Дело № 2-565/2014
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 декабря 2014 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Першиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Худяковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гнездиловой С.В. о признании постановления главы администрации муниципального образования «Карпогорское» №*** от ДД.ММ.ГГГГ недействующим полностью со дня его принятия,
у с т а н о в и л:
Гнездилова С.В. обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование указав, что она замещала должность специалиста 1 категории (юриста) в администрации МО «Карпогорское». Указанная должность постановлением главы администрации муниципального образования «Карпогорское» №*** от ДД.ММ.ГГГГ включена в Перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, а также сведения о доходах, расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В связи с этим в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» она в течение двух лет после увольнения с данной должности имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Считает, что данное постановление принято с нарушением норм действующего законодательства, нарушает её гражданские, трудовые и конституционные права. В частности, считает, что глава администрации МО «Карпогорское» не уполномочен утверждать данный Перечень, а должность специалиста 1 категории (юриста) не предусматривает выполнение функций, при исполнении которых возможны коррупционные риски. В связи с чем просит признать оспариваемое постановление недействующим полностью со дня его принятия.
Заявитель Гнездилова С.В. и представитель заинтересованного лица администрации МО «Карпогорское» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело без их участия.
Помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Комаров К.С., указал, что оспариваемое постановление главы администрации МО «Карпогорское» принято в пределах его полномочий, при этом просил производство по делу прекратить, поскольку постановление не опубликовано и не обнародовано в установленном порядке, следовательно, не применяется и не нарушает прав заявителя.
Исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. ст. 3 и 56 ГПК РФ всякое заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов и обязано доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований.
В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
При этом обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на лиц, которые приняли оспариваемое решение (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).
Постановлением главы администрации муниципального образования «Карпогорское» №*** от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Не согласившись с указанным постановлением, считая его принятым с нарушением норм действующего законодательства, нарушающим её гражданские, трудовые и конституционные права, Гнездилова С.В. обратилась в суд с заявлением о признании его не действующим со дня принятия.
Обращаясь с данным заявлением, Гнездилова С.В. указала, что должность специалист 1 категории (юрист) не предусматривает выполнение функций, при исполнении которых возможны коррупционные риски. Также считает, что постановление утверждено не уполномоченным органом. Оспариваемое постановление порождает для нее обязанности уведомлять работодателя о ранее замещаемой должности муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения она имеет право замещать должности в других организациях или выполнять работы в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, а организации, принявшие ее на работу, обязаны уведомлять администрацию МО «Карпогорское» о приеме на работу. В настоящий момент прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «...» за неуведомление администрации о приеме ее на работу.
Между тем, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление не нарушает чьих-либо прав, в том числе Гнездиловой С.В.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В силу ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Исходя из ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Карпогорское», органами местного самоуправления Карпогорского муниципального образования являются: Совет депутатов Карпогорского муниципального образования – представительный орган муниципального образования «Карпогорское»; глава муниципального образования; администрация Карпогорского муниципального образования – местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования «Карпогорское»; контрольно-счетная палата Карпогорского муниципального образования - контрольно – счетный орган муниципального образования «Карпогорское».
В соответствии с п. 3 ст. 5 Устава правом издавать (принимать) муниципальные нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальном образовании «Карпогорское» наделяются: Совет депутатов муниципального образования «Карпогорское» – в форме решений; глава Карпогорского сельского поселения – в форме постановлений главы Карпогорского сельского поселения и постановлений администрации Карпогорского сельского поселения.
Согласно п. 3.2. ст. 5 Устава глава муниципального образования «Карпогорское» в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Архангельской области, уставом муниципального образования «Карпогорское», решениями Совета депутатов муниципального образования «Карпогорское», издает постановления администрации муниципального образования «Карпогорское» по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Архангельской области. Глава муниципального образования «Карпогорское» издает постановления главы муниципального образования «Карпогорское» по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования «Карпогорское» в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.
В силу п. 37 ч. 1 ст. 7 Устава к вопросам местного значения Карпогорского муниципального образования относится, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах Карпогорского муниципального образования.
Таким образом, глава муниципального образования «Карпогорское» в пределах своих полномочий при осуществлении мер по противодействию коррупции в границах Карпогорского муниципального образования был вправе издать оспариваемое постановление, в связи с чем довод заявителя об обратном суд признает необоснованным.
В то же время, в соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Как следует из пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации", который вступил в силу с 10 ноября 2011 года, внесены изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 20.12.1991 N 2124-1 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Таким образом, к периодическим средствам массовой информации, в которых могут быть опубликованы нормативные правовые акты, помимо ранее установленного периодического печатного издания, также отнесены сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма и радиопрограмма.
Однако как следует из сообщений администрации МО «Карпогорское», оспариваемое постановление главы администрации муниципального образования «Карпогорское» №*** от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке не опубликовывалось и не обнародовалось, в том числе на стендах в общедоступных местах на территории МО «Карпогорское».
Собственного официального сайта администрацияи МО «Карпогорское» не имеет, вся необходимая информация размещается на официальном сайте администрации МО «Пинежский муниципальный район», по сообщению которой оспариваемое постановление на сайте также не размещалось.
При таких обстоятельствах постановление главы администрации муниципального образования «Карпогорское» №*** от ДД.ММ.ГГГГ, как не опубликованное и не обнародованное в установленном порядке, не применяется, следовательно, не нарушает чьих-либо прав, в том числе заявителя Гнездиловой С.В.
В силу абз. 1 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 этого Кодекса.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 220, 224 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
производство по гражданскому делу по заявлению Гнездиловой С.В. о признании постановления главы администрации муниципального образования «Карпогорское» №*** от ДД.ММ.ГГГГ недействующим полностью со дня его принятия прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение пятнадцати дней со дня принятия судом определения путем подачи жалобы через районный суд.
Судья Е. А. Першина