Решение по делу № 33-4580/2017 от 22.05.2017

В суде первой инстанции дело слушал дело судья Юдакова Ю.Ю.

№ 33-4580/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе

председательствующего Лукьянченко Р.В.

судей Овсянниковой И.Н., Масловой Т.В.

при секретаре Арабаджи М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июня 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», Министерству промышленности и транспорта Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия,

третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края

по апелляционным жалобам КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 22 декабря 2016 г.

Выслушав доклад судьи Т.В. Масловой, объяснения прокурора Лазаревой Н.А., представителей Правительства Хабаровского края- Костиной К.В., Министерства финансов Хабаровского края Бахмат Т.А., КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог»- Павлюкевич С.Е., Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края Абашевой А.Г., действующих на основании доверенностей, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор района имени Лазо Хабаровского края обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района в рамках надзорных мероприятий за соблюдением законов о безопасности дорожного движения были установлены недостатки в содержании автомобильных дорог: «р.п. Переяславка- с. Аргунское», «Подъезд к с. Бичевая», «Подъезд к с. Святогорье», чем нарушены п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Собственником указанных автомобильных дорог является Хабаровский край. Необеспечение соответствия указанных участков дорог требованиям ГОСТ повышает их аварийную опасность и создает угрозу для безопасности участников дорожного движения.

Просил обязать КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» (далее- КГКУ «Хабаровскуправтодор») в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования Элементы обустройства. Общие требования» автомобильные дороги «р.п. Переяславка-с. Аргунское», «Подъезд к с. Бичевая», «Подъезд к с. Святогорье»: автомобильная дорога «р.п. Переяславка- с. Аргунское»: на участке от 1 км+406 м до 1 км + 860 м (в границах п. Переяславка); участке, проходящем в границах с. Гродеково; участке, проходящем в границах с. Киинск; участке, доходящем по ул. Гагарина в с. Черняево установить тротуары, обеспечить стационарное электрическое освещение;

участке от 2 км+ 845 м до 4 км +508 м (в границах п. Переяславка)- обеспечить стационарное электрическое освещение;

участке от 3 км +604 м до 4 км +263 м (в границах п. Переяславка)- установить тротуары.

Автомобильная дорога «Подъезд в с. Бичевая»: на участке, проходящем в границах с. Екатеринославка; участке, проходящем в границах с. Георгиевка; участке, проходящем в границах с. Петровичи; участке, проходящем в границах с. Полетное; участке, проходящем в границах с. Бичевая установить тротуары и обеспечить стационарное электрическое освещение; Автомобильная дорога «Подъезд к с. Святогорье в границах с. Кондратьевка» установить тротуар и обеспечить стационарное электрическое освещение.

Возложить на Правительство Хабаровского края и Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края обязанность профинансировать в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу указанные работы по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования Элементы обустройства. Общие требования»

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 22 декабря 2016 года, с учетом определения об исправлении описки от 04.05.2017 г. исковые требования прокурора района имени Лазо Хабаровского края удовлетворены. Судом постановлено: Возложить обязанность на КГКУ «Хабаровскуправтодор» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования Элементы обустройства. Общие требования» автомобильные дороги «р.п. Переяславка - с. Аргунское», «Подъезд к с. Бичевая», «Подъезд к с. Святогорье»: -автомобильная дорога «р.п. Переяславка- с. Аргунское»: На участке от 1 км+406 м до 1 км + 860 м (в границах п. Переяславка); участке, проходящем в границах с. Гродеково; участке, проходящем в границах с. Киинск; участке, проходящем по ул. Гагарина в с. Черняево установить тротуары, обеспечить стационарное электрическое освещение; Участке от 2 км + 845 м до 4 км +508 м (в границах п. Переяславка)- обеспечить стационарное электрическое освещение; Участке от 3 км +604 м до 4 км +263 м (в границах п. Переяславка)- установить тротуары. Автомобильная дорога «Подъезд в с. Бичевая»: На участке, проходящем в границах с. Екатеринославка; участке, проходящем в границах с. Георгиевка; участке, проходящем в границах с. Петровичи; участке, проходящем в границах с. Полетное; участке, проходящем в границах с. Бичевая установить тротуары и обеспечить стационарное электрическое освещение; автомобильная дорога «Подъезд к с. Святогорье: в границах с. Кондратьевка» установить тротуар и обеспечить стационарное электрическое освещение.

