Дело № 2-1685/2020
УИД: 92RS0003-01-2020-002375-85
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания – Мальцевой И.И. с участием представителя истца Качмар Г.Г., представителя третьего лица ГУПС «Севтеплоэнерго» - Цеменко Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисовой Ларисы Адольфовны к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
23.06.2020 Денисова Л.А. обратилась в суд с данным иском, мотивируя следующим.
Денисова Л.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В 2015 году в соответствии с данными рабочей документации был установлен теплогенератор с открытой камерой сгорания – газовый двухконтурный котел. Проектирование выполнялось на основании технических условий, выданных ОАО «Севастополльгаз» от ДД.ММ.ГГГГ По квартире выполнена разводка системы отопления от котла. Приборы, подключенные к центральному отоплению (радиаторы), отключены и демонтированы, заизолированы стояки центрального отопления, нормативный температурный режим в помещении сохранен.
Просит сохранить указанную квартиру в переустроенном состоянии в виде изменения внутриквартирной системы отопления с централизованного теплоснабжения на индивидуальное (автономное) отопление от внутриквартирного источника тепловой энергии.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица ГУП г. Севастополя «Севтеплоэнерго» при разрешении спора полагался на усмотрение суда.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ является
собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
ОАО «Севастопольгаз» ДД.ММ.ГГГГ выданы технические условия на установку теплогенератора с закрытой камерой сгорания, взамен ранее установленного ВПГ по адресу: <адрес>.
Из акта обследования системы ЦО и ГВС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира отключена от сети ЦО путем демонтажа радиаторов. Транзитные стояки заизолированы. Акт составлен по факту отсутствия системы ЦО к квартире, альтернативный источник газовый котел.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года N 30-П).
Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
Переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, в связи с чем оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.
Статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос, в том числе, инженерных сетей, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировкой жилого помещения является изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство отопления квартиры с центрального на индивидуальное является переустройством, которое согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласование с компетентным органом отключение инженерных сетей отопления квартиры и установку двухконтурного газового котла в квартире истцом в установленном законом порядке получено не было, что привело к самовольному переустройству в квартире.
Основания к отказу в согласовании переустройства жилого помещения предусмотрены частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 вышеприведенной нормы отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственник жилого помещения в многоквартирном доме не вправе без разрешительных документов самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Следовательно, только решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения, выданное на основании представленных заявителем документов, в том числе проекта переустройства (пункт 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ), является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В соответствии со статьей 13 Закона города Севастополя от 15 мая 2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя», уполномоченные исполнительные органы государственной власти города Севастополя согласовывают переустройство и перепланировку жилых помещений и определяют порядок получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений пункты 10, 11).
До проведения работ по переустройству помещения решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства в Департаменте архитектуры и градостроительства г. Севастополя получено не было.
Порядок согласования проведения переустройства и перепланировки жилых помещений определен Постановлением Правительства города Севастополя от 19 ноября 2015 года №1074-ПП «Об утверждении требований к составу и содержанию разделов проектной документации переустройства и (или) перепланировки помещений на территории города Севастополя», в котором, в частности, пунктом 2.6 установлено, что проектная документация в части, касающейся перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, должна быть разработана с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно "Ведомственным строительным нормам. Правилам оценки физического износа жилых зданий", утвержденным приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы. Само слово "система" предполагает взаимосвязь и взаимозависимость элементов системы, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы.
Система центрального отопления не только греет воздух в жилом помещении, а также передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания), предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Жилое помещение, лишенное системы центрального отопления, утрачивает качественные квалифицирующие характеристики жилого помещения.
Согласно п. 35 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребителю запрещается самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное отопление хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Отопление каждого жилого помещения проектируется в условиях обеспечения во всем жилом доме метеорологических условий в пределах допустимых норм, предусмотренных п. 2.1 Приложения СНиП 2.04.05-91.
Такими образом, возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть предусмотрена схемой теплоснабжения и обусловлена соответствием источника тепловой энергии установленным законам требованиям.
В Определении от 17 ноября 2011 года N 1514-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и, таким образом, не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающая конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.
По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 октября 2014 года N 22588-ОД/04, система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно при переходе на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
Судом установлено, что техническая документация на весь дом (включающая внутридомовую систему отопления) не разрабатывалась, обстоятельства влияния на состояние общедомовых инженерных систем отопления по причине использования автономного внутриквартирного отопления в спорной квартире с применением газового котла не исследовались, доказательств того, что установка автономного отопления в квартире истца не влияет на гидравлический баланс системы отопления жилого дома, на перераспределение тепла в квартирах данного многоквартирного дома суду не предоставлено.
При допустимости в соответствии с действующими законодательством перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в случае наличия такой возможности в схеме теплоснабжения многоквартирного дома, доказательств тому, что схема теплоснабжения многоквартирного дома <адрес>, в составе которого находится спорная квартира, предусматривает индивидуальное отопление квартир, представлено не было.
ГУПС «Севтеплоэнерго» технические условия на отключение квартиры от централизованного теплоснабжения дома с переходом на автономный источник не выдавались, истцом рабочий проект по отключению квартиры от централизованной системы отопления дома разработан не был.
Таким образом, представленные в материалы дела проект на установку газоиспользующего оборудования для отопления и горячего водоснабжения не соответствуют требованиям законодательства, а в отсутствие вышеназванных документов произведенные в квартире работы нельзя признать соответствующими требованиям действующего законодательства.
Представленные истцом технические условия на установку теплогенератора с ЗКС, а также проведение работ по переустройству в соответствии с проектом, не могут гарантировать отсутствие отрицательного воздействия на систему отопления всего дома, учитывая, что проект на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома не разрабатывался.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований считать, что выполненное истцом переустройство инженерной системы отопления не нарушает прав и законных интересов граждан, и это не создает угрозу их жизни или здоровью, соответствует требованиям законодательства.
Передача газового оборудования на обслуживание специализированной организацией, само по себе не является безусловным основанием для удовлетворения иска. В данном случае, поскольку газовое оборудование представляет собой источник повышенной опасности, то контролирование его работы со стороны ПАО «Севастопольгаз» свидетельствуют об иных правоотношениях, находящихся за пределами рассматриваемого спора о законности его установки.
Часть 2 ст. 40 ЖК РФ устанавливает, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ст. 247 ГК РФ, п. 2, 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Доказательств того, что в результате переустройства системы отопления в квартире не произошло уменьшения размера общего имущества в доме, суду не представлено.
Напротив, несущие стены дома относятся к общему имуществу многоквартирного дома, выведение трубы воздухоотвода через наружную стену дома согласно приведенным выше нормам также требует согласия всех собственников помещений многоквартирного дома.
Однако протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии собственников помещений на вышеуказанные изменения общего имущества собственников многоквартирного дома истцом представлен не был.
Решений о реконструкции многоквартирного дома, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта в силу ст. 44 ЖК РФ собственниками многоквартирного дома на общем собрания собственников помещений в многоквартирном доме не принималось.
Судом не принимается во внимание экспертное исследование № 0906-20/01В от 08.06.2020 г. ООО «Центр оценки и экспертизы» ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда не обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно экспертному исследованию № 0906-20/01В от 08.06.2020 г. ООО «Центр оценки и экспертизы» выполненное переустройство (работы по установке автономного отопления и отключения от центрального отопления) <адрес> соответствует санитарным, противопожарным, строительным нормам и правилам и требованиям пожарной безопасности, а именно СП 282.1325800.2016 «Поквартирные системы теплоснабжения на базе индивидуальных газовых теплогенераторов». Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находятся в работоспособном состоянии, не приводят нарушению работоспособности и несущей способности конструкции, жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования, не угрожают жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что продукты горения газа выходят через трубу в наружной стене здания.
Согласно п.7.4 СП 282.1325800.2016 «Поквартирные системы теплоснабжения на базе индивидуальных газовых теплогенераторов» системы воздухоподачи и удаления продуктов сгорания теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания допускается проектировать по следующим схемам с учетом местных климатических условий:
- с коаксиальным (совмещенным) устройством воздухоподачи и удаления продуктов сгорания;
- раздельным устройством воздухоподачи и удаления продуктов сгорания встроенными или пристроенными коллективными воздуховодами и дымоходами;
- индивидуальным воздуховодом, обеспечивающим забор воздуха через стену и подачу его индивидуально к каждому теплогенератору, и удалением дымовых газов коллективным дымоходом.
Устройство дымоотводов с выбросом в атмосферу от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания не допускается.
Тому обстоятельству, что устройство дымоотвода с выбросом в атмосферу от каждого теплогенератора через фасадную стену многоэтажного жилого здания не допускается, специалистом при проведении экспертного исследования оценка не дана.
Согласно п. 5.6 СП 282.1325800.2016 «Поквартирные системы теплоснабжения на базе индивидуальных газовых теплогенераторов» при размещении теплогенераторов в помещениях следует учитывать требования инструкции по монтажу и эксплуатации предприятия-изготовителя теплогенератора. При этом объем помещений должен составлять не менее 15 м3.
Однако из материалов дела и экспертного исследования не усматривается площадь кухни, в которой установлен теплогенератор, в экспертном исследовании оценка соответствия площади помещения, в котором установлен котел, требованиям п. 5.6 СП 282.1325800.2016 не дана.
Согласно п. 5.9 СП 282.1325800.2016 «Поквартирные системы теплоснабжения на базе индивидуальных газовых теплогенераторов» установку настенных теплогенераторов в помещениях следует предусматривать: на стенах из негорючих (НГ) или слабогорючих (Г1) материалов; стенах из горючих материалов с покрытием негорючими (НГ) или слабогорючими (Г1) материалами (известковой штукатуркой толщиной не менее 10 мм, гипсовыми плитами или другими материалами соответствующей классификации по пожарной опасности).
Из представленного заключения не представляется возможным установить, из какого материалы выполнено настенное покрытие, и каким образом эксперт путем лишь визуального осмотра установил настенный материал.
В заключении экспертом не указано, каким пунктам СП 60.13330.2016 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003 соответствует вентиляция помещения кухни.
Согласно п. 10.1 СП 282.1325800.2016 «Поквартирные системы теплоснабжения на базе индивидуальных газовых теплогенераторов» для электроснабжения систем автоматики и управления работой теплогенератора должны быть предусмотрены: подвод электропитания напряжением 220 В от однофазной сети с заземлением (A; N; PE) и самостоятельной клеммой заземления, присоединяемой к контуру заземления здания.
Из представленного заключения не представляется возможным установить, является ли подвод электропитания напряжением 220 В от однофазной сети с заземлением (A; N; PE) и имеет ли самостоятельную клемму заземления, присоединённую к контуру заземления здания, и экспертом данные обстоятельства не установлены.
Кроме того, выводы эксперта не достаточно мотивированы.
Таким образом, на основании вышеизложенного экспертное исследование № 0906-20/01В от 08.06.2020 г. ООО «Центр оценки и экспертизы» не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства.
Каких-либо иных доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о возможности безопасного и соответствующего всем требованиями действующего законодательства перехода на индивидуальное отопление квартиры, истцом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Денисовой Ларисы Адольфовны к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 10 августа 2020 года.
Судья -