ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 04 декабря 2020 года
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Башуева А.С.
при секретаре ФИО2,
с участием представителя Комитета имущественных и земельных отношений Мэрии <адрес> действующей по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Комитета имущественных и земельных отношений Мэрии <адрес> к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет имущественных и земельных отношений Мэрии <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указывая при этом, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», 2-я линия, участок №. Основанием регистрации права собственности на земельный участок явилась выписка из решения Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное право собственности ФИО1 зарегистрировано незаконно и подлежит отмене в судебном порядке в связи с тем, что вышеуказанная выписка из решения содержит признаки поддельности, является незаконным. На основании изложенного, просит суд признать выписку из решения Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ недействительной; признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером: 20:17:0154002:583, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», 2-я линия, участок №; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за № о государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанный земельный участок; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 20:17:0154002:583, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», 2-я линия, участок №.
В судебном заседании представитель Комитета имущественных и земельных отношений Мэрии <адрес>, действующая по доверенности ФИО3 поддержала исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик ФИО1 надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд находит возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования Комитета имущественных и земельных отношений <адрес>.
Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 600 кв.м., кадастровым номером 20:17:0154002:583, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», 2-линия, участок №, числится за ФИО1 Дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ за №.
Согласно выписке из решения Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», расположенный в <адрес> в садоводческом товариществе «Сады Кавказа» предоставлен ФИО1 в постоянное (бессрочное) пользование в целях ведения садоводства, а так же возведения жилого строения и проживания в нем.
Согласно акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным инспектором Комитета имущественных и земельных отношений Мэрии <адрес>, установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», 2-я линия, участок №, используемый ФИО1, не освоен, здания, строения, и сооружения на участке отсутствуют.
Обсуждая доводы представителя истца, суд учитывает, что в силу положений ст.ст. 94-95 ГК РСФСР, ст. 3 ЗК РСФСР земля, ее недра, воды и леса находились в исключительной собственности государства и могли быть предоставлены только в пользование.
В соответствии с требованиями ст. 12 ЗК РСФСР (1970 года) отвод земельных участков производился исполнительными комитетами Совета народных депутатов.
Применяя положения закона, регулирующие возникшие правоотношения, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых до 1991 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование, что имело целью гарантировать им устойчивость прав на землю и находящуюся на ней другую недвижимость.
Как установлено ст. 13 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР», в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (Органы, имеющие право предоставления земельных участков), исполнительные комитеты сельских Советов народных депутатов предоставляют земельные участки из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в пределах сельских населенных пунктов.
В соответствии со ст. 30 ЗК РСФСР, основанием возникновения права бессрочного (постоянного) пользования землей являлось соответствующее решение местного Совета народных депутатов, обладавшего в соответствии со ст. 23 ЗК РСФСР правом изъятия и предоставления земельных участков.
Согласно ст. 31 ЗК РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов, неотъемлемым приложением к которому являлся чертеж, в котором указывались размер и границы предоставляемого земельного участка.
При этом в силу действовавших на период возникновения спорных правоотношений правовых норм, установленным правоустанавливающим документом на фактически используемый истцом земельный участок является решение исполнительного комитета Совета народных депутатов, обладавшего в соответствии со ст. 23 ЗК РСФСР правом изъятия и предоставления земельных участков, об его предоставлении истцу.
Сведений о том, что Исполнительный комитет <адрес> Совета народных депутатов <адрес>, относился к органам, уполномоченным в соответствии со ст. 30 ЗК РСФСР принимать решения о предоставлении и изъятии земельных участков, в материалах дела не имеется.
В указанный период в силу ст. 95 Гражданского кодекса РСФСР вся земля являлась собственностью государства, следовательно, могла быть передана истцу во владение и пользование, но не в собственность, а право собственности сохранилось у государства.
Таким образом, в силу приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу, что само по себе решение Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ о выделении земельного участка по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», площадью 600 кв.м., не свидетельствует о возникновении в установленном законом порядке права собственности на указанный земельный участок.
Обсуждая требования представителя истца об аннулировании записи в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд принимает во внимание, что в силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
В соответствии с Положением «О Комитете имущественных и земельный отношений Мэрии <адрес>», Комитет осуществляет в установленном порядке управление, владение и распоряжение имуществом, земельными ресурсами и иными объектами имущества, являющегося муниципальной собственностью <адрес>, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», «в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим».
Таким образом, требования о признании права отсутствующим как раз и является способом защиты прав владельца участка, не являющегося собственником участка, что относится и к истцу.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчиком, не явившимся в судебное заседание, не представлено доказательств, опровергающих доводов истца, суд считает возможным ограничиться исследованием доказательств, представленных истцом.
В соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами, исходя из основания и предмета иска, на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование их правовой позиции, суд приходит к выводу, что заявленные Комитетом имущественных и земельных отношений Мэрии <адрес> требования к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и аннулировании записи в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета имущественных и земельных отношений Мэрии <адрес> к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удовлетворить.
Признать выписку из решения Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ недействительной.
Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером: 20:17:0154002:583, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», 2-я линия, участок №.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за № о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», 2-я линия, участок №.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чеченской Республике снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 20:17:0154002:583, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Сады Кавказа», 2-я линия, участок №.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня получения его копии.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, то в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
ФИО4 Башуев
копия верна
Судья А.С. Башуев