УИД 89RS0005-01-2020-004213-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 декабря 2020 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Закусило Р.В.,

с участием помощника прокурора г.Ноябрьска Юрьева А.А.,

представителя ответчиков Науменко С.П., Науменко А.А. и Котовой Ю.С. – Демченко Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2294/2020 по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска к Науменко С.П., Науменко А.А., Котова Н.В. и Пилипеева Н.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4, о прекращении права собственности, установлении возмещения (выкупной цены) за жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение и прекращении права пользования жилым помещением и встречному иску Науменко С.П. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности предоставить жилое помещение в собственность,

установил:

Истец ДИО Администрации г.Ноябрьска обратился в суд с иском к ответчикам Науменко С.П., Науменко А.А., Котова Н.В. и Пилипеева Н.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4, о прекращении права собственности Науменко С.П. на квартиру , находящуюся в составе признанного аварийным и подлежащим сносу жилого <адрес>, установлении возмещения (выкупной цены) в размере 1226431 рубль, признании права муниципальной собственности на квартиру и прекращении права пользования ответчика данным жилым помещением. В обоснование требований указал, что им осуществляются мероприятия по сносу аварийного дома, однако достичь с ответчиком соглашения о выкупе квартиры во внесудебном порядке не удалось.

Ответчик Науменко С.П. обратился к ДИО Администрации г.Ноябрьска со встречным иском, в котором, указывая на те же обстоятельства, а также факт включения дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, просил обязать истца предоставить ему в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение в черте города.

Представитель истца в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчики Науменко С.П., Науменко А.А. и Котова Ю.С. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд своего представителя, которая настаивала на встречном иске, согласилась с требованиями первоначального иска в части прекращения права собственности, права пользования Науменко С.П. и Науменко А.А. и передачи доли в праве собственности на жилое помещение в муниципальную собственность при предоставлении Науменко С.П. другого благоустроенного жилого помещения. Пояснила, что в квартире в данный момент зарегистрированы только Науменко С.П. и Науменко А.А., дом практически уничтожен пожаром.

Ответчик Пилипеева Н.В. также заявила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском не согласна, поскольку в спорном жилом помещении несовершеннолетняя ФИО4 не проживает и не зарегистрирована.

С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, выслушав представителя ответчика и помощника прокурора, полагавшего, что требования встречного иска подлежат удовлетворению, а требования первоначального – частичному удовлетворению, исследовав материалы, дела приходит к следующему:

В собственности ответчика Науменко С.П. находится квартира общей площадью 32,3 кв.м в <адрес>, что подтверждается копией договора купли-продажи от 2 марта 2012 года, свидетельства о государственной регистрации права от 29 марта 2012 года и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 7 октября 2020 года.

Заключением МВК от 7 апреля 2016 года жилой дом, в составе которого находится указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу вследствие наличия деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности.

29 апреля 2016 года Администрацией г.Ноябрьска издано распоряжение № З-880 о включении жилых помещений многоквартирного дома в перечень непригодных для проживания; собственникам помещений самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений, а также (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 23 июня 2020 года № Р-1068) осуществить снос дома в срок до 22 июля 2020 года.

24 августа 2020 года тем же органом (Администрацией г.Ноябрьска) издано постановление № П-1233 об изъятии земельного участка с кадастровым номером площадью 3003 кв.м, входящего в состав общего имущества собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, для муниципальных нужд, поскольку собственники снос дома в установленный ранее срок не осуществили.

В силу ч.1 и 3 ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В развитие приведенных конституционных положений ЖК РФ в ст.32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.

Так, согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.1-3, 5-9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

Науменко С.П. полагает, что принятие решения об изъятии земельного участка влечет осуществление им выбора обеспечения его прав, а он, реализуя таковое, вправе требовать обеспечения его другим жильем, предоставляемым ему в собственность взамен аварийного.

Оценивая доводы ответчика Науменко С.П., суд учитывает, что правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются как ЖК РФ, так и Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от 5 апреля 2019 года № 346-П региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2025 годах под № 352.

На момент возникновения права собственности ответчика Науменко С.П. на основании договора купли-продажи, в составе которого находится спорная квартира, не был признан аварийным и подлежащим сносу, поэтому ответчик Науменко С.П. не относится к числу лиц, указанных в ч.8.2 ст.32 ЖК РФ.

Таким образом, у ответчика Науменко С.П. имеется право требовать предоставления ему взамен изымаемого другого благоустроенного равнозначного по площади жилого помещения.

Ссылки истца на положения п.«к» ч.1 ст.72 Конституции РФ, а также ч.1 и 2 ст.5 ЖК РФ являются правильными.

Так, согласно указанным нормам жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В целях обеспечения условий для осуществления гражданами, проживающими в Ямало-Ненецком автономном округе, жилищных прав на территории автономного округа, а также за пределами автономного округа, принят Закон ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», помимо прочих регулирующий отдельные общественные отношения, связанные с переселением граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, а также жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с ч.2 ст.28.3 указанного Закона ЯНАО мена долей в праве общей собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, на другое жилое помещение не осуществляется.

Между тем, истцом не учтено, что согласно ст.73 и 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Аналогичные положения содержатся в ч.6 и 8 ЖК РФ, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов; в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Во взаимосвязи вышеприведенных положений с отсутствием в федеральном законодательстве (ЖК РФ, Федеральном законе от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства») каких-либо ограничений относительно возможности обеспечения равнозначным по площади благоустроенным жильем обладателей долей в праве собственности на жилые помещения в составе признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных жилых домов, включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, положения ч.2 ст.28.3 Закон ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» применению при рассмотрении настоящего дела не подлежат, поскольку ухудшают положение ответчика Найменко С.П. как гражданина Российской Федерации.

Истцом указано, что если суд в рассматриваемом случае придет к выводу о возложении на истца обязанности предоставить ответчику другое жилое помещение, то на основании ч.8 ст.32 ЖК РФ на одну из сторон должна быть возложена обязанность произвести оплату разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и стоимостью предоставляемого жилого помещения,

Оценивая обоснованность такого утверждения, суд учитывает, что право выбора между получением возмещения и предоставлением другого жилого помещения предоставлено гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, федеральным законодательством (в том числе Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

Этот федеральный закон в части вопросов, касающихся реализации указанного выше права выбора, является специальным по отношению к ЖК РФ, улучшая положение граждан-собственников жилых помещений в составе аварийных и подлежащих сносу жилых домов, включенных в региональную адресную программу субъекта, и не предусматривает ни каких-либо доплат такими гражданами разницы между стоимостью изымаемого и вновь предоставляемого жилых помещений, ни необходимости заключения какого-либо соглашения о предоставлении жилого помещения гражданину и наличия согласия органа местного самоуправления на такое предоставление.

Напротив, данным федеральным законом на лицо, изъявшее земельный участок, по сути возлагается корреспондирующая праву гражданина-собственника обязанность предоставить ему взамен другое благоустроенное жилое помещение.

Согласно тексту региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2025 годах, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 5 апреля 2019 года № 346-П, в перечень программных мероприятий, помимо прочего, входят:

- определение объемов строительства жилищного фонда, необходимого для расселения граждан из жилых домов, включенных в перечень;

- приобретение муниципальным образованием в автономном округе в собственность жилых помещений у застройщиков, с которыми заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений в жилых домах, отвечающих требованиям ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ, по результатам проведенных торгов;

- предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда;

- приобретение жилых помещений ФЖС ЯНАО с последующей безвозмездной передачей в собственность муниципальных образований в автономном округе;

- приобретение ФЖС ЯНАО объектов незавершенного строительства многоквартирных домов в целях достройки и последующей безвозмездной передачи жилых помещений в собственность муниципальных образований в автономном округе.

При этом цена муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда в рамках Программы определяется как произведение общей площади расселяемого жилого помещения, подлежащего расселению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по автономному округу, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета. В случае заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда ЖКХ на приобретение жилых помещений по стоимости, превышающей стоимость приобретения жилых помещений, определенной в рамках Программы, или приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого гражданином помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов либо средств бюджета автономного округа.

Данная региональная программа также не содержит положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Напротив, источниками финансирования программных мероприятий определены средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов. Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой ЯНАО не установлена возможность доплаты гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, что исключает необходимость возложения на одну из сторон обязанности произвести оплату такой разницы.

Указанный вывод в полной мере соответствует правоприменительной практике Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 год № 1-КГ19-10).

Совокупность исследованных судом доказательств и выявленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств однозначно свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения встречного иска и частичного удовлетворения иска первоначального.

В удовлетворении требований об установлении возмещения (выкупной цены) ДИО Администрации г.Ноябрьска должно быть отказано, на данное лицо должна быть возложена обязанность предоставить ответчику Науменко С.П. в собственность взамен изымаемого другое благоустроенное равнозначное по площади (не менее 32,3 кв.м) жилое помещение в черте муниципального образования город Ноябрьск.

В силу положений ст.235 ГК РФ после предоставления ответчику Науменко С.П. указанного выше жилого помещения право его собственности на изымаемое жилое помещение подлежит прекращению, само помещение – передаче в собственность МО г.Ноябрьск.

В связи с указанным и на основании ст.209 и 292 ГК РФ (собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом) подлежит прекращению и право пользования собственника Науменко С.П. и члена его семьи – Науменко А.А. данным жилым помещением.

Принятие настоящего решения является основанием для снятия ответчиков Науменко С.П. и Науменко А.А. с регистрационного учета по спорному адресу после предоставления истцом другого жилого помещения.

Что касается требований, предъявленных истцом к ответчикам Котовой Ю.С. и Пилипеевой Н.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4, то они удовлетворению не полежат, поскольку ни Котова Ю.С., ни Пилипеева Д.С. в спорной квартире не проживают и на регистрационном учете по данному адресу не состоят, что подтверждается представленной ОВМ ОМВД России по г.Ноябрьску по запросу суда поквартирной карточкой, доверенностью на имя Котовой Ю.С. от 3 апреля 2018 года, а также копией паспорта Пилипеевой Н.В. и свидетельства о регистрации Пилипеевой Д.С. по иному месту жительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска удовлетворить в части.

Исковые требования Науменко С.П. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска удовлетворить в полном объеме.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска предоставить Науменко С.П. в собственность другое благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,3 кв.м в черте муниципального образования город Ноябрьск.

После исполнения Департаментом имущественных отношений Администрации города Ноябрьска указанной выше обязанности:

- прекратить право собственности Науменко С.П. на <адрес>;

- признать за муниципальным образованием город Ноябрьск право собственности на <адрес>;

- прекратить право пользования Науменко С.П. и Науменко А.А. жилым помещением – квартирой в <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина

Решение в окончательной форме принято 7 декабря 2020 года.

2-2294/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ДИО Администрации г.Ноябрьск
Прокурор г.Ноябрьск
Ответчики
Науменко Альфира Альтафовна
Науменко Сергей Павлович
Котова Юлия Сергеевна
Пилипеева Надежда Владимировна
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Нигматуллина Динара Маратовна
Дело на сайте суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
19.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2020Передача материалов судье
20.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Производство по делу возобновлено
02.12.2020Судебное заседание
03.12.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее