Дело №2-3169/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 24 апреля 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Цыкуновой В.П., при секретаре Архиповой О.М., с участием прокурора города Якутска Захаровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тарасова Александра Николаевича в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск», Муниципальному казенному учреждению «Управа Сайсарского округа» городского округа «Город Якутск» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного здоровью,
установил:
Тарасов А.Н. в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в суд с иском к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» (далее по тексту ОА ГО «Город Якутск») о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения безнадзорных собак. В обоснование заявленных требований указал, что 11 декабря 2018 г. около 9 часов утра, по ____ был укушен собакой сын истца – ФИО2, ____ года рождения, в область левой голени. Инцидент произошел около остановки «Сайсары», когда сын истца в сопровождении бабушки –ФИО8 выходя из автобуса переходил дорогу. В травматологическом пункте РБ №1 г.Якутска ребенку была оказана первая помощь, выдана справка с диагнозом: укушенная рана левой голени, с рекомендацией дальнейшего лечения по месту жительства. Укусившая собака была бродячей собакой, без намордника и ошейника, на тот момент вместе находились несколько собак, которые постоянно бродят в этой местности. На основании случившегося инцидента, они обращались в Отдел полиции №1 МУ МВД России «Якутское» с заявлением, директору школы №20 с коллективным обращением о принятии мер по отношению к безнадзорным собакам, которые постоянно бродят на территории школы. Считает, что имеет место факт бездействия и непринятия мер по отлову бродячих собак со стороны Администрации ГО «г.Якутск», обеспечивающих безопасность граждан на улицах города. В результате укуса собакой несовершеннолетнему ФИО2 причинены физические и нравственные страдания из-за чего ребенок получил серьезный стресс и физический урон здоровью, испытывал боль и страх. Ребенок вынужден был соблюдать установленный врачами режим, принимать медикаменты, были назначены инъекции, которые до сих пор получает. В настоящее время находится под наблюдением у врача невролога с диагнозом: нарушение сна, синдром навязчивых движений, невростенический синдром. Просил суд взыскать с ОА ГО «Город Якутск» компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб., госпошлину в размере 300 руб.
Определением Якутского городского суда РС(Я) от 02 апреля 2019 года по данному делу по ходатайству представителя Окружной администрации г.Якутска с согласия истца привлечено в качестве соответчика – Муниципальное казенное учреждение «Управа Сайсарского округа» городского округа «Город Якутск» (далее по тексту МКУ «Управа Сайсарского округа»
В судебном заседании представитель истца Жиркова Н.И., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. С ходатайством представителя ответчика МКУ «Управа Сайсарского округа» о привлечении в качестве соответчика Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» не согласилась.
Представитель ответчика ОА ГО «Город Якутск» Ефремова Л.С. по доверенности с исковыми требованиями к ОА ГО «Город Якутск» не согласилась, подержав доводы письменного отзыва на исковое заявление. В данном случае, доказательств того, что ребенка укусила безнадзорная собака, не имеется. Требования истца основаны бездействием Окружной администрации г.Якутска по отлову бездомных собак, однако данное утверждение в корне не верно, так как в соответствии с ФЗ от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии», ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 45-3 N 425-II "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев", Законом Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-3 N 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 2014 года N 89 "Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных собак, кошек, экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия)", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2015года N 31 "Об установлении нормативов средней стоимости услуг по учету, отлову, транспортировке, содержанию в пунктах передержки и утилизации безнадзорных животных и утверждении Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных", Правилами благоустройства городского округа "город Якутск", принятыми решением Якутской городской Думы от 16 июня 2011 года РЯГД 35-10 Окружной администрацией города Якутска утверждено постановление Окружной администрации г. Якутска от 01.10.2015 N 256п (ред. от 20.09.2018 "Об утверждении Порядка организации проведения на территории городской округа "город Якутск" мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных". Данное постановление вынесено для организации мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории городского округа "город Якутск", которые включают в себя работы и отлову, транспортировке, учету, содержанию, кастрации (стерилизации), умерщвлению и утилизации безнадзорных животных. На основании вышеуказанного постановления уполномоченным органами по отлову и транспортировке безнадзорных животных являются муниципальные казенные учреждения городского округ "город Якутск" по управлению административными территориями. Согласно исковому заявлению инцидент произошел на территории подведомственной управе Сайсарского округа, данный уполномоченный орган по отлову и транспортировке безнадзорных животных был обязан еженедельно проводить мониторинг по выявлению безнадзорных животных своей подведомственной территории и направлять заявки на отлов. Также считает, что заявленный размер компенсации морального вреда в размере 250 000 руб. заведомо завышен и не соответствует причиненному ущербу. Просила суд отказать в исковых требованиях к ответчику ОА ГО «Город Якутск».
Представитель ответчика МКУ «Управа Сайсарского округа» Алексеева О.В. по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва, истцом не представлены доказательства того, что действительно укусило безнадзорное животное, иных доказательств, кроме заинтересованных лиц по данному делу не имеется, а также не представлены доказательства, подтверждающие размер и разумность затребованной суммы компенсации морального вреда. На территории Сайсарского округа согласно договору об оказании услуг по отлову и транспортировке безнадзорных животных № б/н от 01.01.2018 г. и муниципального контракта №118000115 на оказание услуг по отлову и транспортировке безнадзорных животных на территории Сайсарского округа городского округа от 14.03.2018 г. исполнение возложено на МУП «Жилкомсервис». Как правило, отлов безнадзорных животных производится по результатам мониторинга-объездов территории Сайсарского округа, а также принятием заявок на отлов безнадзорных животных от граждан посредством, как телефонной связи, так и размещением сообщений в социальных сетях, устным и письменным обращением в адрес Управы, в Единую дежурно-диспетчерскую службу. Принятие заявки передаются исполнителю. Согласно актов №228 от 31 января 2018 г., №416 от 28 февраля 2018 г. и актов по муниципальному контракту за 2018 г. отловлено 657 единиц безнадзорных животных, с последующим помещением в пункт передержки животных. Таким образом, Окружной администрацией города Якутска, Управой Сайсарского округа ГО «г.Якутск» производится надлежащее исполнение правовых актов. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Участвовавшая в рассмотрении дела прокурор Захарова Н.А. дала заключение о необходимости удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда частично, указывая на то, что требуемая истцом в пользу несовершеннолетнего ребенка сумма завышена, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда не более 50 000 руб., с учетом требований разумности и справедливости.
Суд, заслушав доводы и пояснения участвующих в деле лиц, прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности, все процессуальные действия в основном совершаются по инициативе участвующих в деле лиц.
Суд обязан своевременно и в разумные сроки рассмотреть дело по существу.
В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.
В силу закона право определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принадлежит суду первой инстанции, в связи с чем суд первой инстанции вправе отказать в удовлетворении заявленных ходатайств и признать имеющиеся доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу, для наступления ответственности необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями и вину причинителя вреда.
Установленная указанной нормой презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина").
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 60, регулируя вопросы допустимости доказательств, гласит, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 декабря 2018 года в утреннее время по ____ около остановки «Сайсары» несовершеннолетний ФИО2, ____ г.р. был укушен собакой, в результате чего ему были причинены раны левой голени. В связи с причиненными повреждениями несовершеннолетний ФИО2 11 декабря 2018 г. был доставлен в ГАУ РС(Я) «Республиканская больница №1 НЦМ», поставлен диагноз – укушенная рана левой голени с рекомендацией дальнейшего лечения по месту жительства, что подтверждается справкой (л.д.9).
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО8 показала, что 11 декабря 2018 г. около 9 часов утра она с внуком вышли из автобуса, направлялись в сторону школы, вдруг стал внук кричать, что ему больно, она увидела свору собак, одна собака светлая укусила ребенка, собака была бродяга, со школы вызвали скорую помощь, их доставили в больницу. В течение четырех месяцев ребенок ходил на уколы и перевязки, плохо спит, боится собак, в данное время посещает школу, и проходит лечение у невропатолога. На территории школы до сих пор бегает свора собак.
Вопреки доводам представителей ответчиков, у суда отсутствуют основания не доверять показаниям свидетеля ФИО8, которые получены в установленном законом порядке, подробны, последовательны, непротиворечивы. Указанная свидетель была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, поэтому суд признает данные свидетельские показания достоверными. Также события от 11 декабря 2018 г. подтверждаются другими исследованными доказательствами, а именно - обращением ФИО8 в Отдел полиции №1 МУ МВД России «Якутское» с заявлением (л.д.14), коллективным обращением родителей учащихся СОШ №20 директору школы о принятии мер по отношению к безнадзорным собакам, заявлениями директора школы СОШ №20 на имя начальника МКУ «Управа Сайсарского округа», МУП «Жилкомсервис» о принятии мер по отлову бродячих собак, справкой, выданной ГАУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» о том, что 11 декабря 2018 г. поступил ФИО2, ___, диагноз – укушенные раны левой голени, справкой, выданной ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г.Якутска» о том, что ФИО2 с 12 декабря по 14 декабря 2018 г. находился на амбулаторном лечении по поводу укушенной раны левой голени, справкой, выданной лечащим врачом о том, что ФИО2 с 12 декабря по 25 декабря 2018 г. находился на амбулаторном лечении по поводу укушенной раны левой голени.
Таким образом, на основе анализа имеющихся в деле доказательств установлены фактические обстоятельства дела, а именно: то, что несовершеннолетний ФИО2 подвергся укусу безнадзорной собаки, в результате чего был причинен вред его здоровью, в связи с укусом собаки малолетний испытывал физические и нравственные страдания. Факт причинения вреда здоровью ребенка укусом безнадзорной собаки подтверждается показаниями свидетеля, а также иными документами, исследованными в судебном заседании.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что причиной произошедшего 11 декабря 2018 года, а именно укуса безнадзорной собакой несовершеннолетнего ФИО2 и как следствие, причинения ему вреда, является бездействие исполнительных органов.
Следовательно, обязанность возмещения вреда, причиненного ребенку, должна быть возложена на лицо, ответственное за исполнение мероприятий по охране жизни и здоровью людей . При определении надлежащего ответчика по делу суд руководствуется следующим.
Согласно преамбуле Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 1 приведенного Закона безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п. п. 9.1, 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 Главы IX. "Мероприятия по предупреждению случаев бешенства среди людей" органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.
В целях профилактики заражения домашних животных, безнадзорных животных в населенных пунктах, случаев заболеваний среди людей также проводятся мероприятия по иммунизации против бешенства.
На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно п. 9.5 вышеуказанных Правил регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (далее – органы местного самоуправления) наделаются отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации), в части регулирования численности безнадзорных собак, кошек и экзотических животных на территориях муниципальных образований.
Согласно п.3 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V, органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны: осуществлять указанные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия), обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий; соблюдать законодательство в части финансирования расходов, связанных с осуществлением указанных полномочий; своевременно представлять в уполномоченный орган отчетность об осуществлении указанных полномочий; исполнять письменные предписания уполномоченного органа по устранению нарушений, допущенных при осуществлении указанных полномочий.
В соответствии с п. 1.4 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории РС(Я), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 07.04.2014 г. № 89, организацию мероприятий по регулированию численности безнадзорных собак, кошек и экзотических животных осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в переделах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых и материальных средств, в случае неисполнения органами местного самоуправления, должностными лицами органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны возместить органам государственной власти Республики Саха (Якутия), физическим и юридическим лицам финансовые и материальные потери, а также нести ответственность за моральный ущерб перед гражданами в соответствии с федеральным законодательством.
Из материалов дела следует, что в соответствии с ФЗ от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии», ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 45-3 N 425-II "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев", Законом Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-3 N 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 2014 года N 89 "Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных собак, кошек, экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия)", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2015года N 31 "Об установлении нормативов средней стоимости услуг по учету, отлову, транспортировке, содержанию в пунктах передержки и утилизации безнадзорных животных и утверждении Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных", Правилами благоустройства городского округа "город Якутск", принятыми решением Якутской городской Думы от 16 июня 2011 года РЯГД 35-10 Окружной администрацией города Якутска утверждено постановление Окружной администрации г. Якутска от 01.10.2015 N 256п (ред. от 20.09.2018 "Об утверждении Порядка организации проведения на территории городской округа "город Якутск" мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных". Данное постановление вынесено для организации мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории городского округа "город Якутск", которые включают в себя работы и отлову, транспортировке, учету, содержанию, кастрации (стерилизации), умерщвлению и утилизации безнадзорных животных. На основании вышеуказанного постановления уполномоченным органами по отлову и транспортировке безнадзорных животных являются муниципальные казенные учреждения городского округ "город Якутск" по управлению административными территориями.
Согласно п. 3.4 Порядка организации проведения на территории Городского округа «Город Якутск» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных к постановлению Окружной администрации г.Якутска от 01 октября 2015 г. №256п, Уполномоченный орган по отлову и транспортировке безнадзорных животных еженедельно проводит мониторинг по выявлению по выявлению безнадзорных животных на своей подведомственной территории.
Пунктом 3.5 Порядка организации проведения на территории Городского округа «Город Якутск» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, Уполномоченный орган по отлову и транспортировке безнадзорных животных информирует население о способах подачи заявки на отлов безнадзорных животных через средства массовой информации. При поступлении заявки на отлов безнадзорного животного в адрес уполномоченного органа по отлову и транспортировке безнадзорных животных заявки должна быть своевременно перенаправлена уполномоченным органом по отлову и транспортировке безнадзорных животных в уполномоченный орган по приему заявок на отлов безнадзорных животных.
Согласно п.3.8 Порядка организации проведения на территории Городского округа «Город Якутск» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, выезд Специализированной организации по отлову безнадзорных животных осуществляется по заявке уполномоченного органа по приему заявок на отлов безнадзорных животных, оформленной в соответствии с приложением №1 к Порядку.
На основании изложенного, исходя из установленных обстоятельств дела, а также выше приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что причинение вреда здоровью несовершеннолетнего ребенка имело место в результате виновного бездействия со стороны Уполномоченного органа МКУ «Управа Сайсарского округа» по невыполнению возложенных на Муниципальное казенное учреждение законом обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 2014 года N 89 "Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных собак, кошек, экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия)", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2015года N 31 "Об установлении нормативов средней стоимости услуг по учету, отлову, транспортировке, содержанию в пунктах передержки и утилизации безнадзорных животных и утверждении Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных", Правилами благоустройства городского округа "город Якутск", принятыми решением Якутской городской Думы от 16 июня 2011 года РЯГД 35-10 Окружной администрацией города Якутска утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 01.10.2015 N 256п (ред. от 20.09.2018 "Об утверждении Порядка организации проведения на территории городской округа "город Якутск" мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных".
Поскольку при надлежащем исполнении ответчиком Уполномоченным органом МКУ «Управа Сайсарского округа» возложенных на него нормативными актами обязанностей, нападение безнадзорных животных на человека должно быть исключено.
Суду не представлено доказательств того, каким образом Уполномоченный орган контролировал исполнение, как договора об оказании услуг по отлову и транспортировке безнадзорных животных от 01 января 2018 г. заключенного между МКУ «Управа Сайсарского округа» и МУП «Жилкомсервис», как и конкретных распоряжений, направляемых для исполнения мероприятий по недопущению возникновения случаев нападения безнадзорных собак.
Доказательств отсутствия своей вины (п. 2 ст. 1064 ГК РФ) МКУ «Управа Сайсарского округа» суду не представлено.
Гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье являются нематериальными благами.
Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер которой определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд приходит к выводу о том, что МКУ «Управа Сайсарского округа» городского округа «Город Якутск» обязана компенсировать вред, причиненный ребенку в результате ненадлежащего исполнения возложенных на нее обязанностей.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Определяя размер компенсации морального вреда, исходя из конкретных обстоятельств дела, морально-нравственных переживаний ребенка, характер причиненных физических и нравственных страданий, ребенок испытывал физическую боль, чувство страха в момент укуса собакой и после него по настоящее время, длительность лечения, наступивших последствий, учитывая возраст ребенка, с учетом степени вины ответчика, а также с учетом требований разумности и справедливости, считает необходимым определить компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управа Сайсарского округа» городского округа «Город Якутск» в пользу Тарасова Александра Николаевича в интересах несовершеннолетнего ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, госпошлину в размере 300 рублей.
В иске к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья В.П. Цыкунова
___