Решение по делу № 33-732/2015 от 10.03.2015

Судья Байшев А.К.                            Дело N 33-732/2015

Докладчик Литюшкин В.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,

судей        Бажанова А.О. и Ганченковой В.А.,                 

при секретаре    Косолаповой А.А.,

    

рассмотрела в открытом судебном заседании от 31 марта 2015 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Тулапина А.А. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия <дата>

Заслушав доклад судьи-председательствующего Литюшкина В.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

прокурор Торбеевского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов К.Е., обратился в суд с иском к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности обеспечить К.Е. жилым благоустроенным помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон).

В обоснование требований прокурор указал, что К.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм. Постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 22 апреля 2014 г. №370 К.Е. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени органами местного самоуправления Торбеевского района Республики Мордовия истица жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.

Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 30 декабря 2014 г. исковые требования прокурора Торбеевского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов К.Е., удовлетворены. На администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить К.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. по месту ее жительства.

В апелляционной жалобе представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Тулапин А.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на то, что возложение на администрацию муниципального органа предоставить истице жилое помещение из специализированного жилищного фонда не соответствует действующему в настоящее время законодательству, регламентирующему споры о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, согласно которому данная обязанность возложена на Министерство образования Республики Мордовия. Администрация Торбеевского муниципального района принимать решение о предоставлении жилого помещения К.Е. на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ полномочий не имеет.

В судебное заседание представители администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, министерства образования Республики Мордовия, министерства финансов Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения К.Е. и прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Умновой Е.В., просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, К.Е. родилась <дата>, ее мать К.Е. умерла <дата>, отец К.М. решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия <дата> лишен родительских прав (л.д. 7, 5-6).

Таким образом, К.Е. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1 Федерального закона).

Постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 28 марта 2014 г. №370 К.Е. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 8-9).

На день вынесения решения судом первой инстанции К.Е. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из домовой книги и штампом в паспорте на имя истицы <№>

По сообщениям Управления Федеральной государственной регистрации и картографии по Республике Мордовия, Рузаевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия К.Е. какой-либо зарегистрированной недвижимости не имеет <№>

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что К.Е. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и поскольку жилой площадью она не обеспечена, удовлетворил заявленные исковые требования, возложив на ответчика соответствующую обязанность.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении вышеприведенных правовых положений, подтвержденными установленными обстоятельствами дела и исследованными доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по принятию решения о предоставлении К.Е. жилого помещения должна быть возложена на Министерство образования Республики Мордовия являются необоснованными, поскольку в соответствии со статьей 2 вышеуказанного Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-3 именно администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия об обеспечении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. При этом финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно с учетом наличия у истицы неоспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом и признания её нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, пришел к выводу о возложении на администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия обязанности по восстановлению нарушенных прав истицы по получению жилого помещения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно и оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены правильного по существу обжалуемого судебного постановления, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Тулапина А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Судья-председательствующий             В.И. Литюшкин

Судьи     А.О. Бажанов

В.А. Ганченкова

                            

33-732/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кочанова Е.М.
Прокурор Торбеевского района РМ
Ответчики
Администрация Торбеевского муниципального района РМ
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Литюшкин Валерий Иванович
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
31.03.2015Судебное заседание
07.04.2015Передано в экспедицию
07.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее