Решение по делу № 2-631/2015 от 27.05.2015

Гражданское дело № 2- 631/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2015 года                     п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Набережневой Н.В.,

при секретаре Т.,

с участием помощника прокурора *** Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора *** о признании отдельных положений Устава муниципального образования сельского поселения «Единенское» противоречащими федеральному законодательству,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оловяннинского района обратился в Оловяннинский районный суд с настоящим заявлением, в обоснование указав следующее.

В ходе проведения прокурорской проверки в рамках осуществления надзора за законностью муниципальных правовых актов законности Устава муниципального образования сельское поселение «Единенское» (далее – Устав), в результате которой установлено, что отдельные положения Устава противоречат федеральному законодательству, а именно: ст. 8 Устава не содержит положений, установленных пп. 12, 13, 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее по тексту Закон № 131-ФЗ); п. 8 ч. 1 ст. 9 Устава противоречит ч. 8.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ; п. 3 ч. 3 ст. 19 Устава противоречит п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона № 131-ФЗ; Часть 4 ст. 21 Устава противоречит ч. 4 ст. 31 Закона №131-ФЗ; п. 1 ч. 7 ст. 29 Устава противоречит п. 2 ч. 7 ст. 40 Закона № 131-ФЗ; статья 25 противоречит требованиям Закона № 131-ФЗ в той части, в которой в нем не указаны способы избрания главы поселения; не предусмотрено положение ч. 1 ст. 48 Закона № 131-ФЗ; часть 4 ст. 48 Устава противоречит Закону № 131-ФЗ в той мере, в которой не предусмотрено право главы муниципального образования обжаловать решение представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку.

В связи с чем, просит о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления в законную силу судебного решения перечисленных в заявлении положений Устава муниципального образования сельское поселение «Единенское» положениям Федерального закона № 131-ФЗ от дата «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Определением суда от 18.06.2015г. прекращено производство в части признания противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления в законную силу судебного решения ч. 2 ст. 25 Устава муниципального образования сельского поселение «Единенское» положениям Федерального закона № 131-ФЗ от дата «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Ж. исковые требования поддержала в полном объеме, просила признать отдельные положения Устава муниципального образования сельского поселения «Единенское» противоречащими федеральному законодательству.

Представитель администрации сельского поселения «Единенское» и Совета сельского поселения «Единенское» К. в судебном заседании участия не принимала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с требованиями прокурора согласна, о чем представила заявление.

Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Согласно п. 4 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.

Исходя из положений п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и ст. 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Устав поселения принят решением Совета сельского поселения «Единенское» от 25.08.2014, обнародован на специально оборудованном стенде администрации сельского поселения «Единенское», зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по *** дата.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Закона № 131-ФЗ к правам органов местного самоуправления поселения относится создание условия для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством. Согласно п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Закона № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от дата № 64-ФЗ) к правам органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений относится и осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Однако ст. 8 Устава не содержит положений, установленных пп. 12, 13, 14 ч. 1 ст. 14.1 Закона № 131-ФЗ.

Согласно ч. 8.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от дата № 64-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится и организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе.

В п.8 ч.1 ст. 9 Устава значится организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений

Таким образом, п. 8 ч. 1 ст. 9 Устава противоречит ч. 8.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от дата № 171-ФЗ) на публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 19 Устава на публичные слушания выносятся проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Таким образом, п. 3 ч. 3 ст. 19 Устава противоречит п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона № 131-ФЗ.

Федеральным законом РФ от дата № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ч. 4 ст. 31 Закона № 131-ФЗ изложена в следующей редакции: «порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ».

В ч. 4 ст. 21 Устава указано о порядке назначения и проведения опроса граждан определяется нормативными правовыми актами Совета сельского поселения «Единенское», что противоречит ч. 4 ст. 31 Закона №131-ФЗ.

Федеральным законом РФ от дата № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия коррупции» п. 1 ч. 7 ст. 40 Закона № 131-ФЗ утратил силу, при этом п. 2 ч. 7 ст. 40 Закона № 131-ФЗ изложен в следующей редакции: «заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации».

П.1 ч.7 ст. 29 Устава – заниматься предпринимательской деятельностью.

Таким образом, п. 1 ч. 7 ст. 29 Устава противоречит п. 2 ч. 7 ст. 40 Закона № 131-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона № 131-ФЗ действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.

Уставом указанное положение не предусмотрено.

Согласно ч. 17 ст. 74. 1 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.

Часть 4 ст. 48 Устава противоречит Закону № 131-ФЗ в той мере, в которой не предусмотрено право главы муниципального образования обжаловать решение представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку.

Согласно ч. 2 ст. 43 Закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Учитывая вышеизложенное, нормы материального права, суд приходит к выводу, что заявление прокурора обоснованное и подлежащее удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора *** удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления в законную силу судебного решения п. 8 ч. 1 ст. 9, ч. 4 ст. 21, п. 1 ч. 7 ст. 29 Устава муниципального образования сельское поселение «Единенское» положениям Федерального закона № 131-ФЗ от дата «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Признать противоречащим Федеральному закону от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не действующим с момента вступления в законную силу судебного решения п. 3 ч. 3 ст. 19 Устава сельского поселения «Единенское» в той мере, в которой в нем не конкретизировано, что на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Признать противоречащими Федеральному закону от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не действующими с момента вступления в законную силу судебного решения:

ч. 1 ст. 8 Устава в той мере, в которой в нем к правам органов местного самоуправления поселения, не отнесенных к вопросам местного значения, не отнесено осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения, проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, а также предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством,

ч. 1 ст. 38 Устава в той мере, в которой не установлено такое основание приостановления действия муниципального правового акта ненормативного характера как предписание Уполномоченного при Президенте РФ,

ч. 4 ст. 48 Устава в той мере, в которой не предусмотрено право главы муниципального образования обжаловать решение представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку.

Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца, через Оловяннинский районный суд.

Судья:      Н.В. Набережнева

Решение суда изготовлено в окончательной форме 18.06.2015 года.

2-631/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Оловяннинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц
Другие
Совет с/п " Единенское"
Администрация с/ " Единенское"
Суд
Оловяннинский районный суд Забайкальский края
Дело на странице суда
olov.cht.sudrf.ru
27.05.2015Передача материалов судье
27.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2015Судебное заседание
18.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее