Дело № 2-1519/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 февраля 2024 года г. Видное Московская область
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Куприяновой Я.Г., при секретаре Амбуловой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Ленинского городского округа Московской области к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельные участки, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ленинского района Московской области обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные в Ленинском районе Московской области, с категорией земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства принадлежат на праве собственности ответчику ФИО1
Данные земельные участки образованы в счет выдела земельных долей бывшего «ПК КПЗ им.Ленина, либо «ПК КПЗ им.Горького», которые относились к землям сельскохозяйственного назначения. В случае раздела или иного преобразования участка, вновь образованные земельные участки должны сохранять целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, а также соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков соответствующего целевого назначения. Спорные земельные участки не расположены на землях сельскохозяйственного назначения, в нарушение п.2 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации при подготовке схем расположения не учитывалась существующая градостроительная документация на данную территорию (документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, проект планировки территории), не были учтены земли общего пользования.
Сведения об основаниях возникновения права собственности в администрации Ленинского городского округа Московской области отсутствуют. Администрация решений о предоставлении вышеуказанных земельных участков не принимала, границы не согласовывала.
По мнению истца, формирование и кадастровый учет земельных участков осуществлены с нарушением действующего законодательства, в результате чего в ЕГРН внесены кадастровые сведения, не соответствующие установленным земельным законодательством требованиям по описанию местоположения границ земельных участков.
Вышеперечисленные нарушения норм законодательства при образовании и остановке на кадастровый учет земельных участков нарушают права муниципального образования Ленинский городской округ, а также неопределенного круга лиц на свободный доступ к объектам общего пользования. Формирование земельных участков с нарушением порядка, установленного земельным законодательства, лишает муниципальное образование возможности осуществлять свои полномочия, предоставленные законом.
Уточнив исковые требования, руководствуясь положениями ст. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст.ст.214, 301 ГК РФ, истец просит суд исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами: №; указать, что решение суда является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об исключении сведений о правах на указанные земельные участки, снятия границ земельного участков.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, о его месте, дате и времени извещен.
Поскольку судом приняты необходимые меры по надлежащему отправлению судебной корреспонденции ответчику, суд считает последнего извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С согласия истца, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности.
Согласно пункту 2 статьи 8 названного Кодекса категория земель указывается, в частности, в государственном кадастре недвижимости, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границах земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктам 6, 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану поселения прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, содержащие, в частности, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, с указанием категории земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В силу статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
На основании пункта 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежат на праве собственности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ; земельные участки №, №. №, № принадлежат на праве собственности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, были образованы путем раздела земельного участка с №.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «СТ-Эксперт».
В результате экспертного исследования установлено, что кадастровые границы земельных участков №, №, №, № расположены в пределах кадастровой границы земельного участка с №.
Решением Видновского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным решением Видновского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 признано право собственности на земельный участок, выделенный земельной доли, ранее принадлежавшей ФИО4, а также на земельный участок, выделенный из земельной доли, ранее принадлежавшей ФИО5. Расположены по адресу: <адрес>, установив местоположение границ земельных участков в соответствии с координатами, указанными в геосъемке.
По результатам проведенного графического моделирования экспертом определено, что координаты характерных (поворотных) точек кадастровых границ исследуемых земельных участков, а также земельного участка с № частично соответствуют координатам характерных (поворотных) точек границы земельного участка, представленным в Дополнительном решении от ДД.ММ.ГГГГ Исследуемые земельные участки ответчика, а также земельный участок № были образованы на основании Дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ, Решения от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, согласно дополнительному решению от ДД.ММ.ГГГГ и решению от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых образовались исследуемые земельные участки, данные земельные участки выделялись в счет земельной доли (пая) в хозяйстве колхоза им. Горького.
Однако Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ Московского областного суда по делу № решение Видновского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное решение от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых были образованы исследуемые земельные участки, а также земельный участок с №, отменено.
На момент образования земельного участка №, из которого образовались земельные участки №, №, №, №, а также земельного участка № действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Ленинского городского округа Московской области.
В соответствии с выводами судебного эксперта земельный участок № земельный участок № на момент их образования полностью располагались в территориальной зоне - Ж-2 зона застройки индивидуальными и блокированными жилым домами.
Согласно сведениям ЕГРН и правоустанавливающих документов, земельные участки №, № имеют категорию земель - «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства».
На основании проведенного исследования, экспертом определено, что земельный участок № (из которого образовались земельные участки с К№, с К№, с К№, с К№) фактически не используются, хозяйственная деятельность не ведется, ограждения отсутствуют, доступ на территорию земельного участка никак не ограничен;
на территории земельного участка № расположен объект незавершенного строительства; иная хозяйственная деятельность не ведется, ограждения отсутствуют, доступ на территорию земельного участка никак не ограничен.
На момент проведения настоящего исследования действуют Правила землепользования и застройки территории (части территории) Ленинского городского округа Московской области, утвержденные постановлением администрации Ленинского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями, внесенными постановлениями администрации Ленинского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (далее: \ПЗЗ от ДД.ММ.ГГГГ); Генеральный план Ленинского городского округа <адрес>, утвержденный Решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями внесенными Решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (далее: ГП от ДД.ММ.ГГГГ).
Экспертом установлено, что согласно ГП от 03.06.2021г. исследуемые земельные участки на момент проведения экспертизы расположены полностью (100 %) в функциональной зоне Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в границах населенного пункта д. Мамоново.
В материалах дела отсутствуют документы и материалы (а также указание на них), подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры перевода исследуемых земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов».
С учетом результатов проведенного исследования, всей совокупности доказательств, представленных сторонами в материалы дела, суд приходит к выводу, что образование исследуемых земельных участков с категорией земель «земли населенных пунктов», в т.ч. в территориальной зоне Ж- 2 -зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, согласно Правилам землепользования и застройки от ДД.ММ.ГГГГ, как земельных участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, не соответствует требованиям земельного законодательства.
По результатам визуально-инструментального обследования, экспертом определено, что вблизи исследуемых земельных участков расположены:
-столбы (опоры) воздушных линий электропередач напряжением <данные изъяты>
-опознавательные знаки газопровода, нанесенные на постоянные ориентиры;
-проезжие части <адрес>;
-объект незавершенного строительства.
На основании проведенного исследования, в т.н. осмотра предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны (маркировки на опорах ЛЭП) и анализа нормативно-правовых актов (п. 5-11, п.16-18, приложения Постановлению Правительства РФ "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", экспертом определено, что воздушная линия электропередач ВЛ-0,4 кВ, имеет охранную зону, ограниченную параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов на расстоянии 2 м, при этом границы охранных зон линий электропередач не установлены в соответствии с законодательством, не внесены в ЕГРН.
Экспертом на Листе № заключения в п.7 Графическая часть представлено местоположение кадастровых границ исследуемых земельных участков относительно линии электропередач ВЛ-0,4 кВ и её охранной зоны.
По результатам визуально-инструментального обследования (см. Лист № п.7 Графическая часть), экспертом определено, что кадастровые границы земельных участков №, №, № пересекает границы охранной зоны ЛЭП, напряжением <данные изъяты> кВ. Однако в данных ЕГРН о земельных участках №, №, № сведения об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства отсутствуют.
В Таблице № и на листе №заключения п. 7 Графическая часть, экспертом представлены описания и координаты поворотных (характерных) точек пересечений кадастровых границ земельных участков №, №, № и охранной зоны линии электропередач напряжением <данные изъяты> кВ. Площадь пересечения кадастровой границы земельного участка № и охранной зоны линии электропередач, напряжением 0,4 кВ составляет <данные изъяты>.; площадь пересечения кадастровой границы земельного участка № и охранной зоны линии электропередач, напряжением <данные изъяты> кВ составляет <данные изъяты>., площадь пересечения кадастровой границы земельного участка № и охранной зоны линии электропередач, напряжением <данные изъяты> составляет <данные изъяты>
По результатам визуально-инструментального обследования, экспертом определено, что вблизи исследуемых земельных участков расположены опознавательные знаки газопровода, нанесённые на постоянные ориентиры. Однако в ЕГРН охранные зоны сооружения «газопровод среднего давления» с кадастровым номером №, а также сооружения «газопровод среднего Р<0,3 МПа давления» с кадастровым номером № - отсутствуют.
Кроме того, по результатам анализа сведений ЕГРН, экспертом определено, что вблизи исследуемых земельных участков расположены: сооружения дорожного транспорта с К№; сооружения дорожного транспорта с К№; нежилое сооружения с К№.
На основании проведенного исследования, путем сопоставления результатов геодезической съемки проезжих частей <адрес> и местоположения кадастровых границ исследуемых земельных участков, экспертом определено, что кадастровые границы земельных участков №, № и № пересекают фактическую границу проезжей части <адрес>.
Площадь пересечения кадастровой границы земельного участка № с фактической границей проезжей части составляет <данные изъяты>.; площадь пересечения кадастровой границы земельного участка № с фактической границей проезжей части составляет <данные изъяты>м.; площадь пересечения кадастровой границы земельного участка № с фактической границей проезжей части составляет <данные изъяты>., площадь пересечения кадастровой границы земельного участка № с фактической границей проезжей части составляет <данные изъяты>
Согласно ст.15 п.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.»
В силу ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами».
Согласно ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.»
В соответствии со ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам».
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ урегулирована процедура перевода земель или земельных участков из одной категории в другую.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки образованы в счет выдела земельных долей бывшего «ПК КПЗ им.Ленина», которые относились к землям сельскохозяйственного назначения.
Учитывая совокупность изложенных норм законодательства, земельные участки ответчика, должны иметь те же категорию земель и вид разрешенного использования, которые имел земельный участок, из которого они был образованы путем выдела - земельная доля (пай) в хозяйстве ПК КПЗ имени Владимира Ильича.
Экспертом предложены варианты устранения нарушений земельного законодательства путем внесения изменений в сведения ЕГРН, а также путем исключения их ЕГРН сведений о спорных земельных участках и его характеристиках.
Материалами дела доказано, что формирование и кадастровый учет земельных участков ответчика осуществлены с нарушением действующего законодательства, так как данные земельные участки образованы из земельной доли бывшего «ПК КПЗ имени Владимира Ильича», который относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, следовательно, также должны были иметь категорию земель сельскохозяйственного назначения. В результате указанных нарушений норм действовавшего законодательства, допущенных при постановке на кадастровый учет спорных земельных участков, в ЕГРН внесены сведения, не соответствующие установленным земельным законодательством требованиям по описанию местоположения границ земельных участков.
Вышеперечисленные нарушения норм законодательства при образовании и остановке на кадастровый учет земельных участков нарушают права муниципального образования Ленинский городской округ, а также неопределенного круга лиц на свободный доступ к объектам общего пользования. Руководствуясь статьей 7 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 и установив, что в отношении спорных земельных участков администрацией муниципального района не проводились мероприятия по его переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию "земли населенных пунктов" путем включения в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования, суд полагает правомерным удовлетворить требования истца в полном объеме.
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими.
Удовлетворение данного требования приведет к исключению из реестра недостоверной записи. На такое требование администрации не распространяется срок исковой давности (статьи 208 и 304 Гражданского кодекса).
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. На основании ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ.
При рассмотрении настоящего иска экспертной организацией ООО «СТ-Эксперт» подготовлено заключение, стоимость исследования составила <данные изъяты>. В связи с удовлетворением иска администрации в полном объеме, расходы на проведение экспертизы в указанном размере подлежат взысканию с ответчика в пользу экспертного учреждения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Ленинского городского округа Московской области – удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами №
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об исключении сведений о правах ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами №, о границах земельного участка с кадастровым номером №, а также снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами №
Взыскать со ФИО1 в пользу ООО «СТ-Эксперт» расходы на проведение экспертизы в размере <данные изъяты>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Я.Г. Куприянова