Дело № 2-2248/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
13 декабря 2017 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Саенко Е.П.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Анакина С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Орска, действующего в интересах Моисеев В.П., к администрации <адрес> об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации – <адрес>, выделенных на эти цели,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г.Орска, действуя в интересах Моисеева В.П., обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных на эти цели. В обоснование иска указал, что Моисенв В.П. является лицом из числа детей-сирот и признан нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако до настоящего времени администрацией города жилое помещение Моисееву В.П. не предоставлено, что и послужило основанием для обращения в суд с иском.
Помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Анакин С.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дав объяснения, аналогичные доводам иска.
Истец Моисеев В.П. в судебное заседание не явился. Судом предпринимались меры к надлежащему извещению Моиссева В.П. о месте и времени рассмотрения дела, однако от получения судебного извещения истец уклонился, в связи с чем, в соответствии со ст. 117 ГПК РФ признает извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве на исковое заявление возражает в удовлетворении иска. Ссылается на установленный с 01 января 2013 года порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц, предусматривающий, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Жилое помещение предоставляется в порядке, установленном законодательством РФ. Полагает, что решение суда не должно предоставлять истцу КЮО преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным ранее в порядке очередности в соответствующий список. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт невозможности проживания Моисеева В.П. в жилом помещении по адресу: <адрес> Также представитель администрации <адрес> просит в случае удовлетворения требований иска отсрочить предоставление жилого помещения на срок до 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, <адрес>, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Анакина С.Ю., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.
В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).
В силу ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ (в редакции от 27 февраля 2013 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> Моисеева В.П. приходится МГЕ, которая решением <данные изъяты> от 06 апреля 2006 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына, сведения об <данные изъяты> Моисеева В.П. в актовую запись о рождении внесены со слов <данные изъяты>.
Постановлением администрации <адрес> от 07 июня 2010 года №-п в отношении несовершеннолетнего Моисеева В.П. установлена опека, опекуном назначена МВЮ
Согласно аттестату об основном общем образовании Моисеев В.П. в 2014 году окончил МОАУ «<данные изъяты>».
В соответствии со справкой ГАПОУ «<данные изъяты>» Моисеев В.П. отчислен из техникума по личному заявлению опекуна МВЮ и Моисеева В.П., что подтверждается приказом «Об отчислении» № «К» от 01 октября 2015 года.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от 25 июля 2014 года Моисеева В.П. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с присвоением порядкового номера 245.
По сведениям ГУП <адрес> «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, Моисеев В.П. не имеет недвижимого имущества, находящегося у него в собственности.
Согласно справке Управления образования администрации <адрес> Моисеев В.П. закрепленной жилой площади в <адрес> также не имеет.
Как следует из пояснений помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Анакина С.Ю. с момента приобретения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, с 03 сентября 2009 года по 16 июня 2010 года находился в ГОУ «Детский дом-школа <адрес>» на полном государственном обеспечении.
В настоящее время истец Моисеев В.П. зарегистрирован и сохранил право пользования жилым помещением по <адрес> (апелляционное определение Оренбургского областного суда от 28 июня 2017 года), собственник которого является КНА
Между тем, в указанном жилом помещении зарегистрированы 4 человека, а именно Моиссеев В.П., а также собственник КНА и члены ее семьи КВЮ, ККЮ, что подтверждается справкой ООО «<данные изъяты>». Согласно техническим характеристикам площадь указанного жилого помещения составляется 28, 8 кв.м.
С учетом количества лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо составляет 7,2 кв.м., что меньше учетной нормы площади жилого помещения, равной 12 кв. метрам, установленной решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27 апреля 2005 года N 547 "Об утверждении размера нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Орске" (п.4 ч.4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года).
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что проживание Моисеева В.П. в жилом помещении по <адрес> невозможно. Это противоречит интересам истца, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Наличие общей площади жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, в соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, Моисеев В.П., относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил образовательное учреждение, на момент достижения 18-тилетнего возраста не обеспечен жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, до 01 января 2013 года Моисеев В.П. не реализовал право на получение жилого помещения, поэтому он в силу указанных положений закона имеет право на предоставлениеблагоустроенногожилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Основания для лишения Моисеева В.П. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, отсутствуют.
В силу статьи 5 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 октября 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанным изменениям законодательства на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц принят нормативно-правовой акт регионального значения, способствующий реализации положений федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ (в редакции от 27 февраля 2013 года) «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год (статья 6 названного Закона).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
При этом не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований наличие или отсутствие других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, в частности от выделенных денежных средств из областного бюджета, поскольку имеются законные основания для принудительного восстановления прав и интересов Моисеева В.П., не обеспеченного на момент рассмотрения дела жилым помещением.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию <адрес> обязанности предоставить Моисееву В.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2017 ░░░░