Дело № 2-303/2021
УИД 10RS0008-01-2021-000815-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2021 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Теребовой А.В.,
с участием истца Бызовой С.Н. и ее представителя Михайлова А.В.,
представителя ответчика Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» Анисимовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бызовой С.Н. к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу,
у с т а н о в и л :
Бызова С.Н. обратилась в суд по тем основаниям, что является нанимателем по договору социального найма от 08.06.2010 №803 жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Распоряжением Администрации Медвежьегорского городского поселения от 25.12.2017 №341-р жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением Администрации Медвежьегорского городского поселения от 10.07.2007 №74 Бызова С.Н. признана нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени истица другим жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, квартира не предоставлена. Ссылаясь на положения статей 57, 87-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить Бызовой С.Н. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г.Медвежьегорск, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 54 кв.м. и находящееся в черте населенного пункта г.Медвежьегорск, включив в договор социального найма в качестве членов семьи Бызова А.А. и Бызова В.А.
В судебном заседании истица Бызова С.Н. и ее представитель Михайлов А.В. поддержали заявленные требования по указанным в иске основаниям, просили их удовлетворить. Истица уточнила предмет иска, окончательно просила предоставить ей истребуемое жилое помещение во внеочередном порядке. Изменение (уточнение) предмета иска судом принято. Бызова С.Н. сообщила суду, что проживает в квартире <адрес>, техническое состояние жилого дома и квартиры является неудовлетворительным, фундамент дома рассыпается, упала печная труба, поддерживающий ремонт, обеспечивающий безопасность для жизни граждан, не производится.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» Анисимова И.С. исковые требования не признала, поскольку срок расселения жителей дома <адрес>, установленный распоряжением Администрации Медвежьегорского городского поселения от 25.12.2017 №341-р (до 31.12.2024) еще не истек, кроме того, названный дом в Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы не включен, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017, свободных жилых помещений, которое могло бы быть предоставлено истице, не имеется. Техническое состояние дома, отраженное в экспертном заключении ООО «Консалтинговая компания «Кронос-Карелия» от 20.12.2017 №2130-27-11/17-12, не оспаривала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Бызов А.А. и Бызов В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав стороны, приняв во внимание показания допрошенных свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия. Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
На основании пункта 3 части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора имеет значение, соблюден ли порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, относится ли истец к числу лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма (состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении), имеется ли опасность для жизни и здоровья истца с учетом состояния дома, требующая незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение, а также имеется ли у гражданина возможность проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.
Как установлено судом, Бызова С.Н. является нанимателем квартиры <адрес>, площадью 54 кв.м., состоящей из 2х комнат. Названная квартира является собственностью Медвежьегорского городского поселения, предоставлена Бызовой С.Н. 11.10.1979 по ордеру №36, 08.06.2010 Бызовой С.Н. и ООО «Управляющая компания «Жилищный трест», действующей от имени Администрации Медвежьегорского городского поселения, заключен договор социального найма жилого помещения №803.
Совместно с нанимателем Бызовой С.Н. в жилое помещение в качестве членов ее семьи вселены, в том числе Бызов А.А. и Бызов В.А., которые также как и Бызова С.Н. на дату рассмотрения настоящего гражданского дела зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства.
Бызова С.Н. признана малоимущей и состоит в очереди на улучшение жилищных условий в качестве нуждающейся в жилом помещении (постановление Главы Медвежьегорского городского поселения от 10.07.2007 №74).
Сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Бызовой С.Н., Бызова А.А. и Бызова В.А. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов определена Правительством Российской Федерации в постановлении от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Распоряжением Администрации Медвежьегорского городского поселения от 25.12.2017 №341-р «О признании жилого многоквартирного дома <адрес> Республики Карелия аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения жителей дома установлен до 31.12.2024.
Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу явились заключение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений от 25.12.2017 и экспертное заключение ООО «Консалтинговая компания «Кронос-Карелия» от 20.12.2017 №2130-27-11/17-12.
Как следует из экспертного заключения ООО «Консалтинговая компания «Кронос-Карелия» от 20.12.2017 №2130-27-11/17-12, физический износ жилого дома <адрес> составляет 71%, состояние основания и несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении сохранных мероприятий или полной смене конструктивного элемента. Зафиксировано нарушение жесткости каркаса здания, прогибы балок, зыбкость перекрытия, нарушение устойчивости конструкции. Требования безопасности не обеспечены. Электроснабжение: потеря эластичности изоляции проводов, скрутки. Наружные стены имеют трещины, продуваются и промерзают. Из-за отсутствия отмостки подмыто основание под фундаментом, значительные поражения древесины гнилью, стены не защищены от проникновения дождевой воды. Электропроводка и печи частично в неисправном состоянии. Требования пожарной безопасности не соблюдены. Жилой дом на момент осмотра не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, представляет угрозу для жизни проживающих в нем, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.
Неудовлетворительное техническое состояние дома Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» не оспаривается, подтверждается.
Дом <адрес> как признанный аварийным после 01.01.2017 в Региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы не включен.
Как сообщила суду истица Бызова С.Н., она продолжает проживать в предоставленном ей жилом помещении, техническое состоянии жилого дома с 2017 года ухудшилось, полы проваливаются, в квартире очень холодно, никаких ремонтных работ, направленных на поддержание технического состояния дома (сохранных мероприятий), не производится.
Указанное подтверждается показаниями допрошенных судом свидетелей К.Н.В. и К.Р.А. показания которых являются последовательными и непротиворечивыми, они согласуются между собой и материалами дела, оснований не доверять им или ставить их под сомнение у суда не имеется.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года» (ответ на вопрос №3), само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доказательств возможности проживания истицы и членов ее семьи в спорном аварийном доме до 31.12.2024 ответчиком не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании решения Совета Медвежьегорского муниципального района от 12.04.2018 №69 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и пункта 1.1 статьи 39 Устава муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» исполнение полномочий Администрации Медвежьегорского городского поселения возложено на Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район».
В данной связи суд приходит к выводу о наличии оснований предоставления истцу ответчиком во внеочередном порядке другого жилого помещения, поскольку доказаны объективная нуждаемость в жилом помещении, существование опасности для жизни и здоровья истца и членов его семьи, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилье.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
На основании изложенного при установленных судом обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить во внеочередном порядке Бызовой С.Н. на состав семьи с учетом Бызова А.А. и Бызова В.А. по договору социального найма в границах г.Медвежьегорск Медвежьегорского района жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям Медвежьегорского городского поселения, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению площадью не менее 54 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2021 года