 28.04.2018, а также применение дисциплинарного взыскания от 03.01.2020, а также заявленные административным истцом события о возврате его корреспонденции 03.03.2020 и 04.03.2020, находятся за пределами установленного законом трехмесячного срока обращения Николаева А.В. в суд, при этом уважительных причин пропуска этого срока в судебном заседании не установлено.
Предыдущие обращения административного ответчика в суд к таким причинам отнесены быть не могут, поскольку его административные исковые заявления, как не соответствующие требованиям закона, были ему возвращены в связи с неустранением недостатков в установленный судом срок, который являлся достаточным.
В этой связи суд приходит к выводу о пропуске Николаевым А.В. без уважительных причин срока на обращение в суд по требованиям об оспаривании постановлений о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от 18.03.2016 и 28.04.2018, о применении дисциплинарного взыскания от 03.01.2020, о возврате его корреспонденции 03.03.2020 и 04.03.2020, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Николаева А.В. к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании дисциплинарных взысканий, постановлений о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, условий содержания и отправки корреспонденции – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Курунин
Мотивированное решение в окончательной форме
составлено 10.09.2020.