Дело № 2-506/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> «02» ноября 2015 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
с участием истца Чернякова А.В.,
представителя истца Нестеровой Т.В.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Черняковой Е.Л.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковой части <адрес> 55443 Сус Ю.В.,
при секретаре Керсен Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Чернякова ФИО6 к Министерству Обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Черняков А.В. обратился в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации о признании права собственности на <адрес> в <адрес>, указав, что проживает в ней на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и является нанимателем указанной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ ему выдан ордер № на право занятия служебной квартиры по вышеуказанному адресу. Ранее в приватизации Черняков А.В. не участвовал. В настоящее время в квартире зарегистрирован истец Черняков А.В. и его супруга Чернякова Е.Л.. Собственником жилого помещения - Министерством обороны РФ отказано в приватизации квартиры. Занимаемое им по договору найма жилое помещение не относится к указанным в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541-1 от 04.07.1991 года жилым помещением, не подлежащим приватизации.
Определением Окуловского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации.
Определением Окуловского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены ФГКУ «<данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации (отделение <адрес>), <данные изъяты> Министерства Обороны Российской Федерации <данные изъяты> Министерства Обороны Российской Федерации.
В судебном заседании после уточнения исковых требований, истец Черняков А.В. и представитель истца Нестерова Т.В. просили признать жилое помещение – <адрес> в <адрес> не имеющей статуса служебной, признать за Черняковым А.В. право пользования квартирой № <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма, а следовательно, признать право собственности Чернякова А.В. на указанную квартиру.
Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - Федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых просит отказать Чернякову А.В. в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцу предоставлена квартира на условиях договора найма служебного жилого помещения.
Представитель ответчика - <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Представитель ответчика - ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Представитель ответчика - ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации(отделение <адрес>) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском согласен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора – войсковой части 55443 Сус Ю.В. возражала по исковым требованиям Чернякова А.В..
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, Чернякова Е.Л. поддержала исковые требования, отказавшись от участия в приватизации спорной квартиры.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора.
Выслушав истца, представителя истца, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ старшему сержанту Чернякову А.В. выдан ордер № на право занятия <адрес> в <адрес>. На ордере имеется запись о том, что квартира является служебной.
По договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Чернякову А.В. предоставлена <адрес> в <адрес>.
В настоящее время в спорной квартире зарегистрирован истец Черняков А.В. с супругой Черняковой Е.Л., что подтверждено справкой, выданной «<данные изъяты>» филиалом ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ № №.
Черняков А.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании приказа командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
С момента прекращения трудовых отношений с войсковой частью № и по настоящее время истец Черняков А.В. продолжает пользоваться спорным жилым помещением.
Ранее право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения, Черняков А.В. не использовал, что подтверждено сведениями администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается ответчиками в установленном законом порядке.
Право собственности какого-либо иного субъекта гражданских правоотношений на <адрес> в <адрес> не зарегистрировано, что не исключает законность владения спорной квартирой Министерством Обороны Российской Федерации.
Оценивая доводы представителя ответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – войсковой части № <адрес> об определении статуса спорной квартиры как служебного жилого помещения, суд приходит к выводу, что они доказательственно подтверждены и опровергают позицию истца по делу.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ обязывает ответчика в случае несогласия с иском, представить в суд доказательства, подтверждающие его возражения.
В части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Часть 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) отнесены служебные жилые помещения.
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно части 3 этой же статьи, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как определено в статье 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшем до введения в действие Жилищного кодекса РФ), служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии войсковой части № принято решение о выделении Чернякову А.В. двухкомнатной служебной квартиры по адресу: <адрес>.
Во исполнение предписанных законом норм и правил, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № квартира по адресу: <адрес>, включена в число служебных квартир войсковой части № в <адрес>.
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъясняется, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Таким образом, подтверждено в установленном законом порядке сохранение за войсковой частью спорной квартиры в качестве служебной, в связи с чем, исковое требование о признании спорного жилого помещения не имеющим статуса служебного, не может быть удовлетворено.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 года №423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрена передача жилых помещений Минобороны РФ в собственность субъекта РФ, муниципальную собственность.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 487-р военный городок <адрес> исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
До настоящего времени, жилищный фонд указанного военного городка в муниципальную собственность не передан, в связи с чем, решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения Чернякову А.В. на условиях договора социального найма не могло быть принято.
Хотя данное обстоятельство имеет место не по вине истца, однако, в данной гражданско-правовой ситуации суд не может предопределять судьбу жилого помещения, признанного служебным в установленном законом порядке.
Суд оценивает все исследованные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности для разрешения спора по существу.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Из положений статьи 235 Гражданского кодекса РФ следует, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
В силу ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541-1 от 04.07.1991 года, под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Из смысла Закона следует, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Жилое помещение, используемое истцом, является служебным.
По смыслу абзаца 2 статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Письменного согласия собственника жилищного фонда или уполномоченного им органа о приватизации служебного жилого помещения, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования Чернякова А.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Чернякова ФИО7 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданском делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ).
Судья: Н.В. Новикова