Решение от 21.08.2023 по делу № 2-182/2023 от 22.06.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                    <адрес>

Лешуконский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Сауковой Н.В.,

при секретаре Поповой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО3 в лице законного представителя ФИО1, ФИО4, ФИО15 к администрации Мезенского муниципального округа <адрес> об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии в категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки в очередь,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО3 в лице законного представителя ФИО1, ФИО4, ФИО16 обратились в Лешуконский районный суд с исковыми требованиями к администрации Мезенского муниципального округа <адрес> об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии в категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки в очередь.

В обоснование заявленного требования указано, что ФИО7 состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством», имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи 5 человек: она, ФИО1 – дочь, ФИО4 – зять, ФИО8 – внучка, ФИО3 – внучка в категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства», учетное дело . ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла, на дату смерти ФИО7 была установлена инвалидность 2 группы бессрочно. После смерти основным заявителем была признана истец – ФИО1 Администрация уведомила истцов, что очередь по перенесена из категории «инвалиды 1-2 группы» в категорию «пенсионеры». Истцы обратились к ответчику с заявлением о восстановлении их в очереди на получение жилищной субсидии по учетному делу в категории «инвалиды 1-2 группы». Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано. Истцы не согласны с исключением их из очереди по учетному делу в категории «инвалиды 1-2 группы», поскольку каких-либо документов, обосновывающих исключение из очереди в учетном деле не имеется. Просят обязать администрацию Мезенского муниципального округа <адрес> восстановить их в очереди на получение жилищной субсидии по учетному делу в категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки в очередь.

В судебное заседание истцы, представитель истца ФИО1ФИО9 не явилась, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО10, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Письменно пояснил, что администрация не согласна с требованиями истцов. Согласно выписки из книги регистрации в список граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностях по учетному делу стояли ФИО7, ФИО1, ФИО4, ФИО13 В.А. в категории «пенсионеры». Заявлений о переводе очереди в категорию «инвалиды 1-2 группы» в администрацию не поступало. В связи со смертью ФИО7 основным заявителем по учетному делу стала ФИО1 по категории «работающие», которая стоит на сегодняшний день с составом семьи 4 человека. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Письменно просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, пояснили, что ФИО1 включена в единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей по <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером с даты подачи заявления в администрацию Мезенского муниципального округа – ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 4 человека, категория «работающие». Сведений о том, что умершая ФИО7 являлась основным заявителем по учетному делу в категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» в министерстве не имеется.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Судом установлено, что ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО7, что подтверждается копией записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, составленной Бюро ЗАГС <адрес> Совета депутатов трудящихся <адрес>.

Между ФИО11 и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, что подтверждается копией акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, составленной Мезенским ЗАГС <адрес>.

ФИО2 и ФИО3 приходятся детьми ФИО1 и ФИО4

Фамилия ФИО13 В.А. изменена на ФИО19 в связи с вступлением в брак.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством», имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи четыре человека: она, ФИО1 (дочь), ФИО4 (зять), ФИО13 В.А. (внучка) по категории «пенсионеры», учетное дело .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла.

На дату смерти ФИО7 имела инвалидность второй группы бессрочно.

Основным заявителем по учетному делу была признана ФИО1 с переносом учетного дела в категорию «работающие».

В ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращалась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о восстановлении учетного дела в категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства».

Решением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ законодательством не рассматривалась возможность преемственности очереди на получение жилищного сертификата родственниками умершего гражданина, а дата смерти ФИО7 ранее, чем дата вступления в законную силу указанной статьи.

На дату постановки на учет ФИО7 действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» (далее - Закон № 116-ФЗ).

Статьей 4 названного закона установлено, что выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах

Статьей 9 Закона № 116-ФЗ было определено, что очередность предоставления субсидий гражданам определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основании положений статьи 2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действующее на дату постановки на учет истца законодательство содержало нормы о разделении очередности по категориям, и соответственно очередность предоставления социальной выплаты зависела не только от даты постановки на учет, но и от категории гражданина.

С 2002 года учет граждан и предоставление им социальных выплат стал осуществляться в рамках Федерального закона и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение)

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся                     в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет (в ред. до ДД.ММ.ГГГГ).

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным                  к ним местностей» утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего севера и приравненных к ним местностей.

Согласно пункту 20 утвержденного Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право                   на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии                       на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

В статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) определены категории граждан - получателей жилищной субсидии по принципу нуждаемости в социальной защите: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера                                и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;                      в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера                                   и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера                                 и приравненных к ним местностях.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии                           в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход                        в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (действующей до ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: заявление по форме согласно приложению N 1; заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания. Заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению N 2, к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения (п. п. 9, 10 указанного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 879).

Анализ изложенных нормативно правовых актов свидетельствует о том, что перевод очереди с одной категории на другую, в связи с возникшими изменившимися условиями, производится по месту жительства заявителя на основании его письменного заявления установленного образца с приложением необходимых для этого документов.

Вместе с тем, до ДД.ММ.ГГГГ (даты смерти), ФИО7 состояла на учете по категории «пенсионеры», с письменным заявлением установленного образца о переводе учетного дела в категорию «инвалиды 1-2 групп, инвалиды с детства» она до даты своей смерти не обращалась. То обстоятельство, что в материалах учетного дела имеется копия об установлении ей инвалидности 2 группы правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку перевод носит заявительный характер.

Полномочия по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, хранению и выдаче государственных жилищных сертификатов, приему заявлений о замене сертификата, формированию списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, возложены на органы местного самоуправления по месту проживания граждан (ст.40 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>»).

В соответствии с п. 21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в частности, случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности её предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Согласно п. 17(2) Правил, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской Федерации», применительно к условиям подпрограммы членами семей граждан - участников подпрограммы, право на обеспечение жилыми помещениями (получение социальной выплаты) которых установлено абз. 4 ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», являются члены семьи умершего (погибшего) гражданина, которые были признаны (могли быть признаны) таковыми в соответствии с п. 17 настоящих Правил на дату его смерти (гибели).

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи предоставление жилищной субсидии и расчет ее размера для граждан, унаследовавших право на получение жилищной субсидии, должны осуществляться, исходя из состава семьи умершего гражданина, выехавшей (выезжающей) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на дату его смерти.

Таким образом, ФИО7 подлежала исключению из очереди «пенсионеры», однако за членами её семьи сохраняется право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет.

По смыслу закона в рассматриваемой правовой ситуации право истцов производно от прав ФИО7 Само право ФИО1, ФИО4, ФИО20 на постановку на учет для получения оспариваемого вида субсидирования ответчиком на протяжении длительного времени не оспаривалось. Поскольку истцы являются членами семьи умершей ФИО7, которая состояла на учете в категории «пенсионеры», то они вправе претендовать на получение жилищной субсидии.

Суд исходит из того, что ранее действующее законодательство не содержало прямой запрет на данное правопреемство, а, поскольку в последующем законодатель закрепил данной право в Федеральном законе, следовательно, применение их к ранее возникшим правоотношениям, как улучшающие положение данных лиц, является обоснованным. Принцип поддержания доверия граждан к закону и государству, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость социальной политики соблюден.

Таким образом, поскольку ФИО7 с составом семьи 4 человека стояла в очереди по учетному делу в категории «пенсионеры», правовых оснований для восстановления истцов в категорию «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» у суда не имеется.

Также материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стояла в очереди на получение жилищной субсидии по учетному делу в категории «пенсионеры» на дату смерти ФИО7, в связи с чем отсутствуют основания для восстановления ее в указанной очереди.

В связи с изложенным, исковые требования ФИО1, ФИО3 в лице законного представителя ФИО1, ФИО4, ФИО23 к администрации Мезенского муниципального округа <адрес> об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии в категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки в очередь, подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца ФИО1 подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░3 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░4, ░░░24 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ 1-2 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – ░░.░░.░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░4, ░░░25 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ 1-2 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ 1-2 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                           ░.░. ░░░░░░░

2-182/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Миняева Виктория Андреевна
Сахарова Светлана Алексеевна
Сахаров Андрей Валентинович
Информация скрыта
Ответчики
Администрация Мезенского округа Архангельской области
Другие
министерство строительства и архитектуры АО
Суд
Лешуконский районный суд Архангельской области
Судья
Саукова Наталья Васильевна
Дело на сайте суда
leshksud.arh.sudrf.ru
22.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее