Дело № 12-16/2024 (12-529/2023) УИД: 41RS0001-01-2023-013864-27
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, д. 6
РЕШЕНИЕ
10 января 2024 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лубнин Сергей Валерьевич, при секретаре Бабуевой Б.Б., рассмотрев жалобу защитника ФИО3 на постановление главного государственного инспектора Камчатского края в области охраны окружающей среды № 96/10-23 от 01 декабря 2023 года о признании юридического лица – акционерного общества «Спецтранс» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Камчатского края в области охраны окружающей среды (далее – госинспектор) № 96/10-23 от 01 декабря 2023 года акционерное общество «Спецтранс» (далее – АО «Спецтранс», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник ФИО3 обратился в суд с жалобой, просил постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Указал, что административным органом нарушены процессуальные сроки расследования, окончательно процессуальное решение в 2 месяца не принято. Должностные лица административного органа за сроком расследования проводили процессуальные действия. В ходе административного расследования, доказательств причастности АО «Спецтранс» к пользованию недрами без лицензии не добыто. Постановление не содержит мотивированного решения, описание события административного правонарушения с указанием места, времени, способа, действия или бездействия, наступления последствий с учетом собранных в ходе производства по делу доказательств в постановлении не сформулировано, в постановлении лишь изложены (перечислены) представленные в качестве доказательств события в форме свободного рассказа.
До рассмотрения жалобы по существу, защитником ФИО3 приобщен ответ прокуратуры Камчатского края о процессуальных нарушениях допущенных административным органом при расследовании административного дела.
Законный представитель Общества генеральный директор ФИО4 в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял, направил в суд защитника. Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал жалобу в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Суду пояснил, что в ходе расследования причастность юридического лица к совершению данного административного правонарушения не установлена, вина не доказана. По делу допущены процессуальные нарушения в части соблюдения сроков административного расследования, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене. 01 декабря 2023 года после рассмотрения дела была оглашена резолютивная часть вынесенного в отношении юридического лица постановления о назначении административного наказания, позже 04 декабря 2023 года постановление в полном объеме было получено юридическим лицом.
Помощник Камчатского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, полагая обжалуемое постановление законным и обоснованным. Суду пояснил, что нарушение процессуальных сроков, не влечет отмену постановления.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, дополнительно представленные документы, заслушав мнение участников процесса, прихожу к следующему.
Статья 7 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) «О недрах» (далее - Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1) устанавливает, что при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В силу ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2395-1, права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 вышеуказанного закона, пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Из п. 1, п. 6, п. 8 ст. 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 следует, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами.
Как следует из ст. 23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1, разработка месторождений полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки), осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, госинспектор на основании совокупности исследованных доказательств, приведенных в постановлении от 01 декабря 2023 года, установил, что АО «Спецтранс» 27 июня 2023 года организовало и самостоятельно провело работы по добыче в границах предоставленного ему земельного участка общераспространенных полезных ископаемых с последующим их вывозом за пределы земельного участка, что свидетельствует о самовольном пользовании недрами (пользование недрами без лицензии), что является нарушением статей 7, 9 и 11, части 2 статьи 22, пунктов 1,6 и 8 статьи 23, статьи 23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 (т. 2 л.д. 111-118).
Считая постановление подлежащим отмене, защитник ФИО3 обратился в суд с жалобой об его отмене либо изменении.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ч. 1 ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Из разъяснений, изложенных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 23 декабря 2021 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» следует, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья в исключительных случаях вправе отложить составление мотивированного постановления не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ (часть 1 статьи 29.11 КоАП РФ). Резолютивная часть постановления в таких случаях должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. Днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления.
Таким образом, должностное лицо административного органа после завершения рассмотрения административного дела обязано незамедлительно объявить резолютивную часть постановления и в течение трех дней со дня окончания разбирательства дела изготовить мотивированное постановление.
В обжалуемом постановлении от 01 декабря 2023 года содержится указание на объявление резолютивной части постановления.
Вместе с тем, оригинал резолютивной части постановления, оглашенный 01 декабря 2023 года в материалах дела отсутствует, что исключает возможность проверить законность обжалуемого постановления.
Дло об административном правонарушении является неделимым и представляет собой совокупность документов, которые сформированы в соответствии с общими принципами делопроизводства.
Таким образом, установленные обстоятельства являются самостоятельными основаниями для вывода о вынесении постановления с существенным нарушением процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Реализация задач производства по делу об административном правонарушении включает не только выяснение имеющих значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, в том числе процессуальных прав всех участников производства по делу.
Допущенные госинспектором при рассмотрении дела нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление в отношении Общества не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Событие, повлекшее возбуждение дела об административном правонарушении в отношении АО «Спецтранс», имело место 27 июня 2023 года, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы не истек.
При таких обстоятельствах, постановление госинспектора № 96/10-23 от 01 декабря 2023 года в отношении Общества подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края.
В связи с необходимостью направления дела на новое рассмотрение, вызванной существенными нарушениями процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, доводы защитника ФИО3 могут быть предметом оценки при новом рассмотрении дела, при котором должностному лицу административного органа следует учесть изложенное, принять меры к рассмотрению дела в соответствии с требованиями законодательства, принять по делу законное и обоснованное решение, дав оценку всем приведенным выше заявителем доводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ФИО3, – удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора Камчатского края в области охраны окружающей среды № 96/10-23 от 01 декабря 2023 года о признании юридического лица – акционерного общества «Спецтранс» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.В. Лубнин