Судья Адиканко Л.Г. 33а-10274/2017 019а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Корниенко А.Н., Жуля А.В.,
при секретаре Малышевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному исковому заявлению Лихошеста А.Н. к Отделу военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам, Призывным комиссиям военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам, Врачу, руководящему работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании незаконным заключения и решения о годности к военной службе,
по апелляционной жалобе Лихошеста А.Н.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 08 июня 2017 года, которым в удовлетворении административного иска Лихошеста А.Н. отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лихошест А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам, ссылаясь, что заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от 26 апреля 2017 года, он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и решением призывной комиссии от 26 апреля 2017 года он был призван на военную службу. Считает решение призывной комиссии и заключение врача незаконными, так как имеющиеся у истца нарушения функций позвоночника, обусловленные искривлениями и смещениями части позвоночника дают основания для признания призывника ограниченно годным к военной службе. Степень нарушения функций позвоночника возможно установить только в результате проведения клинических и рентгенологических исследований, чего не было сделано. Возникновение у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, сомнений в достоверности диагноза, правильности его постановки не давало ему полномочий освидетельствовать по не обнаруженным заболеваниям. Заявителю не было дано направление на обследование; при проведении медицинского освидетельствования истцу не были сделаны медицинские анализы мочи и крови из вены. Заявителю не известно, являлся ли врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию, врачом-специалистом, если нет, то решение о назначении его на эту должность, должно быть признано незаконным, равно как заключение, данное таким лицом.
Просил признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от 26.04.2017 года о признании истца годным к военной службе с незначительными ограничениями; признать незаконным решение призывной комиссии по Козульскому району Красноярского края от 26.04.2017 года о признании истца годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Лихошест А.Н. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что судом необоснованно отклонено ходатайство о проведении судебно-медицинской экспертизы, а также сделаны неверные выводы по оспариваемым истцом обстоятельствам.
Судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Согласно ч. 1 ст. 28 вышеназванного закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу п. 2 Распоряжения Губернатора Красноярского края от 29.03.2017 N 149-рг "Об организации призыва граждан 1990 - 1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в апреле-июле 2017 года" по представлению военного комиссара Красноярского края 03.03.2017 N 1/208 созданы призывные комиссии для осуществления призыва граждан 1990 - 1999 годов рождения на военную службу и направления на альтернативную гражданскую службу в апреле-июле 2017 года в городских округах и муниципальных районах Красноярского края и утверждены их составы согласно приложению N 2, согласно п. 4 которого указано об обеспечении организации амбулаторного и стационарного обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу, в медицинских организациях, подведомственных министерству, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; о своевременной организации направления по заявкам военного комиссариата Красноярского края недостающих врачей-специалистов и среднего медицинского персонала из медицинских организаций, подведомственных министерству, для работы в военно-врачебных комиссиях отделов военного комиссариата Красноярского края по муниципальным районам и городским округам и в военно-врачебной комиссии военного комиссариата Красноярского края.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года N 565.
В соответствии с п. 14 названного Положения до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят обязательные диагностические исследования, к которым отнесено и исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Согласно п. 15 Положения предусмотрено, что освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п. 18 Положения).
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина (п. 20 Положения).
Согласно п. 13 вышеназванного Положения призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
Согласно п. 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления.
На основании Распоряжения Губернатора Красноярского края от 29.03.2017 года № 149-рг "Об организации призыва граждан 1990 - 1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в апреле-июле 2017 года", создана и утверждена призывная комиссия в Козульском районе, в состав которой входит, в том числе врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Лихошест А.Н., <дата>, является лицом, поставленным на воинский учет в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Из учетной карты призывника следует, что 26.04.2017 года Лихошест А.Н. прошел освидетельствование врачами-специалистами, и признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, у Лихошеста А.Н. не обнаружено; предъявляемые им жалобы на состояние здоровья, в том числе, на боли в грудном отделе позвоночника, зафиксированы в протоколе комиссии.
По результатам медицинского освидетельствования на основании пункта "г" ст. 66 и пункта «д» статьи 13 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", было дано заключение о годности Лихошест А.Н. к военной службе с незначительными ограничениями <данные изъяты>
На основании указанного медицинского освидетельствования, призывной комиссией Козульского района принято решение о призыве Лихошеста А.Н. на военную службу, категория годности <данные изъяты>
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, в части признания оспариваемых решений незаконными, суд исходил из того, что при проведении медицинского освидетельствования административного истца нарушений допущено не было.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку п. 7 Приложения № 3 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23 мая 2001 года, предусмотрено, что не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование. Однако, как следует из представленных стороной ответчика доказательств, при принятии решения о категории годности административного истца к военной службе использовались результаты медицинский обследований на ВИЧ, гепатит В и С, проведенных в октябре 2016 года, то есть более чем за 30 суток до начала медицинского освидетельствования. При этом, доказательств того, что административному истцу выдавались направления на медицинское обследование на ВИЧ, Гепатит В и С, за 30 суток до начала медицинского освидетельствования и истец уклонился от предоставления результатов медицинского освидетельствования стороной ответчика не представлено.
Таким образом, учитывая, что решение о категории годности административного истца принято без наличия актуальных результатов его медицинского освидетельствования, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными оспариваемых решений с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Полномочия об отмене оспариваемых решений не входит в полномочия суда, поскольку в соответствии с положениями ч.2 ст.227 КАС РФ, суд вправе только признать оспариваемое решение, действие (бездействие) незаконным. В связи с чем, оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления о признании незаконным заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от 26 апреля 2017 года о признании Лихошеста А.Н. годным к военной службе, с незначительными ограничениями, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 08 июня 2017 года отменить, в части признания незаконными оспариваемых решений.
Принять по делу, в данной части новое решение.
Признать заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от 26 апреля 2017 года о признании Лихошеста А.Н. годным к военной службе, с незначительными ограничениями и решение призывной комиссии по Козульскому району Красноярского края от 26 апреля 2017 года о признании Лихошеста А.Н. годным к военной службе, категория годности Б, показатель предназначения 3 - незаконными.
В части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления об отмене заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от 26 апреля 2017 года о признании Лихошеста А.Н. годным к военной службе, с незначительными ограничениями, решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: