В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-6623
Строка № 110 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 10 октября 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Квасовой О.А., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Бронякиной А.А.,
с участием прокурора Беляевой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
гражданское дело (№ 2-284/2019) по иску Министерства обороны Российской Федерации к Гусеву Андрею Сергеевичу, Гусевой Оксане Прокопьевне, Гусеву Роману Андреевичу, Гусевой Кристине Андреевне, Гусеву Глебу Андреевичу о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
по апелляционной жалобе Гусева А. С. и Гусевой О. П.
на решение Грибановского районного суда Воронежской области от 05 июля 2019 г.
(судья райсуда Жидких И.Г.),
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что из документов, поступивших из ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации следует, что Гусев А.С., Гусева О.П., Гусев Р.А., Гусева К.А. и Гусев Г.А. незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-45, <адрес>, которое является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением «Войсковая часть 14254». Спорное жилое помещение было предоставлено Гусеву А.С. и членам его семьи на период прохождения военной службы во временное пользование до обеспечения жилым помещением на основании договора пользования жилым помещением от 17 августа 2017 г. № 01-47/2/232. Решением ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ Гусеву А.С. и членам его семьи Гусевой О.П., Гусеву Р.А., Гусевой К.А., Гусеву Г.А. была предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), предусмотренная статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В нарушение условий соглашения о сдаче жилого помещения от 13 февраля 2018 г. ответчик не освободил спорное жилое помещение, лицевой счет не закрыл, с регистрационного учета по месту жительства в квартире не снялся, справку о сдаче жилого помещения, предусмотренную приказом МО РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, в уполномоченный жилищный орган - ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ не представил. В связи с чем, истец просит прекратить право пользования Гусева А.С., Гусевой О.П., Гусева Р.А., Гусевой К.А., Гусева Г.А. служебным жилым помещением по адресу: <адрес>-45, <адрес>, и выселить Гусева А.С., Гусеву О.П., Гусева Р.А., Гусеву К.А., Гусева Г.А. из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (л.д. 5-9).
Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 05 июля 2019 г. исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены. Постановлено прекратить право пользования Гусева Андрея Сергеевича, Гусевой Оксаны Прокопьевны, Гусева Романа Андреевича, Гусевой Кристины Андреевны, Гусева Глеба Андреевича служебным жилым помещением по адресу: <адрес>-45, <адрес>; выселить Гусева Андрея Сергеевича, Гусеву Оксану Прокопьевну, Гусева Романа Андреевича, Гусеву Кристину Андреевну, Гусева Глеба Андреевича из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>-45, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения (л.д. 84, 85-88).
В апелляционной жалобе Гусева А.С. и Гусевой О.П. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения и неправильного применения норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л.д. 93-98).
В суде апелляционной инстанции прокурор Беляева М.В. полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, Министерство обороны РФ просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ответчик Гусев А.С. проходит военную службу в войсковой части 14254 по контракту, заключенному на срок с 24 июня 2015 г. по 23 июня 2020 г. (л.д. 19).
Согласно договору пользования жилым помещением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между начальником 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ и Гусевым А.С., Гусеву А.С., а также членам его семьи Гусевой О.П., Гусеву Р.А., Гусевой К.А., Гусеву Г.А. для временного пользования и проживания предоставлено жилое помещение, подлежащее отнесению к специализированному жилищному фонду МО РФ, без права регистрации по месту жительства, расположенное по адресу: <адрес>-45, <адрес> (л.д. 14).
Воронеж-45 является закрытым военным городком.
13 февраля 2018 г. между Гусевым А.С. и 2 отделом (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации заключено соглашение, в соответствии с которым уполномоченный орган перечисляет Гусеву А.С. и совместно проживающим с ним членам семьи жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения на банковский счет гражданина, а Гусев А.С., в свою очередь, совместно с членами семьи сдает жилое помещение жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации по адресу: Воронеж-45, <адрес>, и обязуется не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищного сертификата на банковский счет освободить занимаемое жилое помещение, сняться с регистрационного учета, предоставить в уполномоченный орган договор найма жилого помещения, выписку из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приемки передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей.
Решением ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Гусеву А.С. и членам его семьи - супруге Гусевой О.П., и детям Гусеву Р.А., Гусевой К.А., Гусеву Г.А. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 8 090 010 рублей.
Жилищная субсидия перечислена ответчикам в полном объеме в размере 8 090 010 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Гусеву А.С. принадлежит: земельный участок площадью 597 кв.м и жилой дом площадью 156,4 кв.м по адресу: <адрес>, с/т «Ветеран», <адрес>, а также жилое помещение площадью 38,9 кв.м по адресу: Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> (л.д. 77-78).
До настоящего времени спорную квартиру ответчики не освободили.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.
В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 ФЗ).
Содержание названных норм закона указывает на то, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
На основании пункта 9 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с названным федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, исходил из того, что Гусеву А.С. и членам его семьи для приобретения или строительства жилого помещения предоставлена жилищная субсидия в связи с его статусом военнослужащего и признанием нуждающимся в жилом помещении, Гусев А.С. получил субсидию, что означает фактическое обеспечение его и членов его семьи возможностью приобретения жилого помещения для постоянного проживания по месту прохождения службы, обязался в добровольном порядке освободить занимаемое им жилое помещение не позднее четырех месяцев с момента перечисления денежных средств на счет, подписав соглашение, ответчик выразил согласие и принял обязательство по сдаче занимаемого служебного жилого помещения в конкретный срок.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у ответчика и членов его семьи законных оснований для пользования служебной квартирой и обоснованности заявленных требований истца. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Тот факт, что ответчик и члены его семьи в порядке реализации жилищной субсидии приобрели жилое помещение не по месту военной службы, а в ином регионе Российской Федерации, правового значения не имеет и не порождает возможности пользоваться одной и той же социальной гарантией по двум основаниям одновременно.
Таким образом, реализовав свое право на жилищное обеспечение от Министерства обороны Российской Федерации, Гусев А.С. и члены его семьи в соответствии с действующим законодательством утратили право пользования и обязаны освободить предоставленное служебное жилое помещение, снявшись с регистрационного учета по прежнему месту жительства и предоставить в уполномоченный орган документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Гусев А.С. является военнослужащим и имеет право на предоставление служебного жилого помещения на период службы до июня 2020 г., ни Гусев А.С., ни члены его семьи не имеют в собственности жилого помещения, расположенного вблизи с местом его службы, выводов суда не опровергают и основанием для отмены решения не являются. Подписав соглашение, ответчики приняли на себя обязательство по освобождению занимаемого жилого помещения после получения субсидии.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, сводятся к ошибочному толкованию норм материального закона и выражают несогласие с оценкой данной судом.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности постановленного судом решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Грибановского районного суда Воронежской области от 05 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусева Андрея Сергеевича, Гусевой Оксаны Прокопьевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: