Дело № КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Калининский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Белоцерковской Л.В.
С участием прокуроров Аникиной В.О., Гордейчика А.С.
При секретаре Муштаковой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к <данные изъяты>, действующей также в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> <данные изъяты> о прекращении договора найма, о прекращении права пользования жилым помещением, о выселении без предоставления другого жилого помещения, о сдаче жилого помещения и передаче ключей, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально в суд с иском обратилось Министерство обороны Российской Федерации к <данные изъяты> о прекращении права пользования жилым помещением, о выселении без предоставления другого жилого помещения, о сдаче жилого помещения и передаче ключей, снятии с регистрационного учета, мотивировав свой иск тем, что на основании ордера от <данные изъяты> совместно с членами семьи было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено <данные изъяты> в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Вышеприведенное жилое помещение на основании решения исполнительного комитета <данные изъяты>, относится к государственной собственности, включено в число служебных и закреплено за Министерством обороны Российской Федерации. Согласно копии справки от <данные изъяты> №, <данные изъяты> уволен с военной службы, на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего (п. «в» ч.2 ст. 49 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> При этом право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания по линии Министерства обороны Российской Федерации ответчик не имеет. Поскольку в настоящее время, <данные изъяты> перестал проходить действительную военную службу и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации, ответчики подлежат выселению. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты>. направило уведомление об освобождении служебного жилого помещения, которое было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ было направлено повторное уведомление, которое было получено <данные изъяты>. Информации от компетентных органов о добровольной сдаче указанного жилого помещения, в установленном законом порядке, в адрес истца не поступало. По настоящее время в нарушение обязательства ответчики незаконно удерживают и проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> которое является собственностью Российской Федерации. Соответственно, ответчики подлежат выселению из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника - Российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилищным фондом, а также создает препятствие для исполнения предусмотренных законом обязательств по обеспечению других военнослужащих жилыми помещениями на период прохождения военной службы. Собственником жилого помещения, предоставленного ответчику для временного проживания, является Министерство обороны Российской Федерации. В соответствии с п.п. «к» п.14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> наниматель должен при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту займодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем истец просит суд возложить на ответчиков обязанность по сдаче жилого помещения установленным порядком представителю МО РФ – начальнику <данные изъяты> Ответчики, зарегистрированные в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> в случае вынесения решения о выселении, подлежат снятию с регистрационного учета по данному адресу. Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, оснований для применения исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имеется. Пользование ответчиками в отсутствие законных оснований жилым помещением Министерства обороны Российской Федерации нарушает право истца по своей воле и усмотрению распоряжаться указанным жилым помещением. Просит прекратить право пользования <данные изъяты> служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, выселить <данные изъяты>, <данные изъяты> из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, снять <данные изъяты> <данные изъяты>. с регистрационного учета из <данные изъяты>; обязать <данные изъяты> <данные изъяты> сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенным по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру - начальнику ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (л.д. 5-14).
В дальнейшем, истец – Министерство обороны Российской Федерации неоднократно уточнял исковые требования (л.д.96-101, 149-154) и просит прекратить договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> <данные изъяты> в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> прекратить право пользования <данные изъяты> служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, выселить <данные изъяты> из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> снять <данные изъяты> с регистрационного учета из <данные изъяты>; обязать <данные изъяты> сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенным по адресу: <данные изъяты>, по акту с передачей ключей и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру - начальнику ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Дополнительно в обоснование исковых требований представитель истца указал, что <данные изъяты> после увольнения с военной службы был обязан освободить служебное жилое помещение; действия <данные изъяты> в части сокрытия информации от специализированного жилищного органа Министерства обороны РФ об увольнении с военной службы при оформлении договора найма специализированного жилого помещения в 2010 году является недобросовестным.
В судебное заседание представитель истца Министерства обороны Российской Федерации не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании ответчик <данные изъяты> заявленные исковые требования не признал, ранее представил возражения (л.д.39-40) и дополнительно пояснил, что при предоставлении жилого помещения он не был поставлен в известность о включении жилого помещения в число служебных, при заключении договора найма служебного жилого помещения предложили отдать ордер и вместо него выдали договор, просит применить срок исковой давности.
Ответчик <данные изъяты> в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что проживает в жилом помещении с момента его предоставления, <данные изъяты> у нее родился сын – <данные изъяты> в брак вступила <данные изъяты>, от брака имеет дочь <данные изъяты> выезжал из спорного жилого помещения в <данные изъяты>, <данные изъяты> выезжал в г<данные изъяты>, с исковыми требованиями не согласна, так как не имеет другого жилого помещения, поддержала заявление <данные изъяты> о применении срока исковой давности.
В судебное заседание ответчики <данные изъяты>. не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного дела.
Представитель ответчика – <данные изъяты> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела, представил отзыв <данные изъяты> просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель третьего лица <данные изъяты> – <данные изъяты> действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год (л.д. 37), являющаяся также представителем <данные изъяты> на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год (л.д.38) заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, поддержала доводы отзыва (л.д.46-47).
Представитель третьего лица <данные изъяты> – <данные изъяты> действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГьгода сроком на один год поддержала заявленные исковые требования, ранее представлены письменные пояснения (л.д.65-67).
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу:
С <данные изъяты> вступил в действие Жилищный кодекс РФ, а Жилищный кодекс <данные изъяты> прекратил свое действие (ст.ст.1,2 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»), однако в соответствии со ст.5 Вводного закона, к жилищным правоотношениям, возникшим до введение в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.
В соответствии со ст. 101 ЖК <данные изъяты> служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе <данные изъяты> народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании ст. 105 ЖК <данные изъяты> порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством <данные изъяты> и другим законодательством Р.. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом М. Р..
Согласно п. 30 Приказа М. обороны С. от <данные изъяты> «О введении в действия Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» военные городки подразделяются на: казарменные, жилые, служебные, лечебные, производственные, складские и другие в зависимости от их целевого назначения. Под военным городком понимается располагаемый на одном земельном участке комплекс зданий и сооружений, имеющий определенное целевое назначение для размещения одной или нескольких воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны С.. Военные городки бывают открытые и закрытые. К закрытым военным городкам относятся: - военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков; - обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов; - военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения.
Право на получение от Министерства обороны С. жилой площади для себя и совместно проживающих членов семьи имеют: - генералы, адмиралы, офицеры и военнослужащие сверхсрочной службы, проходящие службу в воинских частях Советской Армии и Военно-Морском Флоте (п.100).
Лица, потерявшие связь с Министерством обороны С., подлежат переселению из закрытых военных городков:- генералы, адмиралы и офицеры, имеющие выслугу в Советской Армии и Военно-Морском Флоте 25 и более календарных лет, уволенные в запас или в отставку, - на жилую площадь Министерства обороны С.; - все остальные лица, потерявшие связь с Советской Армией и Военно-Морским Флотом, - исполкомами местных Советов депутатов трудящихся на свой жилой фонд. Лица, отказавшиеся от переселения из закрытых военных городков на предоставленную им другую равноценную жилую площадь, выселяются в установленном законом порядке (п.106).
Приказом М. обороны С. от <данные изъяты> N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, состоящие на действительной военной службе, и совместно проживающие с ними члены семьи (супруги, дети, родители, а также и другие лица, состоящие на иждивении военнослужащих) обеспечиваются жилой площадью по месту службы военнослужащего за счет жилого фонда Министерства обороны С., за исключением случаев, изложенных в статьях 4 - 6 настоящего Положения (пункт 1).
В целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии согласно Положению о жилищных комиссиях (приложение N 1 к настоящему Положению) (пункт 19).
В закрытых военных городках командирам рот, батальонов, полков, бригад, дивизий, корпусов и командующим армиями и им равных командирам подразделений, воинских частей, соединений и объединений всех родов войск и видов Вооруженных Сил может предоставляться служебно-должностная жилая площадь. При переводе к новому месту службы служебно-должностная площадь должна быть освобождена (п.13).
Распределение жилой площади между военнослужащими рассматривается жилищной комиссией воинской части, согласовывается с заместителем командира воинской части по политической части и утверждается командиром (пункт 22).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны С. производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
В судебном заседании установлено, что согласно Перечню имеющих жилищный фонд <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты>. Новосибирска был отнесен к закрытым военным городкам, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты> <данные изъяты>, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, жилой военный городок войсковой части <данные изъяты> границах <данные изъяты> был закрытым военным городком Министерства обороны Российской Федерации на момент предоставления спорного жилого помещения ответчикам по 2011 года и имел систему пропусков, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле.
Федеральное недвижимое имущество согласно акту закрепления было закреплено за <данные изъяты> на праве оперативного управления, в том числе и жилой дом <данные изъяты>, что подтверждается распоряжением <данные изъяты> по <данные изъяты> от <данные изъяты> "О закреплении федерального имущества за войсковой частью <данные изъяты> актом закрепления государственного имущества за государственным учреждением «Войсковая часть <данные изъяты>» на праве оперативного управления.
Приказом М. обороны Российской Федерации от <данные изъяты> право оперативного управления недвижимым имуществом <данные изъяты>» (войсковая <данные изъяты> прекращено и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
На основании передаточного акта <данные изъяты> «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования <данные изъяты> <данные изъяты> приняло, а <данные изъяты>» передало имущество, а также все права и обязанности в отношении имущества, указанного в перечне; права и обязанности на имущество, передаваемое по настоящему акту, переходят к <данные изъяты> со дня подписания передаточного акта, в том числе и <данные изъяты>
Согласно решения исполнительного комитета <данные изъяты> от <данные изъяты> включена в число служебных жилых помещений (л.д.18-20).
Таким образом, юридические признаки служебного жилого помещения: назначение помещения; заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими РА); нахождение помещения вблизи войсковой части, в закрытом военном городке; включение помещения в число служебных соответствующим органом, соблюдены и спорная <данные изъяты>
В силу п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92–98 ЖК РФ.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Кроме того, как следует из п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Р.» (данное Постановление Пленума утратило силу в связи с Постановлением Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Пленума ВС РФ») … помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда … считаются служебными со времени вынесения решения местной администрацией о включении их в число служебных.
<данные изъяты> (л.д. 16-17).
То обстоятельство что выданный <данные изъяты>. ордер не содержит отметок о том, что спорная квартира является служебной, по мнению суда не свидетельствует о проживании на условиях социального найма, так как с ответчиками не был заключен договор социального найма (договор найма) в силу ст.ст.50-51 ЖК Р., а оформление ордера с нарушением правил составления при его выдаче, не является основанием для исключения жилого помещения из числа служебных.
Кроме того, предоставление жилых помещений военнослужащим осуществлялось <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
Так, согласно п. 2 Постановления Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами <данные изъяты> С., руководством органов и командованием воинских частей <данные изъяты> на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади. Выдача ордеров на живые помещения в военных городках, не перечисленных в пункте 1 настоящего <данные изъяты>
Учитывая то обстоятельство, что ответчикам жилое помещение было предоставлено на основании ордера, выданного войсковой частью <данные изъяты>, следовательно, жилое помещение действительно находилось в закрытом военном городке.
Как следует из выписки из домовой книги (л.д. 22) в <данные изъяты> зарегистрированы по месту жительства <данные изъяты>
На спорную квартиру открыт лицевой счет (л.д. 23).
В соответствии со ст. 106 ЖК Р., действовавшей в период вселения в данную квартиру, составление договора найма служебного жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> А.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения № государственного жилищного фонда, относящегося к <данные изъяты>л.д.41-45), из которого следует, что данный договор заключен на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
То обстоятельство, что <данные изъяты> работником которой ответчик не являлся, не свидетельствует об изменении статуса жилого помещения и неправомерности действий должностных лиц, при этом истцами не оспаривается правомерность предоставления жилого помещения в пользование.
Суд также отмечает и то обстоятельство, что нарушение порядка предоставления служебного жилого помещения не является основанием для признания права пользования за ответчиками на условиях договора социального найма, а лишь может служить основанием для признания договора найма специализированного жилого помещения недействительным либо незаключенным.
Положения ст.94 ЖК Р. к возникшим правоотношениям не применены, так как <данные изъяты> не был уволен с действительной военной службы в запас либо отставку в связи с выслугой лет 20 и более либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, при этом данная норма права распространялась на правоотношения по пользованию жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда, а не на отношения по пользованию служебным жилым помещением.
<данные изъяты> включена в число служебных, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, нарушений установленного порядка включения жилого помещения в число служебных, не установлено, а у суда отсутствуют правовые основания для изменения статуса жилого помещения, так как действующим жилищным законодательством предусмотрено, что это является правомочием жилищных органов, которые осуществляют управление этим фондом.
Также в случае прекращения договора найма специализированного жилого помещения без исключения жилого помещения из числа служебного жилого помещения, по мнению суда, оно не может быть предоставлено по договору социального найма, так как в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования (совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов), специализированный жилищный фонд (совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов) (ст.19 ЖК РФ), при этом суд отмечает и то обстоятельство, что как ст. 33 ЖК Р., так и ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет.
В судебном заседании в силу ст. 56 ГПК РФ не было представлено доказательств тому обстоятельству, что ответчикам спорное жилое помещение было предоставлено на условиях договора социального найма, о том, что ответчики состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях на момент предоставления спорного жилого помещения, и имели право на получение жилого помещения на условиях социального найма, а сам факт длительного проживания в квартире не изменяет статус жилого помещения.
Кроме того, решение о включении <данные изъяты> было принято <данные изъяты>, а ордер, дающий право на вселение в спорное жилое помещение, был выдан <данные изъяты>, в связи с чем решение исполнительного комитета <данные изъяты> народных депутатов г. <данные изъяты> не может носить формальный характер.
Согласно ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» усматривается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Как следует из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
По мнению суда, исключение жилого помещения из числа служебных в силу изложенных выше норм права является правом органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, а не обязанностью, что нашло свое подтверждение и в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой видно, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 106 ЖК Р. с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
В силу ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
В силу ст. 107 ЖК Р. рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии со ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
На основании ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается ранее перечисленными доказательствами по делу <данные изъяты> является федеральной собственностью и на основании договора найма служебного жилого помещения была предоставлена <данные изъяты>
После предоставления ордера ответчики вселились в спорное жилое помещение,
Судом установлено, что <данные изъяты> (за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего) на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> (л.д. 25).
Из выписки из послужного списка в отношении <данные изъяты> (л.д.20).
Тот факт, что <данные изъяты> между <данные изъяты> <данные изъяты> заключен договор найма служебного жилого помещения <данные изъяты> государственного жилищного фонда, <данные изъяты> не свидетельствует о возникновении новых правоотношений по пользованию жилым помещением в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку данный договор был заключен на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, и следовательно данный договор является прекращенным в связи с увольнением ответчика <данные изъяты>. с военной службы.
Как следует из ст. 13 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса Р..
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрена обязанность сторон представить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств по данному делу является выяснение наличия или отсутствия условий, предусмотренных статьей 13 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", при которых мог быть решен вопрос о возможности или невозможности выселения ответчиков из занимаемого спорного жилого помещения без предоставления иного жилья.
Ответчиками не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что они в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или наличие у последних права состоять на данном учете.
Согласно ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Действительно, ст. 108 ЖК Р. устанавливала льготы для определенных категорий граждан при выселении из служебного жилого помещения. Статья 103 ЖК РФ значительно сократила перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ, ст. 5 Федерального закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» следует, что в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным ст.108 ЖК Р., то оно сохраняется и после введения в действие ЖК РФ; если же лицо до ДД.ММ.ГГГГ не приобрело право на льготы, предусмотренные ст.108 ЖК Р., то на него положения этой статьи не распространяются.
В соответствии со ст. 108 ЖК Р., ст. 103 ЖК РФ, которые содержат перечень категорий лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения, ответчики не относятся к перечисленным в данных нормах права категориям лиц.
Согласно п.п. 6, 12 ст.108 ЖК Р. без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставившим служебное жилое помещение не менее десяти лет, кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Судом установлено, что <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> был заключен брак, после заключения которого жене была присвоена фамилия – Белых (л.д.110).
Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ ответчик Белых Т.А. являлась одиноким лицом, проживающим с несовершеннолетним ребенком – М.А.
Кроме того, суд отмечает то обстоятельство, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчики не имели гарантий, предусмотренных п.6 ст.108 ЖК Р., так как спорное жилое помещение было предоставлено А.В. в связи с прохождением им военной службы, с которой он был уволен ДД.ММ.ГГГГ, не имея срока службы в учреждении, предоставившем жилое помещение, более 10 лет.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 ЖК Р." внесены изменения в п. 6 ч. 1 ст. 108 ЖК Р., исключившие лиц, проживающих в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ, из числа тех, кто не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до ДД.ММ.ГГГГ (дата введения в действие Жилищного кодекса РФ), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса Р.; б) такой статус эти лица должны были приобрести до ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ в отношении лиц, проживавших в жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ); в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Ответчиками в силу ст.56 ГПК РФ не предоставлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что они состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях либо имеют право состоять на таком учете, несмотря на то обстоятельство, что судом неоднократно было предложено представить данные доказательства.
Уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений о правах на недвижимое имущество в отношении <данные изъяты> (л.д.112-114) не свидетельствуют о том, что ответчики имеют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, так как данная информация предоставлена Управлением Росреестра по НСО за период с <данные изъяты>
Таким образом, ответчикам было необходимо предоставить информацию об отсутствии у них прав на жилые помещения за период до 1999 года, а также в иных субъектах Российской Федерации, так как согласно выписки из домовой книги (л.д.22) усматривается, что <данные изъяты> в спорном жилом помещении, выезжал в <данные изъяты> не предоставлены сведения об отсутствии прав на жилые помещения до вступления в брак, то есть по фамилии Склбюева Т.А.
Данные выводы суда подтверждаются и ответом на запрос администрации <адрес> (л.д.180-182), при этом из заявления, подданного А.В. о признании малоимущим, (л.д. 182) следует, что состав семьи <данные изъяты>., что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства и ответчиком <данные изъяты> которая также в судебном заседании пояснила, что ответчики проживают в спорном жилом помещении одной семьей.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается ранее перечисленными доказательствами по делу <данные изъяты> является федеральной собственностью и на основании договора найма служебного жилого помещения была предоставлена военнослужащему <данные изъяты> связи с прохождением им военной службы.
Ответчики <данные изъяты> были вселены в спорное жилое помещение в качестве членов семьи А.В., следовательно, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, права членов семьи производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение.
Таким образом, суд, приходит к выводу о том, что у ответчиков прекращено право пользования <данные изъяты>, в связи с чем, на основании вышеуказанных норм материального права ответчики подлежат выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства из <данные изъяты> ответчиков.
В соответствии с п.п. «к» п.14 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан: при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации о передаче ответчиками квартиры по адресу: <данные изъяты> по акту сдачи жилого помещения с передачей ключей от квартиры и документов, подтверждающих закрытие лицевого счета в установленном законом порядке, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявление ответчиков <данные изъяты> о применении срока исковой давности, по мнению суда, удовлетворению не подлежит, так как истцом заявлено требование к ответчикам о прекращении договора найма служебного жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением и выселении, передаче жилого помещения, а согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ), судом же установлено, что истец обратился в суд с иском к ответчикам о прекращении права пользования жилым помещением, о выселении без предоставления другого жилого помещения, о сдаче жилого помещения и передаче ключей.
Вместе с тем, суд отмечает и то обстоятельство, что уведомление об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации было получено ответчиком <данные изъяты>л.д.28-30), что свидетельствует о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Кроме того, исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, предусмотренным статьей 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на данные правоотношения, а жилищные правоотношения носят длящийся характер и оснований для исчисления срока исковой давности не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к <данные изъяты>, действующей также в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> о прекращении договора найма, о прекращении права пользования жилым помещением, о выселении без предоставления другого жилого помещения, о сдаче жилого помещения и передаче ключей, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать прекращенным договор найма служебного жилого помещения № государственного жилищного фонда, относящегося к Министерству обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <данные изъяты>
Признать <данные изъяты>
Выселить <данные изъяты> без предоставления другого жилого помещения.
Обязать <данные изъяты> по акту сдачи жилого помещения с передачей ключей от квартиры и документов, подтверждающих закрытие лицевого счета в установленном законом порядке.
Решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <данные изъяты>.
Судья: (подпись) Белоцерковская Л.В.
Решение суда изготовлено в окончательном виде <данные изъяты>.
Подлинник решения суда находится в материалах гражданского дела <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
Решение суда не вступило в законную силу «___» ________________________2019г.
Судья: Белоцерковская Л.В.
Секретарь: Муштакова И.В.