Дело №2а-1019/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2019 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Зайцевой Ю.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в собственности у административного ответчика находятся следующие объекты недвижимого имущества:
- иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес> кадастровый номер объекта: №;
- гараж, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер объекта: №;
- иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес> кадастровый номер объекта: №.
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать со ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 25557 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 12 рублей 78 копеек.
В установленный судом срок от административного ответчика ФИО1 ходатайств, возражений на административный иск, не поступило.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» плательщиками налога на имущество являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 2 указанного закона положениями НК РФ, объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Согласно ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанные исчисления производятся на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. В данном случае сведения о наличии у ФИО1 в собственности недвижимого имущества предоставлены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Как установлено положениями налогового законодательства, а также Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц на территории Старооскольского городского округа», налог на имущество физических лиц уплачивается в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 409 НК РФ).
Административный ответчик допустил просрочку исполнения обязанности по уплате имущественных налогов, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ, ему выставлены к оплате начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 12 рублей 78 копеек.
В соответствии со ст. ст. 69,70 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ст. 31 НК РФ, МИФНС России № по <адрес> в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц за 2015,2016 год со сроком уплаты до 16.02.2018.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц административным ответчиком не была исполнена, в связи с чем ему было направлено требование №.
Как следует из требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 числится общая задолженность в сумме 25569,78 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 25557 руб., срок исполнения установлен до 09.04.2018 года.
В установленный срок ФИО1 требование не исполнено, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье судебного участка № г. ФИО1 <адрес> с заявлением о вынесении в отношении него судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № г. ФИО1 <адрес> был вынесен судебный приказ № о взыскании со ФИО1 недоимки и пени по налогам на имущество физических лиц в сумме 25569 рублей 78 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № г. ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями ФИО1 относительно его исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные требования установлены п. 2 ст. 48 НК РФ – срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В то же время, согласно п.3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок предъявления административным истцом данного искового заявления не позднее – 18.01.2019 (определение об отмене судебного приказа – 18.07.2018).
Настоящее исковое заявление подано в Старооскольский городской суд 28.01.2019 за Вх.№№.
Ссылки на указанные нормы закона имеются и в рассматриваемом административном исковом заявлении МИФНС России № по <адрес>, однако ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено.
В силу ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Суд приходит к выводу о том, что срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен административным истцом без уважительных причин.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из норм, предусмотренных пунктом 5 статьи 180 КАС РФ, пропуск процессуального срока административным истцом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Ходатайство административным истцом о восстановлении пропущенного срока не заявлено. Налоговый орган не был лишен возможности своевременно принять меры к принудительному взысканию задолженности и обратиться в суд. Доказательств, подтверждающих уважительность причин, объективно препятствующих реализации предоставленных законодательством полномочий, направленных на поступление в бюджет соответствующих сумм налога на имущество физических лиц и пени административным истцом суду не представлено.
При этом, суд учитывает, что Межрайонная ИФНС России № по <адрес> является профессиональным участником налоговых правоотношений, в силу чего должна знать и соблюдать процессуальные правила и сроки обращения в суд.
На основании вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 25557 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 12 рублей 78 копеек, подлежат отклонению в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░