Возложить на Правительство Хабаровского края и Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края обязанность профинансировать в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу работы по приведению в соответствие автомобильных дорого с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования Элементы устройства. Общие требования».

В апелляционных жалобах Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, Правительство Хабаровского края, КГКУ «Хабаровскуправтодор» просят решение суда отменить. В обоснование доводов жалоб указав на недопустимость прокурору исходя из принципа разделения властей вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению установленных полномочий, которые самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета. Требование в части возложения обязанности по финансированию и их исполнению в течении 6 месяцев также выходит за рамки полномочий и противоречит требованиям бюджетного законодательства. Функциями главного распределителя средств краевого бюджета, предусмотренных на финансирование подведомственных учреждений наделено Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края. При принятии решения суд не разделяет в какой части и каким образом Правительство края и Министерство должны исполнить обязанность по финансированию. Неэффективное использование денежных средств при существующем дефиците бюджета окажет негативные последствия на дорожную отрасль в целом. Распоряжением министерства имущественных отношений края от 26.07.2002г. №1115 спорные автомобильные дороги переданы в оперативное управление КГКУ «Хабаровскуправтодор», которое исполняет функции государственного заказчика по строительству, ремонту и содержанию дорог, и имеет право заключать контракты на выполнение работ только при утверждении лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год. Требования по проведению работ по установке тротуаров, стационарного электрического освещения невозможно исполнить, поскольку указанные работы не включены в ежегодный план капитального ремонта сети автомобильных дорог, относящихся к собственности Хабаровского края на 2017г. Исполнить решение суда в указанной части с учетом сроков необходимых для выполнения процедурных вопросов связанных с выполнением проектных работ, торгов по определению исполнителя, подрядчика и непосредственного выполнения работ возможно не ранее 9,5 месяцев начиная с года, в котором будут доведены лимиты бюджетных обязательств. Однако, судом не рассмотрен вопрос о необходимых сроках для выполнения работ в указанной части. Кроме того, выводы суда основаны на недопустимом доказательстве – акте проверки, составленном сотрудником ГИБДД в одностороннем порядке, в котором не содержатся ссылки на пункты ГОСТов, нарушения которых выявлены в ходе проверки.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Хабаровского края просит решение отменить, ссылаясь на отсутствие надлежащего извещения о времени и месте проведения судебного заседания, необходимость разрешения данного спора в порядке КАС РФ, ссылаясь на то, что сумма бюджетных ассигнований дорожного фонда края на 2016г. утверждена и распределена. С учетом правил и нормативов расходы на капитальный ремонт по спорным дорогам планированию в краевом бюджете ни на 2016г., ни на 2017г. не подлежали и не подлежат, потому как межремонтный срок по ним приходится на 2020г.

Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 210 ГК РФ, ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 5 ст. 6, п.п. 1, 2, 12, ст. 12 ФЗ РФ от 08.11.2007г. №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», п. 3 ст. 6, ст. 12 Федерального закона № 196 от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.07.2011 г. № 207-пр, ч. 5 ст. 161, 38.1, 158, 85, 65 Бюджетного Кодекса РФ, п. п. 4.5.1.1,4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установив факт ненадлежащего выполнения КГКУ «Хабаровскуправтодор», как лицом ответственным за содержание дорог, обязательств по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, пришел к выводу о возложении обязанности на КГКУ «Хабаровскуправтодор» устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и привести автомобильные дороги «р.п. Переяславка-с. Аргунское», «Подъезд к с. Бичевая», «Подъезд к с. Святогорье»; автомобильная дорога «р.п. Переяславка- с. Аргунское» в соответствие с требованиями ГОСТ. Возложив обязанность по финансированию устранения выявленных нарушений на Правительство Хабаровского края и Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, как главных распорядителей бюджетных средств.

Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В силу п. п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела автомобильные дороги «р.п. Переяславка- с. Аргунское», «Подъезд в с. Бичевая», «Подъезд к с. Святогорье находятся в собственности Хабаровского края, закреплены за КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» на праве оперативного управления, на которое также возложены функции единого заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Состояние автомобильных дорог не соответствует указанным требованиям ГОСТа, на участках в границах указанных дорог обозначенных в актах, составленных должностным лицом ГИБДД ОМВД России по району имени Лазо, отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение, что является нарушением прав граждан на безопасные условия передвижения по указанным дорогам общего пользования и как следствие, способствует совершению дорожно-транспортных происшествий.

Доводы апелляционной жалобы на недопустимость использования в качестве доказательства акта выявленных недостатков основанием к отмене решения суда не являются, поскольку акты были составлены при осуществлении прокурорского надзора, должностным лицом ГИБДД МВД России по району имени Лазо в пределах имеющихся полномочий в сфере организации безопасности дорожного движения, с участием свидетелей, указанием места проведения осмотра и выявленных недостатков, наличие которых не оспаривалось.

В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Поскольку исполнение полномочий исполнительных органов государственной власти Хабаровского края в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения отнесено к компетенции КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на указанного ответчика обязанности по приведению указанных в исковом заявлении участков автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТа.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав ответчиков на самостоятельное определение направления и расходования бюджетных средств судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В данном случае факт непринятия надлежащих мер по организации содержания участков автомобильных дорог нашел свое подтверждение доказательствами по делу. Не включение расходов по капитальному ремонту участков дорог в бюджет субъекта указывает на то, что решение данного вопроса в настоящее время не является приоритетным для органа государственной власти, однако срок восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц на безопасное движение не может быть поставлен в зависимость от включения расходов по ремонту автомобильных дорог в соответствующий бюджет.

Установленный судом шести месячный срок исполнения обязанности по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 автомобильных дорог в части устройства тротуаров и уличного освещения отвечает требованиям разумности и справедливости. Более длительный срок повлечет необоснованное отложение момента фактического восстановления нарушенного права граждан на безопасное дорожное движение.

Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику края и осуществляющим управление в сфере гражданских и оборонных отраслей промышленности, транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в отношении дорог регионального и межмуниципального значения, к которым относятся спорные автомобильные дороги. Является главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности подведомственного учреждения, который в свою очередь утверждается и распределяется Правительством Хабаровского края, в связи с чем суд обоснованно возложил на названных ответчиков обязанность по финансированию работ по установке тротуаров и стационарного электрического освещения.

Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Хабаровского края и нарушении судом норм процессуального законодательства в части надлежащего извещения о времени и месте проведения судебного заседания, судебной коллегий отклоняются, поскольку Министерство финансов Хабаровского края воспользовалось правом, предусмотренным ст. 35 ГПК РФ заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (л.д. 152), представило письменный отзыв, который был принят судом во внимание при разрешении исковых требований, о передаче дела по подсудности в Кировский районный суд г. Хабаровска министерство также было извещено, информация о времени и месте рассмотрения указанного иска заблаговременно была размещена на официальном сайте Кировского районного суда г.Хабаровска. При таких обстоятельствах, нарушений требований ст.167 ГПК РФ в действиях суда первой инстанции не усматривается.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края – без удовлетворения.

Председательствующий Р.В. Лукьянченко

Судьи И.Н. Овсянникова

Т.В. Маслова

33-4580/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор района имени Лазо Хаб. края
Ответчики
Министерство финансов Хаб. края
КГКУ Хабаровскуправтодор
Министерство промышленности и транспорта Хаб. края
Правительство Хаб. края
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Маслова Тамара Викторовна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
30.06.2017Судебное заседание
06.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее