Дело №2а-3073/2020 30 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Солодковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Корельской О. А. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, понуждении направить проект соглашения об изъятии жилого помещения,
установил:
Корельская О.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, выразившегося в том, что административным ответчиком не направлен административному истцу проект соглашения об изъятии доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., возложении обязанности направить проект соглашения об изъятии недвижимости с определением цены, сроков и других условий выкупа.
В обоснование требований указала, что является собственником <***> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: .... Согласно заключению межведомственной комиссии дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Главы муниципального образования «Город Архангельск» от 23 апреля 2018 года земельный участок под вышеуказанным домом изъят для муниципальных нужд. Однако мер по изъятию жилого помещения административным ответчиком до настоящего времени не принято, что послужило причиной обращения с данным иском в суд.
В судебное заседание административный истец, представитель административного ответчика, заинтересованные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика представил в материалы дела отзыв, в котором указал, что с требованиями не согласен. Считал, что бездействие отсутствует, поскольку дом ... вошёл в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утверждённую постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Все мероприятия, предусмотренные адресной программой в отношении указанного многоквартирного дома, должны быть завершены в срок до 01 августа 2025 года. Финансирование мероприятий адресной программы, реализуемых с финансовой поддержкой государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утверждённым решением правления от 05 марта 2014 года. Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку в настоящий момент мероприятия, предусмотренные адресной программой в отношении многоквартирного жилого дома, в котором расположено принадлежащее административному истцу на праве собственности жилое помещение, не завершены, решение о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа программы государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не принято, понуждение Администрации муниципального образования «Город Архангельск» направить проект соглашения об изъятии недвижимого имущества является преждевременным.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Корельская О.А. является собственником <***> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Архангельск, ....
Заключением межведомственной комиссии от 08 сентября 2015 года №331 выявлены основания для признания многоквартирного дома ... аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением заместителя мэра города Архангельска от 18 сентября 2015 года №2799р многоквартирный дом ... признан аварийным и подлежащим сносу.
15 декабря 2016 года в адрес Корельской О.А. направлялось требование о сносе указанного дома, в котором ей предлагалось в срок до 01 декабря 2017 года совместно с другими собственниками решить вопрос о сносе жилого дома.
Распоряжением главы муниципального образования «Город Архангельск» от 23 апреля 2018 года №1242р изъят для муниципальных нужд земельный участок, расположенный в территориальном округе Майская горка города Архангельска по ..., а также жилые помещения, находящиеся в указанном многоквартирном жилом доме, в том числе квартира <№>, собственником <***> долей в которой является Корельская О.А.
Проект соглашения об условиях изъятия административному истцу не направлялся, что сторонами не оспаривается.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Как предусмотрено пп. 4 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Положениями ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления осуществляет мероприятия, предусмотренные этой статьей, в том числе публикацию уведомления о планируемом изъятии объектов недвижимости, в случае если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
В соответствии с положениями п. 1 и 2 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно п. 2 той же статьи согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.
Как предусмотрено п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Согласно п. 3 той же статьи проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который: 1) указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд; 2) указан в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в случае его отсутствия указан в государственном кадастре недвижимости (в отсутствие сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта); 3) присвоен изымаемым объектам недвижимого имущества (в отсутствие сведений об адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии (п.8 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 9 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В силу ч. 10 той же статьи в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включён в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По делу судом установлено, что дом ... включён в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утверждённую постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп (далее – Программа).
Между тем, доказательства того, что административный истец сообщила административному ответчику о выбранном ею способе обеспечения жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, при отсутствии у администрации муниципального образования «Город Архангельск» сведений о выбранном Корельской О.А. способе реализации жилищных прав факт ненаправления административному истцу проекта соглашения об условиях изъятия жилого помещения в настоящее время не может рассматриваться как неправомерное бездействие со стороны административного ответчика.
Кроме того, суд учитывает, что согласно Программе все мероприятия, предусмотренные адресной программой в отношении спорного многоквартирного дома, должны быть завершены в срок до 01 августа 2025 года.
Реализация мероприятий Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер.
Финансирование мероприятий Программы, реализуемых с финансовой поддержкой государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утверждённым решением правления Фонда от 05 марта 2014 года.
Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Этапы Программы (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы (в части переселения граждан) не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа, а этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее 01 сентября 2025 года.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения судом настоящего дела мероприятия, предусмотренные Программой в отношении многоквартирного жилого дома, в котором расположено принадлежащее административному истцу жилое помещение, не завершены, решение о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа программы Фондом не принято, возложение на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанности направить административному истцу проект соглашения об условиях изъятия в предлагаемый административным истцом срок является преждевременным.
Все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьёй 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация административным истцом конституционных прав на получение жилого помещения взамен изымаемого должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и, в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других лиц, чьи жилые помещения также расположены в домах, включённых в Программу, предусматривающую определённые этапы её реализации.
При этом не могут быть приняты судом во внимание доводы административного истца о бездействии администрации муниципального образования «Город Архангельск» при решении вопроса об изъятии жилого помещения, поскольку дом включён в Программу, предусматривающую определённые этапы её реализации и сроки, до истечения которых переселение граждан из аварийного жилья должно быть завершено. В настоящее время срок реализации Программы в отношении дома № ... не истёк, как не истёк срок действия распоряжения об изъятии земельного участка и жилых помещений.
Кроме того, конкретный срок для направления проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд действующим законодательством не установлен.
В связи с этим оснований полагать, что права и законные интересы административного истца нарушены, в настоящее время не имеется.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременно наличие двух условий: не соответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение права, свобод и законных интересов административного истца.
Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлено.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Корельской О. А. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, понуждении направить проект соглашения об изъятии жилого помещения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
А.А. Жданова |