Решение по делу № 3а-87/2017 (3а-496/2016;) от 20.12.2016

Дело № 3а-87/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 25 апреля 2017 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Четиной Е.А.,

с участием представителя административного истца – Кирпиковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ( / / )1 и ( / / )2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:292 в размере рыночной стоимости по состоянию на 26 ноября 2013 года,

УСТАНОВИЛ:

( / / )1 и ( / / )2 обратились 20 декабря 2016 года в суд с названным административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указали, что являются пользователями обозначенного земельного участка; обратившимися за выкупом этого земельного участка. По мнению административных истцов, кадастровая стоимость земельного участка в размере 22859708 руб. 92 коп., рассчитанная и установленная по состоянию на 26 ноября 2013 года, не соответствует рыночной стоимости. Просили установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в размере 5202000 руб. по состоянию на 26 ноября 2013 года.

Административный ответчик – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается; сомневается в достоверности выводов отчёта, представленного административными истцами (л.д. 183).

Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письменных возражениях указало, что просит рассматривать административное дело без участия своего представителя, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривает, оставляя разрешение административного искового заявления на усмотрение суда (л.д. 156).

Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в письменных возражениях сообщил, что осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости. Подтвердил дату определения оспариваемой кадастровой стоимости; её размер; приложив акт определения кадастровой стоимости (л.д. 186).

Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) – администрация города Екатеринбурга в письменных возражениях указала, что с требованиями административного искового заявления не согласна, изложив недостатки представленного отчёта. Сообщила, что Арбитражный суд Свердловской области рассматривает требования органа местного самоуправления к административным истцам о взыскании задолженности за фактическое землепользование земельным участком, в отношении которого заявлены требования по данному административному делу. Считает, что с целью установления рыночной стоимости земельного участка необходимо назначение и проведение экспертизы (л.д. 194).

В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело с участием представителя административного истца.

Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, 26 ноября 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 5924 м2 с кадастровым номером 66:41:0706001:292. Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: под здание производственного цеха (литер И). Местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Бетонщиков, 5 (л.д. 15).

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 были утверждены по состоянию на 15 ноября 2012 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:292 в связи с его образованием была рассчитана филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области с использованием соответствующего удельного показателя, утверждённого вышеназванным приказом от 15 января 2013 года № 32, и установлена в размере 22859708 руб. 92 коп. по состоянию на 26 ноября 2013 года. Это подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 9) и актом определения кадастровой стоимости (л.д. 193).

30 марта 2016 года ( / / )1 и ( / / )2 обратились в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:292 в собственность за плату. Подготовлен проект договора купли-продажи, переданный 27 апреля 2016 года заявителям для его подписания, который по состоянию на 06 февраля 2017 года покупателями не подписан. Выкупная цена земельного участка рассчитана исходя из его установленной кадастровой стоимости (л.д. 180).

Арбитражным судом Свердловской области приостановлено рассмотрение дел № А60-58891/2016 и № А60-58914/2016 по исковым заявлениям администрации города Екатеринбурга к индивидуальным предпринимателям ( / / )1 и ( / / )2 о взыскании задолженности за фактическое землепользование земельным участком (л.д. 199).

Изложенное, позволяет сделать вывод о том, что ( / / )1 и ( / / )2 вправе оспаривать установленную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:292.

Считая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, ( / / )1 и ( / / )2 в обоснование своих требований при обращении в суд ссылались на отчёт об определении рыночной стоимости от 20 октября 2015 года № 1453-15/3, подготовленный ООО «Консалтинг Групп». На этот отчёт получено положительное экспертное заключение НП СРОО «СВОД» от 29 октября 2015 года.

Как видно из представленного отчёта рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26 ноября 2013 года составляла 5202000 руб.

08 июня 2016 года ( / / )1 и ( / / )2 обращались в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением от 29 июня 2016 года № 484 заявление было отклонено в связи с несоответствием вышеобозначенного отчёта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (л.д. 170).

13 февраля 2017 года представителем административных истцов заявлено и поддержано ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка, в том числе, предложена кандидатура эксперта для проведения экспертизы (л.д. 217).

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

В данном случае, при изучении названного отчёта у суда возникли сомнения в достоверности выводов представленного отчёта. В то же время, по данному делу требовалось установление рыночной стоимости земельного участка, поэтому, учитывая ходатайство административного истца, определением от 13 февраля 2017 года делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.

По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 03 апреля 2017 года № 0/17-03-01.

В соответствии с названным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:292 по состоянию на 26 ноября 2013 года составляла 6125000 руб.

У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, оно мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержат очевидных противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.

Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.

Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:292 по состоянию на 26 ноября 2013 года составляла 6125000 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.

Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ( / / )1 и ( / / )2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:292 в размере рыночной стоимости по состоянию на 26 ноября 2013 года удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:292 равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 ноября 2013 года в размере 6125000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 08 июня 2016 года.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.

Решение изготовлено 28 апреля 2017 года.

Судья

М.В. Старков

3а-87/2017 (3а-496/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Елькин А.А.
Коркодинов А.Г.
Ответчики
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
Администрация г. Екатеринбурга
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
20.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
21.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
13.02.2017[Адм.] Судебное заседание
25.04.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
25.04.2017[Адм.] Судебное заседание
25.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее